Порядок исчисления и уплаты единого налога при применении упрощенной систеы налогообложения

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 8 2003г
Опубликовано: 15 Сентября 2005

Общие положения

С 1 января 2003 г. введена в действие гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, соответственно утратил силу Федеральный закон от 29.12.95 г. № 222&ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате специальная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, применяемая практически без изменений с 1995 г., кардинально изменилась.

В соответствии со ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в установленном порядке. При этом НК РФ установлено, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН), если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж). Индивидуальным предпринимателям ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему налогообложения не установлено. Таким образом, при соблюдении иных условий, установленных статьями 346.12 и 346.13 НК РФ, индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему УСН независимо от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности за указанный период.

Изменения коснулись перечня лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно Федеральному закону № 222&ФЗ упрощенная система не распространялась:

  • на банки, страховщиков, инвестиционные фонды, профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров и игорным бизнесом;
  • организации и индивидуальных предпринимателей, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

По сравнению с Федеральным законом № 222&ФЗ перечень лиц, которые не вправе применять УСН, значительно расширен. Помимо указанных выше в него вошли следующие лица.

  1. Организации, имеющие филиалы и (или) представительства. При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
  2. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

    Согласно ст. 11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца).

    Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.

  3. Негосударственные пенсионные фонды. Исключительными видами деятельности таких фондов являются:
  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 г. 167&ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
  • Ломбарды. Под деятельностью ломбарда понимается деятельность по принятию от граждан в залог в целях выдачи краткосрочных кредитов и (или) на хранение движимого имущества, предназначенного для личного потребления, и по реализации невыкупленного или невостребованного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. При этом к полезным ископаемым относится продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье. К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (МПР России) совместно с субъектами Российской Федерации.
  • Нотариусы, занимающиеся частной практикой.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции. При применении данного положения следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.95 225&ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
  • Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Налогоплательщики, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в общеустановленном порядке.
  • Организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%. Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.
  • Таким образом, в случае если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в организациях составляет более 25%, такие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

  • Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек человек. В целях применения данного положения под средней численностью работников за налоговый (отчетный) период следует понимать среднюю численность работников, определяемую налогоплательщиком по состоянию на 1 октября года, в котором им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, установленном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 07.12.98 121.
  • Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей. При этом нужно иметь в виду, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется налогоплательщиком по состоянию на 1&е число месяца, в котором им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
  • Следует отметить, что с 1 января 2003 г. использовать упрощенную систему налогообложения вправе ранее не допускавшиеся к ней организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, и предприятия развлекательного бизнеса (но не игорного).

    Как и ранее (Федеральный закон № 222 &ФЗ), в соответствии со ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Однако это сходство относится только к режиму налогообложения, так как гл. 26.2 НК РФ не затрагивает вопросов бухгалтерского учета. В то же время ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129&ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

    Следует напомнить, что Федеральный закон № 222&ФЗ предоставлял право организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности оформлять первичный документы бухгалтерской отчетности и вести книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центробанка России от 22.09.93 г. № 40, обязанностей, установленных Законом РФ от 18.06. 93 г. № 5215&1 «О применении контрольно&кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», а также от обязанностей налоговых агентов, установленных гл. 24 НК РФ. Главой 26.2 НК РФ, как и ранее Федеральным законом № 222&ФЗ, при применении упрощенной системы налогообложения предусмотрена замена уплаты ряда налогов одним налогом.

    В соответствии со ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период в замен уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога (иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения).

    Налоговым кодексом предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период (иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения).

    Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

    Пример 1.

    В 2003 г. ООО «Гончар» перешло на упрощенную систему налогообложения и вместо уплаты НДС, налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплачивает единый налог.

    ООО «Гончар» арендует у органов местного самоуправления помещение за 6000 руб. в месяц (вместе с НДС) и, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ, обязано перечислять в бюджет НДС с арендной платы. Таким образом, ООО «Гончар» в этом случае выступает в роли налогового агента.

    Сумма налога на добавленную стоимость с арендной платы, которую надо перечислить в бюджет, составит:

    6000 руб. . 20% : (100% + 20%) = 1000 руб.

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.12.01 г. № 167&ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

    В соответствии со ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, подают в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление (по форме № 26.2&1, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.02 г. № ВГ&3&22/495). При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения указывают размер доходов за девять месяцев текущего года.

    Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

    В случае изменения избранного объекта налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов) после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

    Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

    По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений налоговый орган в месячный срок со дня их регистрации в письменной форме уведомляет налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

    Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Однако, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

    Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.

    Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные п. 4 ст. 346. 13 НК РФ.

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения. О своем переходе на общий режим налогообложения налогоплательщик уведомляет налоговый орган в письменной форме (рекомендованная форма уведомления 26.2&4 утверждена Приказом МНС России от 19.09.02 ВГ&3&22/495). Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

    Объект налогообложения. Порядок определения доходов и расходов

    В настоящее время в соответствии со ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются:

    • доходы;
    • доходы, уменьшенные на величину расходов1.

    Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Причем объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

    Статьей 346.20 НК РФ установлено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6%.

    Если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

    Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

    • доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
    • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

    При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

    Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности. При этом следует иметь в виду, что в составе доходов от предпринимательской деятельности налогоплательщики – индивидуальные предприниматели учитывают все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, установленным ст. 250 НК РФ.

    Налоговым кодексом Российской Федерации установлен перечень расходов, на сумму которых налогоплательщик может уменьшить полученные доходы при определении объекта налогообложения. К ним относятся:

    1. расходы на приобретение основных средств.
    2. Однако, такие расходы принимаются в следующем порядке:

    • в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, – в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;
    • в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:
    • в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно – в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
    • в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения – 50% стоимости, второго года – 30% стоимости и третьего года – 20% стоимости;
    • в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.

    При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями. Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.

    В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени;

  • расходы на приобретение нематериальных активов;
  • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
  • арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услу гам);
  • проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
  • суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
  • расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;
  • расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
    • наем жилого помещения
    • По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
    • суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
    • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
    • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
  • плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
  • расходы на аудиторские услуги;
  • расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
  • расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
  • расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
  • расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
  • суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на сумму налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам)).
  • Все перечисленные выше расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными.

    Расходы, перечисленные в пунктах 5, 6, 7, 9 – 21 принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ.

    Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

    Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Расходы на приобретение основных средств отражаются в последний день отчетного (налогового) периода.

    (Окончание следует)

    1 Начиная с 1 января 2005 г. для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, уменьшенный на величину расходов (ст. 6 Федерального закона № 104&ФЗ).

    Автор:

     

    Все статьи цикла «Номер 8»

    (состоит из 2 статей)

    Порядок исчисления и уплаты единого налога при применении упрощенной систеы налогообложения (15 Сентября 2005)

    Закон «об аудиторской деятельности» в действии (15 Сентября 2005)