Понятие группы лиц в антимонопольном закондательстве Российской Федерации

Корпоративное управление

Автор:
Источник: Акционерное общество: вопросы корпоративного управления
Опубликовано: 20 Сентября 2010


ИСТОЧНИК:
Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 8-2008

В статье исследуются понятие «группа лиц», возможности применения этого понятия в отношениях между резидентами и нерезидентами РФ.

Более 15 лет ведутся споры о вопросах правильности применения законодательства о конкуренции и необходимости его изменения. После долгих дискуссий 27.07.2006 г. был принят и 26.10.2006 г. вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данный Закон предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, обновлению правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, уточнению правовых основ государственной политики в сфере защиты и развития конкуренции, а также создание единообразия правового регулирования отношений в сфере защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Прежде всего, необходимо отметить принципиально новый подход к определению группы лиц в ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции». Правовая категория «группа лиц», применяемая в антимонопольном законодательстве Российской Федерации, позволяет признавать деятельность участников бизнес-групп согласованной и рассматривать их как взаимосвязанную совокупность организаций в отношениях с третьими лицами.

С момента нормативного закрепления понятия «группа лиц» в российском антимонопольном законодательстве подходы к содержанию этого понятия постоянно эволюционировали и трансформировались. Если изначально физические лица могли входить в группу лиц только вместе с юридическими лицами, то сейчас физические лица (их ближайшие родственники — супруги, родители, дети, братья и сестры) также относятся к группе лиц.

Группа лиц выступает особым субъектом, действующим на товарном рынке. Деятельность группы лиц рассматривается наравне с деятельностью любого другого хозяйствующего субъекта. Это объясняется тем, что законодательно оно приравнено к понятию «хозяйствующий субъект».

При соблюдении определенных форм контроля и связи между участниками группы лиц ее можно рассматривать как самостоятельный субъект рынка — совокупность юридических и физических лиц.

В рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как устойчивое формирование, способное вести скоординированную политику на определенном рынке. Квалификация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта имеет большое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования могут применяться не только к одному из ее участников как к отдельному хозяйствующему субъекту, но и ко всем участникам группы лиц.

В антимонопольном законодательстве Российской Федерации суть понятия «группа лиц» не раскрывается. Оно включает исчерпывающий перечень условий, необходимых для отнесения тех или иных юридических и (или) физических лиц к группе лиц.

В литературе встречаются различные классификации критериев формирования группы лиц.

К.Ю. Тотьев разделяет круг отношений в рамках группы лиц на имущественные, организационно-договорные, организационно-управленческие и родственные отношения. В соответствии с данной классификацией имущественные отношения основаны на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица. Договорные отношения внутри группы лиц возникают в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (лицами). Организационно-управленческие отношения затрагивают участие тех или иных лиц в органах управления юридических лиц (коллегиальном исполнительном органе, совете директоров)1.

По мнению А.Н. Варламовой, все взаимосвязи, при которых речь идет об аффилированных лицах, а значит, и о группе лиц, можно сгруппировать по следующим критериям:

  • по имущественным отношениям;
  • по родственным отношениям;
  • по взаимосвязи на основании договора;
  • по взаимоотношениям, возникшим в результате формирования управленческих органов2.

В Федеральном законе от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» законодатель по-новому определяет понятие «группа лиц» в антимонопольном законодательстве.

В ст. 9 Закона о защите конкуренции названы условия, которые позволяют признать наличие группы лиц. Среди них можно выделить односложные, многосложные и единичные условия.

При односложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняется одно хозяйственное общество (товарищество).

При многосложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняются несколько хозяйственных обществ (товариществ).

Примером односложного условия является случай, когда физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

Если же одно и то же физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа в нескольких хозяйственных обществах, это пример многосложного условия.

Единичными являются условия, которые не могут быть отнесены к односложным и многосложным условиям.

К односложным относятся следующие условия:

  1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеют в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества (товарищества).
  2. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.
  3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.
  4. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.
  5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

К многосложным условиям относятся следующие случаи:

  1. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).
  2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо либо одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
  3. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ или заключенных с этими хозяйственными обществами договоров вправе давать этим хозяйственным обществам обязательные для исполнения указания.
  4. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического или одного и того же юридического лица.
  5. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

К единичным относятся следующие случаи:

  1. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица.
  2. Лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.
  3. Физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Рассмотрим пример 1.

Иностранное юридическое лицо А владеет 100% голосующих акций российского акционерного общества В. В свою очередь, иностранное юридическое лицо С является единственным участником юридического лица А и владеет 100% его акций. Компании А и С созданы не как хозяйственные общества или товарищества, а как компании или корпорации. Возникает вопрос: входят ли юридические лица А, В, С в одну группу лиц?

Контроль может осуществляться только в отношении хозяйственного общества или товарищества. Статья 66 Гражданского кодекса РФ дает исчерпывающий перечень форм хозяйственных обществ и товариществ. К ним относятся: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или с дополнительной тветственностью, а также полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Законодательством многих иностранных государств предусматривается создание юридических лиц не только в форме обществ или товариществ, но и в форме компаний или корпораций (например, в Англии и США).

Таким образом, компания А и общество В входят в одну группу лиц. Компания С, являясь единственным участником компании А, не входит в одну группу лиц ни с компанией А, ни с компанией В, поскольку не осуществляет контроль над хозяйственным обществом (товариществом). По старому Закону о конкуренции на товарных рынках все три юридических лица А,В, С входили бы в одну группу лиц. Это объясняется тем, что по старому Закону для отнесения юридических лиц к одной группе лиц не имела значения организационно-правовая форма лица, в отношении которого осуществляется контроль, важна была только величина участия в его уставном (складочном) капитале — более 50%.

Раньше понятие «группа лиц» было шире. Оно не ограничивалось правом распоряжения долями или акциями только хозяйственных обществ или товариществ. Контроль мог распространяться на любое юридическое лицо вне зависимости от того, является ли оно обществом, товариществом или компанией.

Закон о защите конкуренции также не предусматривает совместного контроля нескольких юридических и (или) физических лиц над хозяйственными обществами.

Пример 2. Юридические лица А и В являются оффшорными компаниями и на 100% принадлежат двум физическим лицам. Одно из физических лиц исполняет функции единоличного исполнительного органа в обществе, зарегистрированном в Российской Федерации и имеющем разветвленную группу лиц по новому законодательству. Однако компании А и В по 50% контролируют совместно несколько хозяйственных обществ. По Закону о конкуренции на товарных рынках все вышеперечисленные лица (юридические и физические) входили бы в одну группу лиц. Новый Закон о защите конкуренции не предус – 
матривает возможности совместного распоряжения юридическими или физическими лицами акциями (долями) хозяйственных обществ.

Таким образом, в настоящее время в качестве группы лиц антимонопольный орган не вправе рассматривать хозяйственные общества, совместно контролируемые оффшорными компаниями А и В.

Существенный вопрос также касается совместного распоряжения близкими родственниками (супругами, родителями, детьми) акциями (долями) хозяйственных обществ.

Некоторые юристы-теоретики считают, что в Законе о защите конкуренции необходимо расширить состав группы лиц за счет совместного контроля над хозяйственными обществами, осуществляемого несколькими юридическими и (или) физическими лицами.

Классификация отношений, возникающих внутри группы лиц, по способу установления связи между ее участниками в соответствии с Законом о защите конкуренции приведена в таблице 1.

Пример 1 показывает, что в соответствии с Законом о защите конкуренции не каждое иностранное лицо может входить в одну группу лиц с другими иностранными лицами. В данном случае Закон о защите конкуренции говорит о необходимости наличия двух условий:

  • контролируемое юридическое лицо должно быть определенной организационно-правовой формы (либо хозяйственным обществом, либо хозяйственным товариществом);
  • доля участия в его уставном (складочном) капитале должна превышать 50%.

Таблица 1. Критерии формирования группы лиц, приведенные в Законе о защите конкуренции.

Критерий формирования группы лиц

Содержание

1.

Распорядительный характер

1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в дическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

2. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).

2.

Договорный характер

Лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора.

3.

Управленческий характер

1. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.

2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.

4. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания.

5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.

6. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

7. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

8. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению физического лица или юридического лица.

4.

Родственный характер

Физическое лицо, его супруг(а), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

5.

Организационно-правовой характер

Лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.

Закон о защите конкуренции значительно расширил перечень отношений, имеющих управленческий характер, и сократил общее количество отношений внутри группы лиц. Это объясняется тем, что на практике профессионально-управленческие и распорядительно-управленческие связи не очень распространены и фактически не имеют влияния на отношения внутри группы лиц.

Эта схема таит в себе один существенный недостаток: невозможность совершения нескольких взаимосвязанных сделок с акциями (долями) внутри группы лиц в ограниченные сроки, поскольку после совершения первой из цепочки сделок меняется основание, по которому юридическое и физическое лицо признаются участниками группы лиц.

Закон о защите конкуренции предусматривает, что запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц. В частности, это касается запрета на употребление группой лиц доминирующего положения, недобросовестную конкуренцию. Эта норма вытекает из положения о признании группы лиц равноправным участником товарного рынка наравне с хозяйствующим субъектом. В случае нарушения группой лиц данных требований к ответственности привлекается группа лиц, а не отдельный ее участник.

Все вышеизложенное показывает, что Закон о защите конкуренции призван создать благоприятную правовую среду для деятельности группы лиц, снизить административную нагрузку на участников рынка, в том числе участников группы лиц, что должно положительно отразиться на развитии конкуренции между различными группами лиц.

Закон о защите конкуренции позволяет совершать сделки внутри группы лиц без получения предварительного согласия антимонопольного органа при наличии в совокупности следующих условий:

  • сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
  • перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в Федеральную антимонопольную службу в утвержденной форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий. Форма предоставления группы лиц предусмотрена Приказом ФАС России от 20.11.2006 года;
  • перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в Федеральную антимонопольную службу перечнем таких лиц.

Конечно, данная норма позволяет без предварительного согласования с антимонопольным органом заключать сделки внутри группы лиц. Но это касается только сделок с имуществом, входящим в состав основных производственных средств.

1 Тотьев К.Ю. Конституционное право. М., 2003 г. , с. 209-210.

2 Варламова А.Н. Российское законодательство о понятии аффилированного лица // Право и экономика, 2006 г., №19-20, с. 65-66.


В журнале «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 8 (51) за 2008 г. была опубликована статья Шмелевой Ю.В. «Понятие группы лиц в антимонопольном законодательстве Российской Федерации», текст которой представляет собой сокращенный вариант текста статьи Денисковой О. В. «Новая группа лиц в российском антимонопольном законодательстве» (журнал «Законы России: опыт, анализ, практика», № 6 за 2007 г.) без ссылки на источник. Редакция журнала приносит свои извинения Денисковой О.В. за недобросовестного автора.

Автор:

Теги: антимонопольное законодательство  группа лиц