Переход на МСФО: неизбежные хлопоты

IFRS 1 Первое применение...
Источник: Московский бухгалтер
Опубликовано: 27 Февраля 2007

Чтобы перейти на МСФО, нужно на практике пройти процедуру подготовки отчетности. Однако в России нет не только адаптированных стандартов по МСФО, но даже их официального перевода. Поэтому без помощи консультантов не обойтись. Специалисты рекомендуют понять, изучить и внедрить методологию подготовки отчетности в учетную систему предприятия, иначе экспертов придется приглашать каждый год.

 

Периметр консолидации – круг зависимости

Формирование отчетности по МСФО является необходимым условием, которое открывает российским предприятиям выход на зарубежный рынок. Остановимся подробнее на наиболее важных задачах, которые необходимо решить при переходе на международные стандарты. Прежде всего следует определить состав компаний группы, информация о которых войдет в отчетность, и выработать методологию, в соответствии с которой будет в дальнейшем проведена их консолидация. То есть определить ее составляющие, поясняет аудитор ЗАО «Cкотт, Риггс и Флетчер (аудит)» Ильмира Капускина:

 – В соответствии с Международным стандартом IAS 27, консолидированная финансовая отчетность должна включать все дочерние организации. Компания признается «дочкой», если материнская организация владеет прямо или косвенно более половиной ее голосующих прав, кроме случаев, когда это не обеспечивает контроль.

Аудитор напомнила: организация признается дочерней также в том случае, если доля владения составляет менее 50 процентов прав, но при этом материнская компания имеет возможность и полномочия управлять и контролировать деятельность «дочки» на основании устава или соглашения с инвесторами. Например, определять финансовую и операционную политику, назначать и смещать большинство членов совета директоров (или равнозначного органа управления), управлять более чем половиной акций с правом голоса, иметь большинство голосов на заседаниях совета директоров или равнозначного органа управления.

При составлении российской отчетности различные оффшорные компании, входящие в холдинг, как правило, не рассматриваются, отмечает действительный член IFA, преподаватель ИПК «Постгрэдюэйт-РАУ», кандидат экономических наук Лев Шуклов:

 – Однако в отчетность по МСФО их включают, тем самым существенно влияя на финансовое состояние компании. В результате многие организации вынуждены брать в финансовый отдел нового сотрудника, на плечи которого ложится обязанность по выверке взаимных расчетов и их контролю с клиентами, ведущими бизнес с холдингом и между самими компаниями, включая оффшорные, а также корректному учету. Выверка расчетов между фирмами и консолидация являются большой проблемой для многих компаний, составляющих отчетность по МСФО впервые.

«Подводные камни» консалтинга

Видение конечной цели при переходе на МСФО позволяет компании правильно выбрать консультанта. А эксперту – оказать предприятию квалифицированную помощь при внедрении МСФО, считает генеральный директор группы компаний «Инталев» Алексей Федосеев:

 – В основном организации, переходящие к применению МСФО для подготовки финансовой отчетности, преследуют следующие цели: выход на международные рынки капиталов, первичное размещение акций, получение кредита иностранного банка. Мотивом может служить выполнение требований или пожеланий иностранных партнеров, с которыми установлены либо намечены долгосрочные деловые отношения. Для многих предприятий переход на МСФО – составляющая проблемы внедрения или повышения качества корпоративного управления в целом. Поэтому полнота предоставляемых консультантом услуг является важным фактором. Например, нашу консалтинговую компанию нередко выбирают не только из-за опыта в части постановки МСФО, но и из-за комплексности услуг в области корпоративного управления: управление финансами, бизнес-процессами, повышение квалификации персонала, автоматизации уже конкретных учетных и плановых процедур.

Выбор консультанта связан, хотя и не стопроцентно, с проблемой выбора аудитора. Роль последнего в процессе составления и представления отчетности по МСФО заключается в проверке ее достоверности, продолжает эксперт:

 – Чтобы исключить конфликт интересов, в некоторых странах законодательно установлено, что консультант не может оказывать

аудиторские услуги или наоборот. В российской правоприменительной практике есть недоработки, поэтому иногда эти функции пытаются совместить. Это действительно может быть удобно, когда всю процедуру нужно упростить без ущерба реальной эффективности управления.

Технические задания для консультантов по внедрению корпоративной управленческой

информационной системы (УИС) должны формироваться с участием непосредственных исполнителей, а их рекомендации – носить обязательный характер и надлежащим образом претворяться в жизнь, рекомендует Лев Шуклов:

 – Часто в компаниях проблемы по внедрению информационных систем связаны именно с тем, что техзадания сформулированы нечетко и внутренние специалисты не могут объяснить программистам, каким образом автоматизировать составление отчетности. Основной проблемой в начале перехода на МСФО является саботаж со стороны бухгалтерских служб структурных подразделений. Их функциональные обязанности, как правило, расширяются в результате перехода на международные стандарты: добавляется ведение расширенной аналитики, необходимой для МСФО. И это – в условиях жесткого дефицита времени.

При трансформации отчетности на МСФО аудитор требует от компании много информации различного характера, причем зачастую не финансового. В первую очередь фирма представляет весь пакет бухгалтерской отчетности вместе с пояснительной запиской по российским стандартам на дату отчета и предыдущий период и учетную политику компании по РСБУ, поясняет консультант компании ATC International Марина Солдатова, CIPA:

 – Одновременно с этим аудитор запрашивает данные о совершенных и планируемых операциях с уставным капиталом предприятия, описание его структуры. Также необходимо представить информацию о намерениях руководства, которые существенным образом могли бы изменить текущую стоимость или состав активов и обязательств. Кроме этого, нужны сведения о событиях, происшедших после отчетной даты, которые могут значительно повлиять на бизнес. Например, судебные иски, данные о возможном материальном ущербе, связанном с выполнением обязательств компании. Также нужно представить данные о контрактах, планируемых в будущие периоды, и о существующих нарушениях законодательства и нормативных актов, включая налоговые.

Классификация многих статей в отчетности по МСФО зависит от намерений менеджмента в отношении данного объекта учета. Например, финансовые активы систематизируют по категориям, подчеркивает эксперт:

 – По каждому разделу учета аудитор должен составить детальные опросники для получения более прозрачной информации, выявления фактов хозяйственной деятельности предприятия, которые не раскрыты в российской отчетности вообще либо отражены недостаточно. Компания должна быть готова к необходимости оценки чистых активов по справедливой стоимости для целей консолидации или при первом применении МСФО.

«Методическая» развилка

В настоящий момент используются три способа получения финансовой отчетности по МСФО. Первый из них – трансформация российской бухгалтерской отчетности. Он не позволяет составить отчетность в короткие сроки, поскольку первоначально необходимо ее подготовить по российским стандартам. Кроме того, метод исключает возможность оперативного контроля оборотных показателей и обращения к аналитике по данным МСФО, указывает ведущий консультант информационно-сервисного центра «1С: Франчайзи «F1-Софт» Евгений Раков:

 – Более логичным выглядит ведение непрерывного учета всех хозяйственных операций для целей МСФО параллельно с учетом по РСБУ. Этот способ дает возможность оперативного обращения к аналитике любого уровня, что крайне важно для подготовки отчетности. С другой стороны, это достаточно сложная задача с методологической точки зрения, так как необходимо применять международные стандарты к каждой хозяйственной операции. При этом возникает необходимость постоянно сверять данные по РСБУ с МСФО на предмет полноты учета.

Третий способ – периодическая трансляция данных российского учета в отдельные регистры с последующими корректировками. Это гибридный метод, позволяющий в определенной степени избежать недостатков двух предыдущих способов, продолжает Евгений Раков:

 – Он лежит ближе к параллельному учету, но, с другой стороны, там, где возможно, активно использует «российские» данные. Метод обеспечивает достаточную точность представления информации и в приемлемые сроки, поскольку не надо ждать окончания подготовки российской бухгалтерской отчетности – достаточно, чтобы были сведения обо всех основных хозяйственных операциях. Именно этот способ реализован в программных продуктах фирмы «1С», в частности в программе «Управление производственным предприятием», – не- обходимо всего лишь грамотно настроить правила трансляции.

Метод параллельного учета предполагает работу с двумя и более планами счетов. Каждая операция регистрируется одновременно по российским и международным стандартам, указывает начальник отдела методологии аудиторской компании «АРНИ» Элеонора

Донитова:

 – Можно отследить проводки, получить расшифровку статей отчетности в каждой системе до первичного документа. Значительно упрощается возможность получения отчетов по МСФО, которая может быть составлена практически одновременно с РСБУ. Метод трансформации более экономичен и доступен, но с ним связаны довольно высокие риски, качество результата зависит от исполнителей. Параллельный учет дорогостоящ, программные средства несовершенны. Однако в долгосрочной перспективе он будет предпочтительнее, так как дает более качественную, точную, своевременную информацию.

Преобразования носят постепенный характер. Сначала реализуются лишь отдельные блоки. Например, создание службы, составляющей отчетность по МСФО. Затем процесс усложняется, количество выполняемых функций возрастает, а организационная структура постепенно совершенствуется, указывает Лев Шуклов:

 – При составлении отчетности методом трансформации процессы документооборота можно оставить практически без изменений: не нужно внедрять информационную систему, а потребность в трудовых ресурсах минимальна. Однако формирование отчетности на любую дату и «раскрутка» информации итоговых показателей до первоисточника невозможны. Это затрудняет процесс аудита и снижает практическую ценность отчетности. Несмотря на это, метод является наиболее популярным.

Проблемы, которые могут возникать в последнем из перечисленных методов, можно

разделить на три условных категории: методологические, технологические и «человеческий фактор», считает генеральный директор ООО «Рэй Консалтинг» Николай Шилкин:

 – Основной методологической проблемой для российского бухгалтера является превалирование в международном учете экономического содержания операции над ее правовой формой. Отражать в учете нужно любые действия, влияющие на экономическое состояние предприятия вне зависимости от наличия или оформления подтверждающих документов. Безусловно, к трудностям также следует отнести расхождения в учетных принципах по разным стандартам. Они приводят к тому, что в российском учете надо выявить операции, учитываемые иначе в международном учете, и выполнить соответствующие корректировочные проводки. Кроме того, иногда весьма серьезной проблемой может стать качество ведения отечественного учета.

Если компания большая, следует создать отдел, ответственный за составление международной отчетности. Его может возглавлять финансовый директор, однако на практике часто начальник этого подразделения подчиняется главному бухгалтеру, говорит Лев Шуклов:

 – Каждый в отделе может отвечать за определенные направления бизнеса либо за участки учета. Важно, чтобы функции составления отчетности и ее авторизации выполнялись разными специалистами. Формы, которые используют бухгалтеры, разрабатывают специалисты-методологи. В некоторых ситуациях сотрудники отдела имеют доступ к бухгалтерским базам структурных подразделений и сами производят необходимые выгрузки информации. Менеджеры финансового отдела также разрабатывают технические задания для консультантов, внедряющих УИС, и представляют авторизованную по мировым требованиям отчетность финансовому директору компании. Переход на международные стандарты требует сокращения сроков закрытия периода в российском учете. Международную отчетность при условии ежемесячного составления обычно закрывают раньше, чем российскую. Большинство компаний требует составления МСФО уже к 10 числу месяца, следующего за отчетным, в то время как российскую отчетность готовят только к 20-28 числу. Форсировать процесс можно внедрением управленческой информационной системы, в которой агрегируется информация по структурным подразделениям и производится ее трансформация.

Внутренние последствия международной ориентации

Организационные преобразования связаны с повышением достоверности отчетных данных и совершенствованием системы внутреннего контроля в холдинге, которая должна отвечать требованиям SOX (закона Сарбейнса – Оксли, принятого в 2002 г.). В соответствии с ним, компания, составляющая публичную отчетность по МСФО и котируемая на фондовой бирже, обязана создать комитет по аудиту, который контролирует ведение бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности общества, а также следит за аудиторскими проверками его финансовой отчетности, поясняет Лев Шуклов:

 – Такой комитет подчиняется лишь совету директоров и обеспечивает надзорные функции за ведением бухучета и составлением отчетности по МСФО. Эффективный механизм внутреннего контроля позволяет информации быстро «подниматься» от уровня линейного сотрудника до высшего руководства. Такая система требует независимой проверки – мониторинга текущей работы и периодического

тестирования. Часто внутренний контроль организован следующим образом. Совет директоров определяет его приоритеты, проводит периодическую проверку системы, рассматривает и утверждает ежегодные отчеты о работе контроля, регламент составления отчетности по МСФО. Высшее руководство холдинга и входящих в него компаний ответственно за внедрение системы разделения обязанностей при составлении отчетности по МСФО и методов авторизации сделок, контроль исполнения сделок, включая отчетность по ним.

Основная технологическая проблема – отсутствие на рынке полноценных средств автоматизации трансформации отчетности. Трансформационные таблицы обычно формируются в электронных таблицах – MS Excel или аналогичных, которые пользователи разрабатывают и настраивают самостоятельно, продолжает Николай Шилкин:

 – Как всегда и везде, «кадры решают всё». Самой серьезной проблемой остается квалификация специалиста по трансформации отчетности, который в совершенстве должен знать и уметь применять как российские, так и международные стандарты.

Болезнь роста, или Первые шаги к новому опыту

Основные трудности при подготовке полного комплекта отчетности согласно МСФО связаны с тем, что бухгалтеры не имеют опыта по раскрытию информации. Кроме того, руководители предприятий не всегда готовы к уровню открытости и прозрачности отчетной информации, заданному МСФО. Это во многом обусловлено налоговой направленностью российского бухучета, считает профессор ИКТ, тренер курса подготовки к экзамену ДипИФР АССА Ольга Рожнова:

 – Создание полного комплекта отчетности связано с признанием и оценкой элементов, необходимых при разработке форм. Подготовка информации требует от компании анализа внутренних и внешних данных, более широкого применения модели учета по справедливой стоимости. Например, новый стандарт IFRS 7 требует обширного раскрытия информации в отчетности. Среди них – степень подверженности предприятий рискам, связанным с использованием финансовых инструментов, описание целей руководства, политики и процедур в области управления рисками. Очень часто наши компании не имеют подобных сведений, практики их сбора и анализа.

По составу финансовой отчетности в МСФО серьезных отличий от РСБУ нет, за исключением формы № 5, которую в МСФО заменяют пояснения к отчетности. Полный комплект по международным стандартам включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале, отчет о движении денежных средств, учетную политику и примечания, рассказывает директор департамента аудита группы компаний «Русконсалт» Анна Лукавецкая:

 – В то же время представление другой финансовой и дополнительной информации, не входящей в обязательный перечень, будет не лишним. Какие именно сведения представить пользователям отчетности, должно решать руководство компании в зависимости от поставленных задач.

Необходимо, чтобы первый комплект финансовой отчетности компании, подготовленный в соответствии с МСФО, содержал такую высококачественную информацию, которая была бы прозрачной с точки зрения пользователей и сравнима для всех периодов, в отношении которых она представлена, считает методолог компании «Марка Аудит» Наталья Иващенко:

 – Как требует международный стандарт IFRS 1, компания должна раскрыть информацию о влиянии перехода на МСФО. А также дать разъяснение о том, как смена прежних стандартов на МСФО повлияла на финансовые результаты. Здесь один из «подводных камней», с которыми могут столкнуться бухгалтеры, – достоверные оценки в отношении входящих остатков баланса, а также сумм, касающихся всех последующих периодов, представленных в финансовой отчетности согласно МСФО. Оценку проводят в соответствии с международными стандартами, адаптируют к оценкам, которые были сделаны в соответствии с ранее применяемыми российскими стандартами, и корректируют с учетом различий в учетных политиках.

При переходе на МСФО многие компании должны будут признать дополнительные активы и обязательства. Например, дебиторская задолженность (МСФО 18), отсроченные налоги (МСФО 12), финансовые инструменты (МСФО 39), резервы (МСФО 37), обесценение основных средств и нематериальных активов (МСФО 36), поясняет аудитор:

 – Следующая особенность, с которой могут столкнуться бухгалтеры при оценке достоверности подготовленной финансовой отчетности, – применение принципов признания и оценки активов и обязательств компании. Признанию подлежат все активы и обязательства, отвечающие критериям в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Например, активы, используемые на условиях финансовой аренды и обязательств по ней. Не должны быть признаны активы и обязательства, не соответствующие таковым критериям. Например, «резервы», не отвечающие определению обязательств.

Чтобы преодолеть сложности в подготовке и оценке достоверности финансовой отчетности по МСФО, Наталья Иващенко советует постоянно изучать лучшую практику и формировать базу знаний. Нужно проанализировать, как будет выглядеть какое-либо событие с точки зрения отчетности по МСФО еще до совершения сделки. У бухгалтеров всегда есть возможность обратиться к консультантам для помощи в формировании такой отчетности, и лучше, если это будет независимая сторона, то есть аудитор.

Внедрение учета по международным стандартам финансовой отчетности требует значительных затрат. Но они с лихвой окупятся, открыв организации новые возможности по привлечению крупных иностранных инвесторов и респектабельных клиентов.