Отправили груз, а получили… убыток?

Российский бухучет

Автор:
Источник: журнал «Расчет»- №8, 2003 г.
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Классик когда-то сказал: «У России две беды – дураки и дороги». С тех пор прошли века, а проблемы остались. Что касается дорог, то, по-видимому, это надолго. Поэтому, чтобы не остаться в дураках при перевозке грузов, лучше застраховаться.

Кто рискует

Многие фирмы продают свои товары покупателям из отдаленных регионов, а также за рубеж. При этом договоры о поставке заключают на разных условиях. Если продавец обязуется передать покупателю товар со своего склада, то дальнейшая судьба груза его уже не волнует. Теперь за него отвечает покупатель. Совершенно иная ситуация, когда по договору товар должен быть передан покупателю по указанному им адресу. Тогда проблема доставки и сохранности груза целиком ложится на плечи продавца.

«Наша компания поставляет оборудование для магазинов. У нас много клиентов по всей стране, – рассказывает Юрий Кушнаренко, логистик из Москвы. – В прошлом году мы отправили в Омск импортное оборудование, часть из которого – стеклянные витрины. Поскольку своих машин у нас нет, мы договорились с транспортной фирмой. По дороге наши стеклопакеты разбили, и клиент отказался принимать товар. Переговоры с перевозчиком были долгими и трудными. Наконец нам возместили стоимость только половины разбитых витрин, остальное – чистые убытки. А если бы застраховались, получили бы 100 процентов компенсации».

В такой ситуации застраховать груз мог и перевозчик. А в случае сопровождения груза экспедиторской фирмой она также могла бы оформить страховку. Вообще застраховать груз может любая фирма, имеющая к нему имущественный интерес. Главное, чтобы этот интерес был подтвержден документально: договором поставки, накладной, актом приема-передачи груза и т. д. Причем страхователь вправе назначить получателем страховки (выгодоприобретателем) любое лицо.

Страхование грузов происходит не только по собственной инициативе. Иногда условия договора обязывают фирму сделать это. Примером служат экспортные контракты о поставке товаров на условиях CIF или CIP (термины «Инкотермс-2000»). В первом случае в цену контракта входят стоимость товара, его страхование и фрахт, во втором – фрахт, перевозка и страхование.

Нюансы договора

Договоры страхования предусматривают разный набор выплат. Он зависит от перечня страхуемых рисков. Существует три основных вида договоров страхования грузов (см. врез). Однако у них огромное число вариаций благодаря оговоркам (специальным условиям) к правилам основного договора. Прежде чем подписывать договор, обратите на него самое серьезное внимание. Оговорки содержат перечень случаев, за которые страховая компания не несет ответственности. Все они обычно начинаются словами «данное страхование не покрывает…».

К сожалению, нередки случаи краж и вооруженных ограблений транспорта. Если договор исключает ответственность страховщика за недоставку груза (есть соответствующая оговорка), это значит, что стоимость украденных товаров вам не компенсируют.

По срокам действия договоры бывают разовые и генеральные.

Если фирма решила застраховать крупную партию товара или особо ценный груз, то ей лучше заключить договор разового страхования (на эту конкретную перевозку). Он действует от месяца до двух, начиная с даты поступления страховой премии (взноса) на счет страховой компании. После оплаты страховой премии и отгрузки нужно известить страховщика о том, что груз отправлен. В подтверждение ему передаются накладная или коносамент. Если перевозка вдруг стала невозможна или по каким-то причинам откладывается, об этом надо письменно уведомить страховую компанию. Она вернет вашей фирме страховой взнос. Правда, при заключении разового договора с вас удержат комиссионное вознаграждение. Если не уведомить страховщика, договор будет считаться недействительным, а заплаченные деньги фирма потеряет.

Тем, кто занимается регулярными грузоперевозками или их экспедированием, гораздо выгоднее заключить генеральный договор страхования. Как правило, он действует в течение года. Такой договор сэкономит фирме время и деньги. Ведь страховые гарантии по нему будут действовать автоматически на основании извещения о времени перевозки и составе груза. По итогам сотрудничества страховой тариф может периодически снижаться.

Подписывая генеральный договор, фирма должна сообщать страховщику обо всех перевозках в день отправки груза. В течение суток страховая компания выдаст вам полис на каждую перевозку. При этом вам выпишут счет на оплату.

Перечислить деньги можно и заранее в виде аванса. Суммируя счета, вы легко проконтролируете наличие ваших денег у страховщика. Когда они закончатся, сделайте очередной платеж. В договоре может быть оговорен и иной порядок перечисления страховой премии – раз в месяц, например.

Если после заключения договора у фирмы изменились условия перевозок, обязательно сообщите об этом страховой компании. Иначе потом у вас возникнут трудности с получением страхового возмещения.

Сколько стоит страховка

Стоимость страховки определяет множество факторов. Прежде всего это стоимость грузов. Она указана в накладных, ГТД или прайс-листах заводов-изготовителей. Последние чаще всего используются при импорте товаров, когда фирма старается занизить их стоимость в ГТД, чтобы заплатить меньше таможенных пошлин. Но и из этой ситуации есть выход. Груз можно застраховать на его реальную стоимость, если добавить к таможенной стоимости расходы на растаможку, экспедирование и другие аналогичные затраты.

Страховой тариф напрямую связан с видом используемого транспорта. Страхование перевозок по воде обходится дешевле, чем по суше (см. врез). Сумма страховки зависит и от характера груза. По уровню риска (в порядке возрастания) и соответственно стоимости страховки грузы условно делятся на несколько групп. К грузам с низким тарифом относятся руда, песок, уголь, кирпич, лес, зерно и др. Дороже всего обходится страхование перевозки спиртных напитков, табачных изделий, меха, хрусталя и т. д. Имеет значение также количество перевалок груза в пути: чем их больше, тем выше риск порчи товаров.

Уменьшить цену страховки на 20-30 процентов можно, если заключить генеральный договор страхования или предусмотреть в нем франшизу (часть убытка, который покрывает сам страхователь). Франшиза хороша для случаев, когда сбор доказательств о небольших убытках обойдется вам дороже, чем само возмещение. При перевозке стекла, например, его частичный бой и трещины практически неизбежны. Но, чтобы доказать наступление страхового случая, придется потратить больше денег, чем вам возместит страховая компания.

Вы сможете добиться скидки к тарифу, если в заявлении укажете, что груз качественно упакован, хорошо охраняется и перевозится приспособленным для этого транспортом. Например, живые цветы, мясные и молочные продукты должны перевозиться специально оборудованными рефрижераторами. Не нужно обманывать страховую компанию, заверяя ее в принятии всех возможных мер безопасности, если таковые отсутствуют. Если вскроется обман, вы поплатитесь потерей страховки.

Иногда для проверки соответствия условий перевозки договору страхования и оценки нанесенного фирме ущерба страховщики привлекают сюрвейеров. Это эксперты по установлению фактов, размеров и характера повреждений груза, их возможных причин. Сюрвейеры также дают квалифицированные рекомендации по упаковке, погрузке и транспортировке товаров. Они имеют право на любом участке маршрута перевозки вскрыть упаковку груза и взвесить его. Это позволяет установить стадию утраты или повреждения груза, их истинную причину и того, кто несет за них ответственность. Ведь зачастую вину за убытки возлагают совсем не на того, кто действительно виновен. Чаще других им становится перевозчик, хотя причина ущерба может быть в ошибках погрузки, неправильной упаковке и закреплении груза на транспортном средстве.

При подписании повторного договора страхования (пролонгации действующего), если все ваши грузы благополучно достигли цели, не забудьте попросить у страховой компании скидку – вы имеете на нее полное право.

Если случилось ЧП

При наступлении страхового случая прежде всего надо принять все возможные меры по спасению груза и снижению возможных убытков. Сообщить в страховую компанию о ЧП нужно не позднее 1-3 суток (в разных компаниях сроки различаются) по телефону, факсу, электронной почте или телеграфу. Поэтому, отправляя груз, обеспечьте водителя (экспедитора) номерами телефонов и адресами, по которым он может связаться со страховщиком. Сопровождающие товар сотрудники должны быть проинструктированы, как надо действовать в экстремальных ситуациях.

После этого в течение 2-5 дней (срок оговаривается в договоре) страховщику надо вручить письменное заявление о выплате страхового возмещения. Если с этим опоздать, то страховщик может с полным правом не выплатить его. Одновременно претензию направляют перевозчику. Но это еще не все. То, что груз поврежден или утрачен, надо зафиксировать в государственных ведомствах (при автотранспортном происшествии это ГИБДД). В некоторых случаях характер повреждений должны подтвердить аварийные комиссары из страховой компании либо независимый оценщик. Это бывает, когда груз стоит более полутора тысяч долларов США.

Ни в коем случае не подписывайте никаких бумаг без участия страховщика с виновником страхового случая. Это закончится для вас потерей страховки.

Для получения страховки в страховую компанию передаются оригиналы или нотариально заверенные копии всех необходимых документов. К таким документам относятся договоры на поставку товаров, ГТД, накладные с отметками перевозчика, акты передачи груза на судно или с судна, заключения сюрвейеров. После завершения процедуры страховка выплачивается практически сразу, если ее сумма относительно невелика. В том случае, если ущерб значительный, страховщик может назначить дополнительное расследование, которое длится от 2 до 15 месяцев.

Иногда фирмы страхуют груз не в одной страховой компании, а сразу в нескольких, рассчитывая получить двойную (тройную и т. д.) страховку. Напрасные ожидания! Если страховщики узнают правду (а у них есть своя служба безопасности), то вы ничего не получите ни от того ни от другого.

Варианты договоров страхования грузов
Что страхуется

Страхование «с ответственностью за все риски»
Страховая компания покрывает убытки от гибели и повреждения груза по любой причине. Фирма также получает компенсацию расходов по общим авариям и спасательным работам. Исключения фиксируются в правилах страховой компании

Страхование «с ответственностью за частную аварию»
Страховщик возмещает убытки от повреждения или гибели груза (его части) от стихийных бедствий, огня или взрыва, столкновения транспортных средств, их крушения и пропажи без вести, несчастных случаев при погрузке-выгрузке и т. д. Помимо этого потерпевшей стороне возмещаются расходы по спасению груза и уменьшению убытка

Страхование «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения»
Страховщик отвечает за убытки в результате гибели груза (его части) от стихийных бедствий, аварий и пропажи транспортного средства без вести, некоторые другие риски

Базовые тарифы транспортного страхования грузов

Вид транспорта Тарифная ставка,
% от стоимости груза
Речной, морской 0,11-0,45
Авиационный 0,13-0,50
Автомобильный 0,51-1,10
Железнодорожный 0,65-1,25

ЧП в бухучете

Фирма-продавец обязалась доставить груз покупателю. Для этого она заключила договор «транспортной экспедиции». Груз покупателю доставлен не был. Продавец подал в суд иск на перевозчика.

Отгрузку товаров (продукции) отражают проводкой:
Дебет 45 Кредит 41 (43)
 – списана себестоимость отгруженных товаров (продукции).
После получения документов, подтверждающих, что груз доставлен не был, в учете делают записи:
Дебет 94 Кредит 45
 – списана стоимость утраченного товара;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
 – сторнируется сумма НДС по утраченным товарам;
Дебет 94 Кредит 19
 – списана сумма НДС по утраченным товарам.

Стоимость утраченных товаров вместе с НДС должна числиться на счете 94 до вынесения судом приговора о признании конкретных виновников происшествия. После решения суда эти суммы списываются за счет виновного лица:
Дебет 76 Кредит 94
 – списана стоимость утраченных товаров (включая НДС), подлежащая возмещению виновным лицом.
Если виновный судом не назван, то стоимость товаров списывается как чрезвычайный расход согласно п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации»:
Дебет 99 Кредит 94
 – списана стоимость утраченных товаров с НДС.

Из истории страхования

Потребность в страховании грузов возникла в давние времена. В средние века, например, имел хождение договор об охранных деньгах для путешественников. Он обязывал феодала возместить убытки от грабежа на большой дороге, если случай произошел в его владениях. Впоследствии этот договор перерос в один из видов страхования транспорта.

В XI веке члены одной торговой гильдии из Дании заключили между собой соглашение о компенсациях в случае кораблекрушения или пленения морскими пиратами. Позднее в корпоративном братстве решили получить экономическую выгоду, из которого и родилось современное страхование. Оно началось со страхования морских интересов в Италии середины XIV столетия и развивалось очень быстро. По свидетельству хроники, только один генуэзский нотариус в течение недели 1393 года заключил 80 страховых договоров. В это же самое время в Португалии и Испании морское страхование возникло как государственное. В Германию оно проникло окружным путем через Голландию.

В XVII веке в Лондоне было создано первое в мире сообщество профессиональных морских страховщиков. Со временем оно превратилось в Институт лондонских андеррайтеров (Institute Cargo Clauses – ICC). По сей день по его правилам страхуются международные грузоперевозки во всем мире.

В наше время страхование грузов связано не только с морскими, но и с авиа-, авто-, речными и железнодорожными перевозками.


Автор: