Практические аспекты проведения финансового анализа компании

Финансовый Анализ

Автор:
Источник: «Эксперт Системс»
Опубликовано: 16 Октября 2007

Необходимость принятия текущих решений и контроля деятельности компании предполагает проведение оценки ее финансового состояния. Используемые для этого методики финансового анализа подробно описаны не в одном десятке учебных и практических пособий. Но как обстоит дело с их практическим применением? Насколько широким спектром методик анализа финансового состояния пользуются российские финансовые менеджеры? Какой инструментарий применяют?
Мы попросили ответить на наши вопросы Александра Комолова, финансового директора компании «Эксперт Системс»,  обладающего практическим опытом работы в ИТ, фармацевтике и консалтинговом бизнесе.

Оценка финансового состояния компании – кем и для кого она проводится? Какое место занимает финансовый анализ в деятельности финансовой службы?

Опыт работы с компаниями различного типа, и мой собственный, и практика консультантов нашей компании, показывает зависимость значения финансового анализа от ряда факторов:

  • во-первых, от положения компании в цепочке «производитель – дистрибьютор – розница»;
  • во-вторых, от сложившихся условий целевого рынка (цены и отсрочки платежа);
  • в-третьих, от источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности.

Весьма показательна фармацевтическая отрасль. Так, производители фармацевтических препаратов финансируют основную (WCR) и инвестиционную деятельность (НИОКР, производственные и фасовочные линии) за счет маржи и/или заемных средств. Ввиду сложившихся рыночных условий платежи дистрибьюторов идут с отсрочкой до 120 дней, при этом производится предоплата за сырье.
Следствием этого является главенствующая роль инвестиционных показателей (EVA, ROA, WACC) и скорее вспомогательная – финансовых показателей. Анализ сводится к:

  • контролю инвестиционных показателей  на уровне акционеров и топ-менеджмента;
  • отслеживанию оборачиваемости собственной дебиторской задолженности и товарных запасов на складах дистрибьюторов – на уровне руководителей департаментов, включая руководство департамента продаж;
  • контролю ROI и WACС финансовой службой.

Дистрибьюторы  в фармацевтике работают с небольшой маржой (5-10%). Объем инвестиций значительно меньше производственного звена, финансирование основной деятельности идет преимущественно за счет кредиторской задолженности, поэтому значение финансового анализа существенно выше инвестиционного. Дистрибутор контролирует:

  • инвестиционные показатели;
  • оборачиваемость кредиторской задолженности и товарные запасы
  • рентабельность продаж и оборачиваемость дебиторской задолженности;
  • показатели ликвидности и чистого оборотного капитала (ЧОК).

Розничное звено в фармацевтике также финансирует основную деятельность за счет кредиторской задолженности и практически не имеет дебиторки. В аналитике торгующих организаций финансовый анализ превалирует над инвестиционным. Отслеживаются показатели:

  • чистого денежного потока – на уровне акционеров и топ-менеджмента;
  • оборота и рентабельности продаж;
  • оборачиваемости кредиторской задолженности и товарных запасов;
  • ЧОК и ликвидности.

Таким образом, результаты регулярно проводимого финансового анализа становятся основными критериями принятия практически всех операционных решений.
Хорошо иллюстрирует все вышесказанное следующая таблица.

Таблица 1. Финансовый анализ в различных звеньях цепочки Производитель – Клиент

 

Положение Компании в цепочке движения товара Производитель­ Клиент

Производитель

Дистрибьютор

Розничный торговец

Поставщик услуг

Роль финансового анализа для компании

  1. Контроль инвестиций
  1. Контроль инвестиций
  2. Операционный контроль
  1. Операционный контроль
  2. Операционные решения
  1. Операционные решения

Группы пользователей результатов финансового анализа

Акционеры

  1. EVA
  2. ROA
  3. WACC                                    
  1. EVA
  2. ROI
  1. оборот
  2. рентабельность продаж              
  1. чистый денежный поток

Топ-менеджмент

  1. WACC
  2. ROI
  1. оборот*
  2. рентабельность чистой прибыли
  3. ROI
  1. оборот*
  2. рентабельность продаж        
  1. ликвидность
  2. рентабельность чистой прибыли  
  3. выручка на сотрудника

Руководители департаментов

 

 

 

 

Поставки

 

  1. оборачиваемость кредиторской задолженности
  2. оборачиваемость товарных запасов
  1. оборачиваемость кредиторской задолженности
  2. оборачиваемость товарных запасов

 

Продажи

  1. оборот
  2. оборачиваемость дебиторской задолженности
  3. рентабельность продаж             
  1. оборот*
  2. оборачиваемость дебиторской задолженности
  3. рентабельность продаж                  
  1. оборот*
  2. рентабельность продаж             
  1. оборот*
  2. рентабельность продаж        

Маркетинг

  1. ROI маркетинга
  2. NPV
  1. ROI маркетинга
  2. NPV
  1. ROI маркетинга
  2. NPV
  1. ROI маркетинга
  2. NPV

НИОКР

  1. ROI НИОКР
  2. NPV
  1. ROI НИОКР
  2. NPV

 

 

Персонал

  1. Выручка на сотрудника
  2. ФОТ/Выручка             
  1. выручка на сотрудника
  2. ФОТ/Выручка   
  1. выручка на сотрудника
  2. ФОТ/Выручка   
  1. выручка на сотрудника
  2. ФОТ/Выручка   

Финансовая
служба

  1. WACC
  2. ROI
  1. ЧОК (чистый оборотный капитал)
  2. оборачиваемость ЧОК
  3. ликвидность
  1. ЧОК (чистый оборотный капитал)
  2. оборачиваемость ЧОК
  3. ликвидность
  1. выручка на сотрудника
  2. ликвидность

 

* – оборот – выручка – Sales. Компании преимущественно используют показатель, очищенный от НДС и определяемый по отгрузке.

Резюмирую все вышесказанное можно отметить, что  основным постановщиком задач финансового анализа и потребителем его результатов является менеджмент компании:

  • акционеры и топ-менеджмент. Планирование и реализация стратегии компании предполагает контроль за обеспечивающей этот процесс инвестиционной деятельностью.
  • руководители департаментов, в чью сферу ответственности входит принятие операционных решений по ценам, отсрочке платежей, уровню запасов, рентабельности;
  • финансовая служба, осуществляющая принятие решений, связанных с выбором источников финансирования, оценки и контроля операционных решений.

ТОП-10 самых востребованных методик
Как  показал опрос, проведенный «Эксперт Системс» среди российских финансовых менеджеров, его участники используют весь спектр возможностей финансового анализа, от общеупотребительного коэффициентного анализа –  расчета четырех групп показателей (ликвидности, рентабельности, оборачиваемости, структуры капитала)  до специальных оценочных показателей, расчет которых регламентируется различными регуляторами.

Приоритеты аудитории приведены в таблице 2.

Таблица 2. ТОП-10 используемых методик финансового анализа

Коэффициентный анализ (ликвидность, рентабельность, оборачиваемость, структура капитала)

68%

Анализ ликвидности

62%

Оценка стоимости чистых активов

54%

Анализ себестоимости

52%

Анализ безубыточности

47%

Факторный анализ прибыли

45%

Сравнительный анализ

41%

Факторный анализ рентабельности собственного капитала

39%

Оценка финансового состояния заемщика

37%

Матрица финансовых стратегий

23%

Что выбрать для проведения финансового анализа?
Выбор финансовых показателей и методик связан с задачами проведения анализа.
В нашей работе, прежде всего, это:

  • Показатели ликвидности (Quick Ratio, Current Ratio). Их использование обусловлено, в том числе необходимостью предоставления гарантий в обеспечение госконтрактов, привлечения кредитов, контроля за своевременным погашением кредиторской задолженности.
  • Показатели рентабельности (продаж – ROS и чистая рентабельность), как индикаторы покрытия рисков, связанных с возможным увеличением сроков проектов.
  • Показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, что позволяет эффективно управлять оборотным капиталом компании, отслеживая обеспеченность оборотным капиталом при наличии сезонности продаж или интенсивном росте
  • Показатель финансовой зависимости (отношение заемного капитала к собственному капиталу) и характеризующая эффективность работы сервисной компании (консалтинговые услуги, программные продукты)
  • Выручка на одного сотрудника.

Помимо горизонтального и вертикального анализа отчетности используем стандартные методики:

  • факторный анализ рентабельности собственного капитала (методика Дюпон);
  • анализ ликвидности;
  • анализ безубыточности;
  • оценку стоимости чистых активов;
  • оценку финансового состояния заемщика.

Компания финансирует развитие, в том числе за счет привлекаемых кредитов. Кредитуемся в Сбербанке и не только в нем, и поэтому весьма полезно, прежде чем обратиться к банкирам, взглянуть на  себя с позиций кредитного отдела. Принципы оценки различными банками финансового состояния заемщика похожи, отличия  – в расчете оценочных показателей. Так, например, в соответствующей методике Сбербанка, в дополнение к общему и промежуточному коэффициентам покрытия в оценке учитывается показатель абсолютной ликвидности. Отличаются у банков также и нормативные значениями  оценочных показателей, однако общими остаются принципы разбивки значений финансовых показателей на категории, в зависимости от их фактических значений, и рейтингования заемщиков – отнесения к определенной категории надежности на основании балльной оценки.
Инструментарий для проведения финансового анализа
Для проведения финансового анализа требуется консолидировать финансовую отчетность по группе компаний, исключить внутренние обороты и провести корректирующие проводки. Корректировка и консолидация отчетности проводится путем ежедневного перенесения данных из нескольких баз «1 С: Предприятие 7.7» в ERP-систему SAP Business One.
Когда отчетность по группе компаний выверена и данные готовы к проведению финансового анализа, мы используем программу анализа финансового состояния Audit Expert 4, которая не только позволяет использовать любую из необходимых к применению методик, но и получить на выходе готовое аудиторское заключение касательно финансового состояния группы компаний.

Что хочется видеть реализованным в  программе, автоматизирующей проведение финансового анализа?

Оптимальным программным решением для финансового анализа, с моей точки зрения, могло бы стать ПО, отвечающее одновременно следующим критериям:

  • возможность переноса данных из наиболее распространенных учетных и ERP систем;
  • возможность корректировки данных непосредственно в самом решении;
  • возможность применения большого числа стандартных методик анализа при одновременной возможности создания собственных аналитических методик;
  • возможность предоставления результатов анализа в доступной для понимания форме (заключение + графики).

Принятие решений по результатам анализа
Технология принятия решений на уровне департаментов зависит от полномочий начальников отделов. Оперативные решения принимаются руководителями департаментов без согласования в рамках утвержденных бюджетов. Финансовые и инвестиционные решения подготавливаются (сбор данных, аналитика, сценарный анализ, анализ чувствительности и т.д.) руководителями департаментов и принимаются либо отклоняются руководством. Разумеется, приходится отстаивать свою точку зрения перед директором, если решения приводят к необходимости корректировки текущих бюджетов или акционерами, когда идут вразрез со стратегией компании.
Финансовый анализ – проверенный инструмент финансового менеджера. Его применение позволяет не только постфактум оценивать состояние компании, но и контролировать достижение стратегических целей, отслеживая и своевременно корректируя отклонения от запланированных показателей.

На вопросы отвечал Александр Евгеньевич Комолов, финансовый директор компании «Эксперт Системс».

Автор: