Сейчас уже практически не осталось предприятий, которые можно выкупить у государства напрямую. Поэтому «акулы» бизнеса готовятся к переделу собственности.
Сегодня наша страна находится на том этапе, когда уже практически все газеты, заводы, пароходы, как говорил классик, перешли из государствен _ ной собственности в частную. Большая приватизация отгремела и, практически не осталось привлекательных объектов, которые можно было бы выгодно выкупить у государства напрямую, используя разнообразные схемы занижения цены или ограничения круга потенциальных покупателей.
Как результат, «акулы», которых немало в сфере бизнеса на всех уровнях, начали посматривать в сторону уже приватизированных предприятий и готовиться к переделу собственности. Что интересно, этот самый передел затрагивает не только крупные прибыльные или стратегически важные акционерные общества типа «Оболони» или горно-обогатительных комбинатов, но и средние, и мелкие предприятия различных организационно-правовых форм.
Как правило, собственники приватизированных предприятий не горят желанием расставаться со своими объектами, а если и решаются на такой шаг, то цена их доли или пакета акций устанавливается на уровне не ниже рыночной. С другой стороны, потенциальные приобретатели не всегда готовы расстаться с денежным эквивалентом рыночной цены и стремятся получить желаемое малой кровью, т. е. с минимальными денежными затратами. В свою очередь, такие желания приобретателей преобразуются в различные методы и схемы, которые желания превращают в действительность.
Спрос всегда порождает предложение и этот случай не исключение. Кроме того, что существует определенное количество разнообразных структур, специализирующихся на схемах по недружественному поглощению и слиянию, так даже и термин специальный прижился. Тех, кто воплощает в жизнь схемы по «захвату» привлекательных объектов, называют рейдерами (от англ. raider — участник налета, набега). В России рейдерство уже налаженный вид бизнеса, даже проводится рейтингование компаний, преуспевших на этом поприще. У нас в Украине такие компании есть, но они пока что предпочитают не светиться.
Обычно при захвате предприятия преследуют одну из двух целей. Интерес представляет либо само предприятие как действующий механизм, либо активы такого предприятия. Для рейдеров цель, в принципе, значения не имеет и на основные этапы в схеме их действий особого влияния не оказывает.
В целом схема захвата имеет следующий вид (на примере ОАО):
- Все начинается с подготовительного этапа, на котором производится сбор информации об объекте захвата: учредительные документы, акционеры, руководящие органы, активы и т. п. Для получения информации привлекаются миноритарные акционеры, которые в соответствии с Гражданским кодексом имеют такое право. Также может использоваться информация, полученная в результате проверок налоговых органов. Конечно же, предоставление такой информации происходит неофициально.
- После получения необходимой информации делается попытка скупить максимальное количество акций, которые распылены у акционеров, в случае, если такое распыление имеет место.
- Покупка акций приводит к тому, что становится возможным производить давление на объект захвата, а именно: вчиняются иски руководству общества от имени акционеров по поводу нарушений при проведении дополнительных эмиссий акций, при совершении крупных сделок и т. д., инициируются различные проверки предприятия по «сигналам» акционеров, возбуждаются уголовные дела в отношении руководства и крупных акционеров иногда по надуманным основаниям.
- Когда акционеры объекта захвата начинают волноваться, приходит самое время воспользоваться человеческим фактором и перетянуть как можно большее число из них на сторону атакующего. Кроме того, осуществляются попытки расколоть руководство.
- Обычно после начала активных действий захватчиком руководство объекта захвата не сидит на месте и пытается предпринять шаги по уменьшению привлекательности предприятия выводом активов или их обременением. На данном этапе задача атакующего сводится к тому, чтобы всеми правдами и неправдами зафиксировать положение вещей на предприятии, например, получением обеспечения по искам в виде запрета осуществлять любые операции с активами.
- Целью атакующего является «заход» на объект захвата. Поэтому на данном этапе создаются формальные предпосылки для получения контроля над оперативной деятельностью предприятия. Как правило, созывается внеочередное собрание акционеров, на котором переизбираются руководящие органы — наблюдательный совет, правление, ревизионная комиссия объекта захвата. В соответствии с Гражданским кодексом, любой акционер, владеющий более 10% акций, имеет право требовать созыва внеочередного собрания. В случае, если правление не созовет по требованию такого акционера общее собрание акционеров на протяжении 20 дней, то акционер, владеющий более 10% акций, имеет право сам созвать общее собрание. Проведение собрания — уже дело техники, главное — обеспечить кворум. Известны случаи, когда собрания проводились на территории военных частей или в других труднодоступных местах, чтобы под ногами не путались «ненужные» акционеры. Имела также место тактика, когда акционеров, спешащих на собрание, перехватывали прямо в холле здания и сообщали им, что заседание будет проходить в другом зале, где для них разыгрывался настоящий спектакль.
- Проведение общего собрания акционеров и переизбрания органов управления еще не означает решающую победу. Необходимо закрепить легитимность решений проведенного собрания, для чего один из подконтрольных акционеров по какому-ни будь формальному и несущественному поводу подает иск о признании решений собрания недействительными, а само собрание незаконным. Суд иск отклоняет и на руках у атакующих появляется документ, свидетельствующий о законности собрания.
- Если эти действия привели к положительному результату, то наступает кульминация, и дальнейшее зависит от подлинных целей захвата. Если новый владелец стремился захватить актив (недвижимость, основные фонды) только из соображений наживы, то быстро осуществляется цепочка сделок по продаже, пока актив не попадает в руки добросовестного приобретателя, чтобы нельзя было оспорить сделку. Если нового владельца интересует бизнес предприятия, то проводятся меры по его удержанию и ликвидация последствий «военных действий»: коллективу — зарплату, части крупных акционеров и криминалитету — отступные, бюджету — увеличение поступлений.
Жизнь есть жизнь, и приведенная схема не всегда работает, ведь и предприятия, и их руководство/владельцы различны. Тем не менее, если и не получится полностью захватить предприятие, то возможно значительно уменьшить цену пакетов акций на продажу или увеличить сговорчивость владельцев. Ведь все понимают, что проведение «военных действий» требует значительных расходов.
Здесь следует сразу оговориться, что, в свою очередь, руководство объекта захвата, зная тактику атакующего, может успешно защищаться от нападения. Так, например, оно может возглавить проведение собрания или даже способствовать его формально успешному проведению. Но при этом преднамеренно допустить ряд серьезных оплошностей в процессе созыва и подготовки, чтобы потом самому и признать такое собрание нелегитимным и тем самым свести усилия атакующего на нет.
Кстати, лучшая защита — это предупреждение захвата. Так, следует отслеживать ситуацию, чтобы вовремя отреагировать на возможный захват. Следует уделять особое внимание следующим вещам, которые могут предвещать трудные времена:
- Управляющий орган или акционеры получили заказные письма с уведомлением о вручении, в которых находится чистый лист бумаги или поздравление с ближайшим праздником. Цель атакующих — сымитировать исполнение формальностей, предписанных законом, перед совершением определенных действий. Например, чтобы потом доказать, что акционерам (участникам) направлялось предложение выкупить акции (доли), а совету директоров — требование о созыве внеочередного собрания.
- Миноритарные акционеры неожиданно начинают проявлять живейший интерес к деятельности общества и запрашивать различные документы. От их имени по доверенности действуют «дальние родственники», весьма подкованные в корпоративном праве.
- Начинаются проверки предприятия самыми различными инстанциями. Проверяющие вне зависимости от целей, указанных в официальном предписании, просят предоставить копии документов, касающихся активов общества, кредиторской задолженности.
- СМИ неожиданно начинают проявлять повышенное внимание к обществу, появляются статьи о злоупотреблениях со стороны руководства и нарушении прав акционеров.
- Подвергаются поглощению предприятия аналогичного с вами профиля, а некая инвестиционная компания делает вам предложение о продаже акций или доли.
- На рынке резко увеличилось число сделок с мелкими пакетами ваших акций.
Вести бизнес рекомендуется с учетом того, что вы не застрахованы от захвата. Как говорится, хочешь мира — готовься к войне. Поэтому имеет смысл позаботиться о том, чтобы поглощать и захватывать было так дорого, что это теряло бы всякий смысл.
Вот несколько рекомендаций:
- Постройте защищенную корпоративную структуру. Рассредоточьте активы по разным юридическим лицам, которые вы контролируете. Первая компания пусть будет собственником недвижимости, вторая — средств производства, а третья ведет основную операционную деятельность по договору аренды (лизинга) с первой и второй. Наиболее ценным активом пусть владеет несколько собственников — аффилированных с вами структур.
- «Подвесьте актив», то есть обремените его обязательствами. Например, передайте в качестве залога подконтрольной компании. Тогда захватчик не сможет совершать какие-либо действия с активом без согласия залогодержателя.
- Создайте систему подконтрольной кредиторской задолженности.
- Подложите «отравленную пилюлю». Например, передайте помещение по договору аренды с правом выкупа подконтрольной компании. Если захватчик получит контроль над обществом, ему придется инициировать досрочное расторжение договора аренды с выплатой неустойки, размер которой может быть весьма внушительным.