«ПАРИЖСКАЯ КОММУНА»: выжили на свои, под развитие можем взять долг.
Основные параметры нашего проекта приведены в таблице 1. Хотел бы прежде всего выделить его поддержку со стороны Правительства Москвы: частично купонные выплаты будут погашаться из бюджета города. Это уже не первый опыт такого сотрудничества. В 2001-2002 гг. через Департамент науки и промышленной политики мы получили бюджетный кредит в размере 49,5 млн. руб. на организацию производства новых видов и моделей детской обуви. Это позволило закрепить лидирующее положение среди предприятий легкой промышленности города не только по объемам производства и продаж, но и по налоговым платежам – их общая сумма в 2001 г. составила 97,8 млн. руб. Взаимовыгодным обещает быть и сотрудничество в организации облигационного займа: бюджетная эффективность составит около 1,5-1,7.
Таблица 1. Основные условия выпуска облигаций ЗАО МОФ «Парижская коммуна»
Эмитент | ЗАО МОФ «Парижская коммуна» |
Вид и форма ценных бумаг | купонные документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением сертификата в Национальном депозитарном центре |
Номинальная стоимость одной облигации | 1000 (одна тысяча) рублей |
Общая сумма эмиссии | 200 млн. рублей |
Дата выпуска | апрель 2002 года |
Срок обращения | 3 (три) года |
Цена размещения | По номинальной стоимости. Со второго дня размещения приобретатели уплачивают дополнительно к цене размещения накопленный купонный доход |
Цель привлечения денежных средств | Финансирование проекта «Рабочая обувь и развитие сети фирменной торговли» |
Способ размещения | Закрытая подписка среди банков и инвестиционных финансовых компаний |
Доход по облигациям | Выплачивается в виде купона ежеквартально из расчета 24% годовых. |
Организатор выпуска | ЗАО МОФ «Парижская коммуна» |
Организаторы размещения | Банк «Зенит», банк «Павелецкий» |
Консультант | ОАО «Федеральная фондовая корпорация» |
Платежный агент | ОАО Банк «Павелецкий» |
Примечание. Конвертация облигаций по окончании выпуска не предусматривается. По договоренности с банками-приобретателями возможно обращение небольшого объема выпуска с целью изучения вторичного рынка и возможности дальнейших выпусков облигаций. До 15-20% выпуска может быть размещено через банки среди физических лиц, в том числе среди работников фабрики.
Для нас облигационный займ привлекателен прежде всего тем, что открывает доступ к «длинным» деньгам и позволяет сформировать два полноценных, приносящих прибыль направления деятельности. Не менее важна и создаваемая в ходе таких заимствований история работы на рынке ценных бумаг. «Парижская коммуна» намерена стать в ближайшие годы современной публичной компанией и регулярно пользоваться этим источником инвестиционных ресурсов.
Динамика роста чистых активов и чистой прибыли.
Если рассматривать проект с точки зрения инвестора, то прежде всего, естественно, следует остановиться на рисках.
За 1998-2001 гг. финансовое положение «Парижской коммуны» существенно укрепилось: более чем в 2 раза вырос объем чистых активов, а чистая прибыль – с 7,5 млн. руб. до 102,5 млн. руб. Анализ соотношения привлеченных средств и краткосрочных пассивов к капиталу и резервам показывает, что у предприятия достаточно возможностей, чтобы погасить задолженность перед банками, поставщиками и бюджетами всех уровней.
Таблица 2. Показатели кредитоспособности и кредитного риска
Наименование показателя | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Чистые активы, млрд. руб. | 238,5 | 277,5 | 377,9 | 560,2 |
Сумма добавочного капитала и нераспределенной прибыли прошлых лет, млн. руб. | 188,6 | 188,6 | 217,4 | 318,3 |
чистая прибыль, млн. руб | 7,5 | 68,2 | 116,7 | 102,6 |
Достаточно высокое значение коэффициента автономии собственных средств (см. таблицу 3) свидетельствует о незначительной зависимости предприятия от привлеченных источников финансирования. Уже к началу 2000 г. прирост собственных оборотных средств существенно превысил прирост запасов, что свидетельствует о хорошей финансовой устойчивости предприятия.
Таблица 3. Анализ ликвидности и платежеспособности
Наименование показателя | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Собственные оборотные средства, тыс. руб. | 20 575 | 44 576 | 116 721 | 151 200 |
Коэффициент финансовой зависимости | 0,35 | 0,33 | 0,31 | 0,33 |
Коэффициент автономии собственных средств | 0,74 | 0,75 | 0,76 | 0,75 |
Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами | 0,42 | 0,52 | 1,01 | 1,62 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,25 | 1,57 | 2,08 | 2,04 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,63 | 0,57 | 1,02 | 1,45 |
Валютные риски для данного проекта не играют определяющей роли: импортная составляющая в себестоимости обуви не превышает 25%, а главное, ЗАО МОФ «Парижская коммуна» – многопрофильная компания, включающая в том числе предприятия по производству и продаже обуви. Поэтому падение курса рубля к доллару повышает конкурентоспособность производства, а рост курса рубля делает относительно выгодным продажу обуви, закупленной по импорту, и дальнейшее размещение ее производства в регионах с относительно низкими тарифами заработной платы и избыточными трудовыми ресурсами – это предусмотрено стратегией развития ЗАО МОФ «Парижская коммуна» и реализуется на практике.
Прежде чем перейти к содержанию проектов, под которые мы привлекаем средства, хочу остановиться на принципах, с которыми мы подходим к анализу целесообразности любых начинаний.
В новейшей истории «Парижской коммуны» самый крупный и удачный проект – «Детская обувь». Причин успеха несколько, но основных две. Во-первых, этот ассортимент продукции обеспечен реальным спросом. А во-вторых, именно в этой нише нам удалось найти стратегического партнера: ассортиментную политику в сфере детской обуви мы проводим на основе лицензионного контракта с итальянской фирмой «Иджи, обувь и технологии». Более того, в соответствии с контрактом часть изготавливаемой нами продукции продается в Италии. Поэтому мы уверены, что выпускаем действительно конкурентоспособную продукцию, и не считаем, что выплата роялти с каждой произведенной пары – слишком высокая плата за такую уверенность.
По такой же схеме калужским моторным объединением «КАДВИ», ЗАО МОФ «Парижская коммуна» и немецкой машиностроительной фирмой «Шен» в 1991 г. было учреждено совместное предприятие «Калуга-Шен-Заря» – единственное в России выпускающее современное обувное обтяжно-затяжное оборудование. Его успешную судьбу в решающей степени определила одна строка в учредительных документах: 25% выпущенной продукции немецкая фирма реализует через свою агентскую сеть. Таким образом мы с самого начала подтянули под свое производство агентскую сеть фирмы, которая формировалась в течение 150 лет и которой не было ни у одной организации. Стремление сохранить имеющуюся торговую марку и повысить конкурентоспособность изготавливаемого оборудования заставляют немецких учредителей постоянно работать над совершенствованием производимого оборудования.
С таких позиций мы подходили и к проекту «Рабочая обувь». Прежде всего – это совершенно новая для страны ниша. То, что у нас традиционно понималось под «рабочей обувью», не имеет ничего общего с современными представлениями. Многие компании уже сегодня хотят, чтобы их сотрудники были обуты в соответствии с международными стандартами, и готовы платить за это деньги. Эта тенденция будет только укрепляться – неизбежно ужесточение требований к охране труда и технике безопасности, повышение ответственности работодателей. Рынок рабочей обуви активно формируется: по экспертным оценкам, потребность МО, МВД, МЧС, нефтегазовой, угольной, лесной, металлургической и других отраслей может составить 12-15 млн. пар в год на общую сумму 4-5 млрд. руб.
Под этот реально существующий спрос мы разработали ассортимент обуви литьевого метода крепления с использованием полиуретановых и резиновых композиций, закупили технологию и оборудование немецкой фирмы «DESMA». Анализ конкурентоспособности нашей продукции дал хорошие результаты, а первый опыт – в IV квартале прошлого года мы предложили потребителям свою новую продукцию – подтвердил перспективность выбранного напрвления
Развитие сети фирменной торговли.
Что касается фирменной торговой сети, то для нас это прежде всего маркетинговый инструмент: за 8-9 месяцев до начала сезона мы должны разработать ассортимент и сформировать производственную программу. Поэтому достоверная информация о реальном спросе и его тенденциях в полном смысле слова дороже золота.
Второй важнейший момент – возможность проведения ценовой политики. Экономически для торговли все равно: продать одну пару обуви с надбавкой 100%, или 10 пар с надбавкой 10%. Для производителя утверждение на рынке оптимальной ценовой ниши на свою продукцию – главный вопрос развития. Решить эту задачу можно только с помощью разветвленной фирменной торговой сети. Используя средства облигационного займа, «Парижская коммуна» предусматривает увеличить за четыре года сеть розничной фирменной торговли в 3,2 раза: с 21 в 2001 г. до 68 магазинов в 2005-м. При этом с 2004 года новые магазины мы планируем открывать за счет прибыли от фирменной торговли.
Этот проект логично вписывается в Концепцию развития инфраструктуры товарных рынков Москвы, в соответствии с которой предусматривается создание в городе отраслевых производственно-сбытовых структур. Таким образом средства облигационного займа буту направлены не просто на расширение торговых площадей, но и на создание региональной товаропроводящей сети полного цикла. Такой сети должно быть под силу содержание необходимых элементов рыночной инфраструктуры: инфляционных, маркетинговых и логистических подразделений. Вместе с базовыми элементами товарного рынка они обеспечат эффективность канала распределения обуви, позволят добиться необходимых конкурентных преимуществ.
Уже сегодня наш коммерческий блок включает в себя оптовое звено – ЗАО Торговый дом «ПК-Заря», который имеет около 500 покупателей по всей России, и ряд мелкооптовых фирм, а также сеть фирменных магазинов в крупных городах, Торговый центр «Московские товары» (3,2 тыс. кв. м) и его филиал в Санкт-Петербурге. Объем товарооборота коммерческого блока в 2001 году достиг почти 1 млрд. руб.
Сеть фирменной торговли мы по сути возродили: из 37 фирменных магазинов, которые в свое время были открыты в Москве разными отраслями промышленности, 15 принадлежали «Парижской коммуне». Но в 1991 году в результате программы приватизации мы все их потеряли и пришлось все создавать заново. Однако уже в прошлом году у нас действовал 21 магазин, а в этом году добавили еще пять – в Волгограде, Калуге, Нижнем Новгороде, Пензе и Ставрополе. В ближайших планах открытие фирменных магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Саратове, Кирове, Казани, Чебоксарах, Ростове, а также во всех областных центрах Центрального федерального округа.
Коммерческий блок – один из шести, входящих в ЗАО МОФ «Парижская коммуна». По существу это уже давно не просто фабрика, а современный диверсифицированный комплекс, состоящий из структурированных хорошо управляемых направлений деятельности, основанных на самофинансировании.
Производственный блок начинается, естественно, с «Парижской коммуны» – первой в России государственной фабрики (недавно мы отметили 80-летие). Она стала и первым в стране частным предприятием: в 1992 году с Российским фондом федерального имущества был подписан договор под №1. В производственный блок входят также 8 дочерних предприятий в Тульской и других областях. В 2001 году группой предприятий фабрики «Парижская коммуна» произведено более двух миллионов пар обуви на сумму более 743 млн. руб.
Вплотную к производственному блоку примыкает сеть предприятий, в капитале которых мы не участвуем, но с которыми тесно работаем на основе кооперации – не только в России, но и в Белоруссии, Украине, а также в странах дальнего зарубежья.
Блок инженерного обеспечения нам удалось не только сберечь, но и приумножить: действуют все технологические службы и лаборатории, мы закупили за рубежом целый ряд вспомогательных производств, создали СП «Калуга-Шен-Заря», о котором я уже упоминал. Мы намерены активно развивать этот блок, так как его услуги уже сегодня востребованы на рынке, а для столичного предприятия это направление безусловно перспективное.
Имущественный блок еще несколько лет назад был для нас, пожалуй, самой тяжелой ношей. Оказавшись заложниками своего местоположения в центре города, мы были вынуждены завершать реконструкцию и приходилось подчас брать кредиты под 230-240% годовых. И все же в 1996 г. мы этот проект завершили, реконструировав 60 тыс. кв. м площадей. А заодно научились работать и в этой сфере – привлекать инвестиции, находить арендаторов-инвесторов. Сегодня этот блок неплохо развивается: ежегодно мы приобретаем недвижимость, привлекаем 5-8 млн. долларов инвестиций на реконструкцию и капитальный ремонт.
Блок управления долгосрочными финансовыми вложениями включает 39 промышленных, торговых и иных структур, в которых «Парижская коммуна» является акционером. В 28 из них мы имеем контрольные или блокирующие пакеты. Для нас принципиально важно, что в таких серьезных структурах, как ОАО ТД «ГУМ», Московский индустриальный банк, КБ «Павелецкий», ОАО «Комплект» мы не просто акционеры – представители ЗАО МОФ «Парижская коммуна» включены в высшие органы управления компаний.
Наконец, блок управления социально-бытовой инфраструктурой. Он включает в себя три детских сада, Дом культуры, загородный детский оздоровительный лагерь, медсанчасть, столовую, Дом отдыха. Для работников фабрики услуги предоставляются на льготных условиях, для остальных – по рыночным ценам. Блок работает в статусе дочернего предприятия ООО «ПК-Соцкультсервис» на принципах самофинансирования и даже обеспечивает небольшую прибыль, которую мы направляем на его развитие.
Таков, если коротко, потенциал предприятия, которое предлагает инвесторам свои облигации. Хотел бы в заключение подчеркнуть: для нас выход на рынок публичных заимствований – шаг принципиальный. Он подводит черту под трудным этапом выживания, когда нужно было сберечь доставшееся наследство, перестроить и сознание людей, и технологии, и само производство под рыночные условия. Сегодня хозяйство структурировано и управляемо, «Парижская коммуна» вступает в качественно новую фазу – фазу развития. У нас ряд серьезных проектов, связанных с перевооружением дочерних предприятий, формированием новых направлений деятельности. И мы рассчитываем, что первый выпуск облигаций станет лишь началом, будет способствовать закреплению на рынке образа «Парижской коммуна» как надежного и добросовестного заемщика