Оценка стоимости компаний в издательском бизнесе

Оценка бизнеса

Автор:
Источник: Финансовый Директор ISSN 1680 – 1148
Опубликовано: 6 Февраля 2007

В условиях отечественного рынка, отсутствия эффективного и объектив­ного механизма фондовой биржи понятие стоимости представляется достаточно туманно. Но, как известно, ровный горизонт абсолютно не означа­ет плоскости планеты Земля. А значит, отечественный рынок должен наравне с западным использовать и применять инструменты и методы стоимостной оценки и, таким образом, во всеоружии подойти к конкуренции с западными компаниями.

Для оценки стоимости предприятия оценщиками во всем мире применяет­ся три методических подхода: затратный, рыночный и доходный. По нашему мнению и опыту, первые два дают наименее объективные результаты. Затрат­ный подход отображает прошедшие периоды и сделанные в прошлом затра­ты, а значит имеет не такую уж большую пользу для инвестора. Но стоит сде­лать оговорку, что этот подход может достаточно успешно применяться для предприятий с большей частью основных фондов в составе активов компа­нии, которые в данном случае являются основной ценностью.

Преградой для широкого применения рыночного подхода является как закрытость информации, так и наличие довольно развитого «теневого рынка».

В этих условиях мы считаем наиболее оптимальным применение доход­ного подхода. В рамках последнего возможно использование различных ме­тодов, которые достаточно широко описаны в специализированной научной литературе и обусловлены законодательной базой Украины.

Следует отметить особенность оценки компаний с большей частью нема­териальных активов в составе их стоимости. Издательский бизнес представля­ет собой как раз совокупность таких компаний, продуктом которых является не глянцевая и приятная на ощупь бумага, а массив определенной информа­ции или знаний. Такого рода нематериальные активы являются ключевыми для издательского бизнеса, а их экономическая оценка дает возможность принимать обоснованные управленческие решения относительно дальней­шего развития компании. Под ключевыми интеллектуальными активами мы подразумеваем все элементы интеллектуального капитала компании (корпо­ративная культура, партнерские связи, лидерские способности топ-менедж­мента, квалифицированные кадры, дистрибуционная сеть и т. д.), благодаря которым она заслуживает внимания своих клиентов и продолжает конкури­ровать на рынке.

Рассмотрим оценку стоимости интеллектуальных активов издательской компании с помощью метода «Value Explorer». В первую очередь необходимо осуществить экспертную оценку каждого ключевого интеллектуального ак­тива, предварительно выявив их, в соотношении с продуктами компании. Для простоты примера представлены лишь 2 продукта (печатные и интернет-издания), но в каждом частном случае их может быть любое количество. Оценка осуществляется по такой шкале (табл. 1).

Степень влияния
Баллы Значение
0 никакой роли
1 вспомогательная роль
2 существующая роль
3 решающая роль

Результаты такой оценки представлены в табл. 2, причем значения баллов для целей примера являются вымышленными.


п/п
Интеллектуальные активы Влияние на продуты, баллы
Печатные издания Интернет-издания
1 Корпоративня культура 3 2
2 Партнёрские связи 2 1
3 Лидерские способности топ-менеджера 3 3
4 Квалифицированные кадры 2 1
5 Дистрибуционная сеть 3 0
  Всего 13 7

Полученные результаты экспертной оценки следует перевести в процентные значе­ния для выявления участия каждого интеллектуального актива в получении средней ва­ловой прибыли компании (табл. 3).


п/п
Интеллектуальные активы Влияние на продуты, баллы
Печатные издания Интернет-издания
1 Корпоративня культура 23,08 28,57
2 Партнёрские связи 15,38 14,29
3 Лидерские способности топ-менеджера 23,08 42,86
4 Квалифицированные кадры 15,38 14,29
5 Дистрибуционная сеть 23,08 0,00
  Всего 100,00 100,00

Следует отметить, что к проведению экспертной оценки интеллектуальных активов следует подойти с особой внимательностью и рассудительностью. Данные, полученные на этом этапе, играют первоочередную роль в достижении конечных объективных ре­зультатов.

Основная суть данного метода оценки интеллектуальной стоимости издательской компании заключается в расчете будущих доходов инвестора от покупки этой компа­нии. В нашем случае в виде будущих денежных потоков будет использоваться показа­тель валовой прибыли за период 2004-2006 гг. Умножив полученные ранее значения (табл. 3) на показатель средней валовой прибыли по каждому продукту, мы получим до­лю определенного интеллектуального актива в получении будущих денежных потоков (табл. 4).

Интеллектуальные активы Влияние на продуты, баллы Всего валовая прибыль по активам тыс.$ Доля интеллектуального актива в валовой прибыли %
Печатные издания Печатные издания
Средняя валовая прибыль тыс.$ 325,00 115,00 440,00 o
Корпоративня культура 75,00 32,86 107,86 24,5
Партнёрские связи 50,00 16,43 66,43 15,1
Лидерские способности топ-менеджера 75,00 49,29 124,29 28,2
Квалифицированные кадры 50,00 16,43 66,43 15,1
Дистрибуционная сеть 75,00 0,00 75,00 17,0
Всего 325,00 115,00 440,00 100,00

Поскольку идея получения стоимости интеллектуальных активов заключается в ожидании инвестором будущих денежных потоков, необходимо спрогнозировать по­казатель валовой прибыли на несколько лет вперед. В нашем случае прогнозный пери­од составляет 5 лет, а расчеты осуществляются при помощи функций программы «MS Excel» (табл. 5).

Показатели Годы Всего за 2007-2011гг.
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Валовая прибыль тыс. $ (1) 346,50 412,80 560,70 654,20 761,30 868,40 975,50 1 082,60 4 342,00
Вклад в валовую прибыль % (2) - - 24,51% -
Вклад в валовую прибыль (3)=(1)*(2) - - 160,36 186,62 212,87 239,12 265,38 1 064,35
Коэффициент привидения к теперешней стоимости 26% (4) - - 0,79 0,62 0,49 0,39 0,30 -
Стоимость интеллектуального актива тыс.$ (5)=(3)*(4) - - 126,37 115,89 104,17 92,21 80,64 519,27

Следует отметить, что итоговое значение стоимости каждого интеллектуального ак­тива необходимо, как минимум, скорректировать на показатель его «долговечности». То есть, если конкуренты компании смогут по истечении, например, трех лет достигнуть таких же результатов в использовании определенного интеллектуального актива, то прогнозный срок получения валовой прибыли от этого актива не может превышать дан­ный период. Оценщик может осуществлять корректировку с использованием и других показателей, например, «на здравый смысл». Таким образом, интеллектуальной стои­мостью компании будет являться сумма значений по каждому интеллектуальному активу Опыт проведения оценки компаний издательского бизнеса показывает, что интеллек­туальная стоимость в несколько раз превышает стоимость компаний, рассчитанных стандартными методическими подходами, а итоговое значение стоимостной оценки составит сумму каждого из них. Такое простое суммирование возможно, поскольку ин­теллектуальная стоимость включает в себя нестандартные для отчетности предприятия активы, а значит двойной учет, в большинстве случаев, исключается.

Автор: