Практические аспекты подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и анализ проблем при внедрении на примере компании ОАО «АК «Транснефтепродукт»

Подготовка международной...

Автор:
Источник: материалы с практической конференции «МСФО: практика внедрения, затраты и выгоды для компаний» , 26 мая, Москва
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Описание деятельности

  • Основной вид деятельности – транспортировка светлых нефтепродуктов по нефтепродуктопроводам протяженностью более 19 тыс.км. на территории России, Украины и Белоруссии
  • Естественная монополия
  • 100% обыкновенных акций АК ТНП принадлежит Российской Федерации

АК «Транснефтепродукт» (материнская компания)
8 дочерних компаний, осуществляющих транспортировку нефтепродуктов на территории РФ 2 дочерние компании, осуществляющих транспортировку нефтепродуктов на территории Украины и Белоруссии 20 дочерних сервисных компаний (связь, материально-техническое обеспечение, ремонт и строительство, безопасность, проектные работы) Зависимая компания на территории Латвийской республики

Необходимость подготовки отчетности по МСФО

  • Прозрачность информации о холдинге, внедрение принципов корпоративного управления, информация для инвесторов
  • Привлечение финансирования иностранных банков (ЕБРР)
  • Выпуск финансовых инструментов для привлечения финансирования на финансовых рынках РФ

Отчетность по МСФО

  • Первая отчетность по МСФО подготовлена за год, закончившийся 31 декабря 2001
  • С 2003 года АК ТНП готовит отчетность по МСФО самостоятельно без привлечения сторонних консультантов
  • С 2004 года отчетность по МСФО готовится поквартально

Внедрение МСФО в группе компаний. Основные вопросы

Параллельный учет или трансформация?

Трансформация – проводимая на определенную дату (как правило, отчетную) процедура составления отчетности по МСФО путем корректировок российской бухгалтерской отчетности. В холдинге может делаться как для каждой компании, так и для Группы в целом (без разбивки на отдельные предприятия) – путем корректировок к сводной отчетности по РСБУ

Параллельный учет – процесс ведения бухгалтерского учета операций (от первичных документов) в двух стандартах (РСБУ и МСФО), т.е. две системы финансового учета, работающие одновременно

Параллельный учет

  • непрерывный процесс
  • две системы бухгалтерского учета
  • как правило, требует наличия автоматизированной системы учета, позволяющей формировать два типа отчетов

Трансформация

  • осуществляется периодически
  • осуществляется на основе уже имеющейся информации, однако требуется тщательный анализ
  • информация по статьям российской бухгалтерской отчетности анализируется, и вносятся корректировки, чтобы отразить различные принципы бухгалтерского учета

Параллельный учет или трансформация? Достоинства и недостатки

Параллельный учет +:

  • возможность получения отчетности по МСФО в любой момент времени – оперативность
  • большая точность отчетов
  • меньше основан на субъективности суждений – требуется меньше сотрудников высокой квалификации

Трансформация +:

  • отсутствие постоянных накладных расходов, связанных с ведением двойного учета
  • не требуется мощная автоматизированная система
  • проще внедрить, т.к. не требует разнесения входящих остатков на уровне первичных документов
  • проще для крупных холдингов, т.к. отсутствует необходимость двойного учета в каждой компании

Параллельный учет -:

  • наличие постоянных издержек на поддержание
  • весомые инвестиции в дорогостоящее программное обеспечение
  • сложно внедрить, так как нужно разнести входящие остатки по операциям
  • для холдинга – необходимо внедрение в каждой компании – нельзя вести параллельный учет для холдинга в целом

Трансформация -:

  • отсутствие оперативности – невозможность получения отчетности на любую дату
  • зависит от знаний и умений работников – риск снижения качества корректировок, риск потери методики расчета корректировок при смене сотрудников
  • используется много оценочных суждений
  • меньшая точность, т.к. корректировки, как правило, рассчитываются на статью, а не на каждую операцию

Самостоятельно или силами сторонних консультантов? Достоинства и недостатки

Подготовка отчетности по МСФО силами холдинга +:

  • Контроль за процессом
  • Возможность снижения стоимости процесса при использовании собственного персонала
  • Четкое понимание содержания отчетности

Подготовка отчетности по МСФО с привлечением сторонних консультантов +:

  • Участие профессионалов, имеющих опыт подготовки отчетности
  • Накопленные знания консультанта на опыте других компаний
  • Гарантия качества, возможность предъявления претензий

Подготовка отчетности по МСФО силами холдинга -:

  • Проблемы с поиском сотрудников, имеющих достаточный опыт и квалификацию
  • Необходимость внедрения соответствующих АИС

Подготовка отчетности по МСФО с привлечением сторонних консультантов -:

  • Риск потери контроля за процессом, низкая степень понимания поправок
  • Риск возникновения трудностей при аудите, затруднения при комментировании сложных аспектов
  • Затруднения в осуществлении контроля качества

Самостоятельно или силами сторонних консультантов? Анализ затрат при трансформации отчетности

Подготовка отчетности по МСФО силами холдинга
Затраты:

  • 5 – 6 сотрудников в головном офисе (1-2 сотрудника высокой квалификации, 2-3 – средней, 1-2 – базовые знания)
  • оборудование, программное обеспечение
  • время дочерних обществ на предоставление информации

Подготовка отчетности по МСФО с привлечением сторонних консультантов
Затраты:

  • оплата услуг консультанта
  • 1-2 сотрудника высокой квалификации в головной компании для контроля за процессом
  • время дочерних обществ на предоставление информации

Практические аспекты подготовки отчетности по МСФО АК ТНП

Подготовка консолидированной отчетности по МСФО
АК Т Н П (головная компания) Дочерние компании
Отдел отчетности по МСФО (6 человек) 1-3 человека в составе бухгалтерии общества
ФУНКЦИИ:
  • консолидация
  • расчет поправок для целей МСФО
  • подготовка и анализ отчетности
  • работа с аудитором отчетности по МСФО
ФУНКЦИИ:
  • подготовка информации для целей МСФО на основании данных бухгалтерского учета в форме электронных таблиц
  • пояснения к данным российской отчетности

Практические аспекты. Этапы подготовки отчетности (головная компания)

ЭТАП:

  1. Заполнение информационных пакетов дочерними обществами (подробные расшифровки данных бухгалтерского учета)
  2. Проверка и анализ полученных данных
  3. Свод полученных данных, исключение внутригрупповых оборотов
  4. Расчет поправок для целей МСФО. Анализ возможных различий между показателями по РСБУ и МСФО
  5. Подготовка текста финансовой отчетности и раскрытий
  6. Подготовка аналитической записки по данным отчетности. Утверждение отчетности
  7. Работа с аудитором (только годовая отчетность)

Приблизительное время (чел./часов):

  1. Заполнение пакетов дочерними обществами – 200 чел/час в каждом обществе
  2. Головная компания – 100 чел/час
  3. Головная компания – 120 чел/час
  4. Головная компания – 600 чел/час
  5. Головная компания – 50 чел/час
  6. Головная компания – 50 чел/час
  7. Головная компания – 250 чел/час

Практические аспекты. Инструменты подготовки отчетности

  • Заполнение дочерними обществами информационных пакетов на основании данных бухгалтерского учета производится в виде электронных таблиц MS Excel
  • Исключение внутригрупповых оборотов, а также поправки для целей МСФО осуществляются с использованием MS Excel в формате журналов проводок
  • АК ТНП находится в процессе внедрения автоматизированных систем сбора и обработки информации, которые позволят с помощью одного инструмента как получать исходную информацию из дочерних обществ, так и отражать корректировки для целей МСФО
– ne sterat"! —>

Автор: