Капиталовложения невозможны без оценки перспектив их прибыльности. Существует несколько различных способов расчета привлекательности инвестиционных проектов, однако все они призваны ответить на три I вопроса: какой уровень чистого дохода обеспечит инвестиция, какой I размер дополнительной чистой прибыли она принесет и в какие сроки.
Правильный расчет
Финансовое планирование, в том числе и системы расчета инвестиционной привлекательности того или иного процесса, является важным элементом корпоративного планового управления. Украина постепенно становится участником мирового рынка, а вступление нашего государства во ВТО ускоряет процесс прихода в страну не только иностранных инвесторов, но и зарубежных конкурентов отечественных предприятий. Таким образом, в борьбе за покупателя товаров или услуг компании уже в ближайшее время будут вынуждены идти на снижение рентабельности. В условиях открытого рынка ее высокие показатели (существующие в настоящее время в большинстве сфер экономики) будут снижаться и, по прогнозам экспертов, стабилизируются на уровне средних европейских показателей аналогичных отраслей.
По этой причине точность расчета инвестиционной привлекательности проектов (особенно внутри компании) становится существенным аспектом финансового планирования. Логика простая. С одной стороны, в условиях растущей конкуренции отсутствие инвестиций в развитие может привести к вытеснению компании с рынка, то есть фактически к ее гибели. С другой стороны, делать инвестиции, например, в производство на фоне прогнозов стремительного падения рентабельности рискованно. Единственным выходом может стать детальная проработка инвестиционных проектов, оценка их привлекательности, сроков окупаемости, а также возможных рисков. Расчет привлекательности инвестиционного проекта компании необходим для принятия решения о целесообразности его реализации, а также для привлечения инвесторов.
Академический опыт
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что капиталовложения сегодня невозможны без оценки перспектив их прибыльности. Существует несколько различных способов расчета привлекательности инвестиционных проектов. Однако все они, по большому счету, призваны ответить на три вопроса: какой уровень чистого дохода обеспечит инвестиция, какой размер дополнительной чистой прибыли она принесет и в какие сроки (ведь одна и та же сумма, инвестированная в разные проекты, может принести одни и те же деньги, но в разные сроки).
Оценивая привлекательность проекта, следует учесть несколько факторов. Во-первых, необходимо проанализировать степень благосостояния компании — насколько оно позволяет делать ей инвестиции в том или ином объеме. Во-вторых, следует оценить вероятность неблагоприятного результата инвестиции, то есть каков риск возникновения форс-мажорных обстоятельств, способных привести к недополучению ожидаемого дохода или потери затраченных ресурсов. В-третьих, целесообразно провести сравнительную оценку альтернативных вариантов использования денежных и материальных ресурсов: действительно ли выбранный проект принесет большую прибыль и доход по сравнению с другими возможными, равными по объемам капитало – и ресурсовложений (альтернативами могут выступать и вложения в банковские депозиты, ценные бумаги, драгметаллы и пр.).
Фактически анализ инвестиционной привлекательности должен убедить принимающих решения людей в том, что:
- выбран лучший из альтернативных вариантов;
- проект направлен на максимальное увеличение стоимости имущества предприятия;
- определены основные риски при его реализации;
- проведена оценка влияния таких рисков на ход выполнения проекта и разработана стратегия управления такими рисками;
- определены объемы необходимых ресурсов и способ их привлечения на наиболее выгодных условиях.
Классическая теория подразумевает ведение анализа эффективности проекта на основе статических методов и методов дисконтирования. Статические методы основаны на том, что значимость доходов и расходов, связанных с проектами, равны в разные промежутки времени. Среди таких методов выделяют расчет простой нормы прибыли (отношение чистой прибыли в заданный период к суммарным капитальным затратам) и расчет срока окупаемости (время, за которое капитальные затраты будут покрыты чистой прибылью по проекту за вычетом амортизационных отчислений).
При всей простоте и прозрачности таких методов их существенным недостатком является то, что они не учитывают стоимость денег во времени, в то время как для большинства потенциальных инвесторов капитал имеет свою временную ценность. Грубо говоря, одна и та же сумма имеет разную «стоимость» сегодня, завтра и послезавтра. Поэтому многие считают целесообразным использование методов дисконтирования, подразумевающих приведение расходов и доходов по проекту, относящихся к разным временным промежуткам, к «единому знаменателю», то есть к конкретной дате. Обычно речь идет о приведении всех величин, характеризующих финансовую сторону осуществления проекта (доходы, расходы, цены и т. д.) к «сегодня». При расчете дисконта (коэффициента «уценки») используются показатели инфляции (существующей и прогнозируемой), прибыли компании в определенный период на единицу вложений, свободного денежного потока по проекту в определенный период, стоимости собственных и заемных капиталов в определенный период, ожидаемая длительность реализации проекта и пр.
Существует также альтернативный подход к расчету эффективности инвестиционного проекта. В различных источниках он получил название «метод минимальных и максимальных значений». Его идеологи уверены, что точному прогнозированию не поддаются показатели ни будущих расходов, ни будущих доходов по проекту. Поэтому возникает неустранимая информационная неопределенность, которая автоматически влечет за собой неустранимый риск принятия инвестиционных решений. Поэтому формируется некий класс ожидаемых сценариев развития событий в инвестиционном процессе, и из этого класса выбирается два сценария, при которых процесс достигает максимального и минимального показателя эффективности. Для принятия решения за основу берется оценка эффективности проекта в условиях реализации самого неблагоприятного из сценариев (к примеру пожар на предприятии, подвели партнеры и т. д.) с оговоркой на то, что компанией сделано все, чтобы снизить ожидаемые убытки. Такой метод, безусловно, максимально снижает риски инвестора, однако влечет за собой отказ от множества потенциально выгодных проектов.
Реальные примеры
Как известно, теория и практика редко полностью соответствуют друг другу, поэтому для рассмотрения способов расчета эффективности проектов мы решили взять реальный пример. Им стал опыт оценки одного из последних проектов одесской компании ОАО «ИнтерХим», на счету которой немало удачно реализованных инвестиций.
Акционерное общество «ИнтерХим» основано в 1992 году. В компании работает около 500 человек, в том числе 32 кандидата и доктора наук. Предприятие производит фармацевтические субстанции, химическую продукцию и готовые лекарственные средства. Продукция реализуется на внутреннем рынке, а также экспортируется в страны СНГ и Балтии. Компания имеет свои научно-исследовательскую, фармакологическую, аналитическую и микробиологическую лаборатории, сотрудничает с Физико-химическим институтом им. А. В. Богатского и Национальной академией наук Украины. В 2003 году ОАО «ИнтерХим» спроектировало, построило с нуля и ввело в эксплуатацию участок по производству готовых лекарственных средств, который сегодня выпускает целый ряд импортозаменяющих препаратов, ранее не производившихся в Украине. По результатам 2007 года, компания продемонстрировала прирост объемов продаж в более чем 60 %.
Одним из последних инвестиционных проектов ОАО «ИнтерХим» стало строительство второй очереди производственного участка готовых лекарственных препаратов, который был введен в эксплуатацию в декабре 2007 года. Открытие второй очереди позволило увеличить производственную мощность предприятия в пять раз. Объем инвестиций составил $ 7 млн собственных и заемных средств. Как рассказало руководство предприятия, для принятия решения и расчета эффективности указанного инвестиционного проекта был использован метод периода окупаемости. Причин для выбора этого метода было несколько. Однако одна из основных состояла в том, что показатель доходности проекта в данном случае не являлся доминантой для собственников компании. Основными задачами были увеличение объема производства для удовлетворения существующего спроса (то есть укрепления позиций на рынке сбыта), оптимизация организационной структуры предприятия и увеличение стоимости компании. «Кроме оценки доходности, есть также показатели, которые можно выразить в абсолютном выражении, к примеру, увеличение стоимости компании. Ведь наращивая мощности производства и строя дополнительные здания, сооружения, мы, тем самым, кроме доходности конкретных вложений, получаем рост стоимости компании в целом, что является, мне кажется, целью любого действующего и работающего предприятия», — говорит Дмитрий Позигун, финансовый директор ОАО «ИнтерХим».
Как известно, окупаемость инвестиций является основным условием обеспечения финансовой эффективности проекта. Для ее оценки все параметры, описывающие проект, были сведены в финансовую модель. Так как проект имел ярко выраженное преобладание технической составляющей над финансовой, процесс предварительного сбора данных для построения финансовой модели прошел достаточно быстро. На основе предыдущего опыта, информации собственных внутренних служб ОАО «ИнтерХим», а также данных партнеров-подрядчиков (имеющих длительные отношения с компанией) была составлена предварительная схема технической составляющей финансовой модели проекта. «Предварительный сбор данных по финансовой части инвестиционного проекта заключался в составлении представления о технической стороне проекта; то есть построение финансовой модели мы начали после сбора данных по технической составляющей», — отмечает г-н Позигун. Результатом построения финансовой модели инвестиционного проекта стали временные ряды показателей, требующихся для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта. Затем в модель были включены все возможные риски, в том числе сырьевые, ценовые, валютные и проектные.
С началом реализации проекта его оценка на каждом этапе проводилась с заданной периодичностью. Сбор текущей информации о выполнении плана расходов на определенных этапах проекта проводился в зависимости от категории показателя ежеквартально либо ежемесячно. «Мы создали специальную рабочую комиссию, в задачу которой входило сведение воедино технической стороны проекта, информации о выполнении плана по срокам и, одновременно, контроль над текущими расходами, теми, которые указаны в бюджете проекта; то есть для каждого этапа мы создавали временный рабочий орган, который контролировал его выполнение со всех точек зрения», — рассказывает Дмитрий Позигун.
Интересен тот факт, что, используя такой многоуровневый подход к оценке эффективности проекта, руководство ОАО «ИнтерХим» до его реализации фактически не имело четких критериев и правил для принятия инвестиционных решений, в чем открыто признается журналистам. «Просто до недавнего времени каждое инвестиционное решение в нашей компании являлось «штучным», единичным. Мы не девелоперы, чтобы ежедневно искать направления для размещения своих инвестиций. Мы стремимся реализовывать все проекты согласно разработанному графику, не создавая ситуации с «размыванием» финансовых вложений, так как каждый инвестиционный проект имеет большое значение для компании. Мы стараемся развиваться поэтапно», — акцентирует внимание г-н Позигун.
Выводы
Стоит отметить, что последний из приведенных тезисов ОАО «ИнтерХим» яв-ляется весьма конструктивным для применения в отношении производственных предприятий. Ведь к каким выводам мы пришли, бегло изучив теоретическую и практическую базу анализа эффективности инвестиционных проектов?
Сегодня, вступив во ВТО, мы получили полностью открытый рынок. Причем речь идет не столько о доступе отечественных компаний на рынке других стран (позитивный аспект членства во ВТО), сколько об отсутствии барьеров для прихода на наш рынок иностранных игроков (негативный аспект членства во ВТО). В этих условиях украинским предприятиям грозит громадное давление со стороны зарубежных конкурентов, последствием которого может стать уход ряда отечественных компаний в лучшем случае в нишевые сегменты, в худшем — с рынка вообще. Реальным выходом может стать интенсивное развитие потенциально перспективных предприятий, для которого необходимы инвестиции. Безусловно, основными направлениями вложений при этом должны стать производство и маркетинг.
Однако растущая конкуренция приводит к стремительному падению рентабельности практически во всех отраслях экономики, повышающему рискованность любых инвестиций. Поэтому необходим точный расчет эффективности проектов. Для его выполнения можно использовать целый набор инструментов. Это статические методы, позволяющие вычислить отношение прибыли к затратам и срок, когда первая покроет последние. Это методы дисконтирования, при помощи которых можно также выяснить соотношение «стоимости» реальных денежных затрат в начале реализации проекта и реальных денежных поступлений в период его окончания. Это альтернативные методы, в том числе включающие в себя оценку пессимистического и оптимистического варианта развития ситуации.
Тем не менее, при расчете эффективности инвестиций, как показывает опыт отечественных компаний, стоит помимо непосредственно доходности учитывать дополнительные факторы. Среди них укрепление позиций на рынке, увеличение стоимости компании и прочее, поэтому классические теории оценки привлекательности проектов в каждом конкретном случае требуют доработок. Важным также становится контроль выполнения реализации проекта и сопоставление реальных результатов с теми показателями, которые были выработаны в период проведения расчетов.
Но, несмотря на все перечисленные факторы, самым главным выводом нашего исследования становится необходимость отказа производственных предприятий от чрезмерного увлечения инвестиционными проектами. Ведь интенсивное развитие возможно только при обдуманном подходе к реализации тех или иных планов компании, и все равно должно включать в себя этапность. «Размытие» финансовых вложений еще более опасно для производственного предприятия, чем их полное отсутствие. Поэтому важно не только оценить эффективность того или иного инвестиционного проекта, но и понять его необходимость и значение в развитии компании.