Перелом Бухгалтерского Учета. Нужно ли ПБУ 18/02?
С принятием ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» мы вроде бы приблизились к международным стандартам. Однако особой радости это не прибавило.
Много доводов, да мало правды.
Выполнить требование Минфина России, составлять первый баланс в этом году в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», невозможно. И даже не потому, что разъяснений по нему нет, и по заверениям начальника Департамента бухучета и отчетности Минфина Александра Бакаева, и не будет. ПБУ 18/02 не применимо, так как не соответствует Плану счетов. Кроме того, в бухгалтерской отчетности нет строк для активов и обязательств, частично придуманных Минфином России при создании нового ПБУ, а частично позаимствованных им из международных стандартов. Но допустим, Минфин доработает свои документы, расширит План счетов, изменит отчетность и что тогда? Да, ничего. Налог на прибыль по прежнему будет определяться по 25-й главе НК РФ, которую никто не отменит из-за того, что в Минфине написали очередное положение.
Нельзя поверить и в то, что с введением ПБУ 18/02 не придется вести налоговый учет. Финансисты предложили доводить бухгалтерскую прибыль до налоговой, выполнив серию проводок. Однако они применимы только для ряда случаев. А в большинстве ситуаций, проводки от Минфина только запутают бухгалтера, которому теперь придется дважды считать налог на прибыль. Первый раз – от налоговой прибыли, указанной в декларации. А второй – от бухгалтерской прибыли, доводя ее (а точнее, налог от этой прибыли) до суммы, записанной в той же декларации. Словом исполнять требования Минфина – это все равно, что ехать из Петербурга в Москву через Владивосток.
Чиновники из финансового ведомства прекрасно понимают это понимают. Тем не менее, они предписывают всем организациям (кроме малых предприятий, которые вправе не исполнять ПБУ 18/02) плясать под их дудку. И множество известных экспертов начинают пояснять, как танцевать под эту дудку, просят потерпеть, пока Минфин не сделает эту танцплощадку более удобной, уверяют, что мы скоро изучим ПБУ (мол, и медведя танцевать учат). Но почему-то, никто не задаст простой вопрос – зачем нужно ПБУ? Сблизить бухгалтерский и налоговый учет? Нет, это мы уже доказали. Защитить интересы собственников предприятия, чтобы им было проще разобраться в учете и отчетности? Нет здесь защиты интересов. Да и мало в России бизнесменов, интересующихся официальными балансами. И бухгалтерский учет не упростится: если раньше налог на прибыль начислялся одной проводкой, то теперь многим придется выполнять сразу четыре. Причем 68 счет будет корреспондировать с тремя бухгалтерскими счетами, два из которых еще не разработаны.
Единственный довод, оправдывающий введение ПБУ 18/02, с которым можно согласиться – то, что мы приблизились к международным стандартам учета. Но, спрашивается, зачем они мне нужны, если моя фирма работает только в России и сотрудничать с иностранцами не собирается. Ну, сделайте вы применение ПБУ добровольным, если хотите, чтобы в России было «как в Европе». Для чего всем вместе идти непонятно куда и непонятно зачем?
Стремясь к мировым стандартам, Минфин России забыл о том, что бухгалтерский учет должен быть понятен. А он становится похожим на головоломку. Однако как это не парадоксально, сам учет – не проблема бухгалтера. Сейчас большинство предприятий используют компьютерные программы, и разработчики «подгонят» их под ПБУ. Рано или поздно предприятия купят эти программы, где часть положений нового ПБУ будут исполняться автоматически. Значит ли это проблемы, связанные с освоением положения, будут решены? Нет, они только начнутся. Установят программу, и каждый квартал компьютер будет выдавать баланс и отчет о прибылях и убытках, составленный по ПБУ 18/02. И каждый квартал, бухгалтер будет смотреть на эту отчетность, пытаясь разобраться, откуда появились всякие «отложенные налоговые обязательства», «отложенные налоговые активы», «постоянные налоговые обязательства» и т. д. Компьютеру такие вопросы не задашь. Конечно, бухгалтер может сам рассчитать все показатели, придуманные финансистами. Но тогда он не успеет выполнить другую работу.
А если не исполнять?
Напрашивается еще один вопрос – надо ли соблюдать ПБУ 18/02? С точки зрения бухгалтера, которому Минфин пытается взвалить очередное ярмо на шею, этот вопрос звучит так – что будет, если не применять это ПБУ?
Минфиновцы сами на проверки не ходят. Поэтому будут ли наказывать за «ослушание Минфина», зависит от позиции налоговиков. По словам нашего источника в МНС России, к ПБУ 18/02 отнеслись критично и пока не собираются проверять, как положение применяется. На этом можно было бы успокоиться, если бы не одно «но». В МНС России нам заявили, что они не отвечают (!) за всех инспекторов. Значит, кто-то из налоговиков может выйти на «тропу войны», проложенную Минфином России. Правда, не факт, что инспектор сам разберется в ПБУ, но ему это и не нужно. Главное – чтобы была статья, позволяющая начислить штраф. А она есть – статья 15.11 КоАП РФ.
Из нее следует, что если в учете фирмы не будут показаны отложенные активы и обязательства, о которых идет речь в ПБУ 18/02, то ее руководителя или главного буххалтера могут оштрафовать на 2000 – 3000 рублей. Чтобы начислить такой штраф, достаточно лишь посмотреть на баланс и убедиться в отсутствии некоторых строк. Так что основные требования ПБУ 18/02 придется выполнять, доказывая инспектору, что указания Минфина России не нарушены. А вот насколько скрупулезно вы их соблюдаете, и правильно ли рассчитали все условные активы и обязательства, инспектор проверять не будет. Вернее сказать не сможет.
Кроме того, налоговик может посчитать, что, не соблюдая ПБУ, фирма нарушает правила бухгалтерского учета. За это в статье 120 НК РФ установлен штраф – 5000 рублей. Но этот штраф можно оспорить.
Олег Веселов, юрист аудиторской фирмы:
– Давайте внимательно прочитаем статью 120 НК РФ, которой постоянно пугают инспекторы. В ней говорится о штрафах за несвоевременное и неправильное отражение на бухгалтерских счетах хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. Как видим, придуманные Минфином отложенные активы, обязательства и все эти разницы, от которых они рассчитываются, не относятся ни к одному из перечисленных случаев. Почему-то некоторые из аудиторов, прочитавших ПБУ 18/02, решили, что отражение временных и постоянных разниц является хозяйственной операцией. Я с этим не согласен. В законе «О бухгалтерском учете» поясняется, что операция – это факт хозяйственной деятельности, например, закупка оборудования, оплата счетов, списание материалов. Искусственное выявление разниц, которые пожелал увидеть Минфин, не имеет никакого отношения к хозяйственной деятельности. Так что, инспекторы не могут штрафовать по статье 120 НК РФ.
Что касается ПБУ, то, на мой взгляд, оно противоречит закону о бухгалтерском учете. В пункте 2 статьи 5 этого закона сказано, что Минфин России создает положения, где устанавливаются принципы, правила и способы ведения хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. ПБУ 18/02 совершенно не вписывается в рамки установленных законом требований. Ведь предусмотренный Положением способ отражения налога на прибыль, как я уже сказал, не является хозяйственной операцией. Я вообще не понимаю, для чего бухгалтеру нужно это ПБУ. Ведь в пункте 2 статьи 1 закона о бухгалтерском учете дан закрытый перечень объектов бухгалтерского учета. Это имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции (факты деятельности). Естественно, к ним не относятся условные активы и обязательства, о которых говорится в ПБУ 18/02.
От редакции. Возможно, кому-то статья нашего постоянного автора покажется излишне резкой. Например, многие аудиторы уверяют, что ПБУ 18/02 необходимо исполнять, так как иначе предприятие нарушит «методологию бухгалтерского учета». К сожалению, такие специалисты не поясняют, что понимать под «методологией», предположим, что это правильное ведение учета. Но ПБУ было издано не из-за того, что фирмы неверно считают прибыль, а из-за того, что они определяют ее не так, как хочет Минфин России. Конечно, указания министерства надо выполнять. Но сразу вспоминается цитата из «Маленького принца» Сент-Экзюпери: «если я прикажу какому-нибудь генералу… обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я? Вы, ваше величество, – ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц».