Правительство предложило изменить вторую часть НК РФ

Статьи и аналитические...

Автор:
Источник: Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке
Опубликовано: 5 Сентября 2006

В Госдуме началась работа над предложенным Правительством РФ проектом федерального закона № 294450-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который предусматривает внесение изменений в главы 23, 24, 25, 30 и 31 НК РФ.

Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ

Изменения, предлагаемые в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты налога, а также на установление большей определенности при применении отдельных норм. В частности, предусматривается в ст. 208 и 226 НК РФ термин «постоянные представительства» заменить на термин «обособленные подразделения». Разработчики законопроекта исходят из того, что использование термина «постоянное представительство» ограничено временными рамками и видами осуществляемой деятельности. К тому же деятельность обособленного подразделения иностранной организации не всегда осуществляется через постоянное представительство. В результате обособленные подразделения иностранных организаций в нашей стране не могут исполнять обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы налога, что значительно усложняет его администрирование.
В ст. 208 НК РФ наряду с термином «реализация» предлагается использовать термин «продажа». Это позволит избежать неоднозначного толкования положений, связанных, в частности, с получением имущественного налогового вычета при продаже жилых домов, квартир (ст. 220 НК РФ). Статья 210 НК РФ дополняется положением, предусматривающим, что средства, полученные по договорам кредита или займа, а также полученные в счет погашения заимствованных средств, не учитываются при определении налоговой базы.
Статью 211 НК РФ предлагается дополнить положениями об учете материальной выгоды при частичной оплате товаров (работ, услуг) и об особенностях определения налоговой базы, что продиктовано правоприменительной практикой.
В целях устранения неопределенности в отношении категорий налоговых агентов, обязанных уплачивать налог на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами в установленный НК РФ срок, предлагается обязанность уплачивать налог в месячный срок с даты окончания налогового периода возложить не только на доверительных управляющих, но и на других налоговых агентов (брокеров и иных лиц, совершающих операции по договору в пользу налогоплательщика).
Законопроектом уточняется положение ст. 217 НК РФ о нормах, в пределах которых суточные, выплачиваемые налогоплательщику за время командирования, не подлежат налогообложению. Предлагается использовать те же нормы суточных, которые утверждены Правительством РФ применительно к налогу на прибыль организаций.
Коррективы, предлагаемые в ст. 219 НК РФ, касаются увеличения каждого из социальных налоговых вычетов на обучение и лечение с 38 тыс. руб. в год до 50 тыс. руб. В целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования предлагается разрешить учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы налогоплательщиков на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками исключительно услуг по лечению застрахованных физических лиц.
Законопроект уточняет норму ст. 228 НК РФ о налогоплательщиках, осуществляющих самостоятельное декларирование доходов, полученных по гражданско-правовым договорам от лиц, не являющихся налоговыми агентами. Дело в том, что таковыми могут быть не только физические лица, но и организации (например, при совершении банком платежа физическому лицу по собственному беспроцентному векселю или выплате доходов по дилерским операциям с финансовыми инструментами). Поскольку физические лица могут заключать между собой не только гражданско-правовые, но и трудовые договоры, предлагается учесть это в ст. 228 НК РФ.
Правительство считает нужным устранить пробел в законодательстве, возникший в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Для этого предлагается в ст. 228 НК РФ установить обязанность налогоплательщиков, получающих доходы в порядке наследования и дарения (в тех случаях, когда их налогообложение сохраняется), декларировать их и уплачивать налог на доходы физических лиц.

Глава 24 «Единый социальный налог» НК РФ

Изменения в главу 24 «Единый социальный налог» НК РФ направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты налога, на устранение неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
В частности, предлагается исключить из объекта налогообложения у налогоплательщиков-работодателей выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением деятельности за пределами РФ (ст. 236 НК РФ). Такие выплаты, как правило, являются объектом обложения социальными отчислениями по законодательству стран пребывания физических лиц. Кроме того, пенсионное обеспечение по российскому законодательству не может быть предоставлено иностранным гражданам, осуществляющим деятельность за пределами России.
Законопроектом предлагается включить в суммы, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом, компенсацию издержек физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам.
Отчетными периодами по единому социальному налогу признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года. При этом в соответствии с положениями ст. 243 НК РФ исчисление авансовых ежемесячных платежей производится в течение отчетного периода. Поскольку четвертый квартал не относится к отчетному периоду, то у налогоплательщиков возникают вопросы о законности уплаты в последние три месяца года ежемесячных авансовых платежей. В связи с этим предлагаются изменения в ст. 243 НК РФ, согласно которым налогоплательщики будут производить исчисление ежемесячных авансовых платежей в течение всего налогового периода (календарного года), а не только отчетных периодов.
Обособленные подразделения российских организаций, расположенные за пределами РФ, имеющие баланс, расчетный счет и т.д., не могут быть поставлены на учет в российских налоговых органах. Поэтому предлагается уплату единого социального налога с выплат в пользу физических лиц, занятых в таких обособленных подразделениях, производить по месту нахождения головной организации.
В ст. 244 НК РФ предлагается внести положения, определяющие порядок исчисления и уплаты налога адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты. Пока для данной категории налогоплательщиков такой порядок отсутствует. Справку, представляемую в налоговые органы адвокатами, о суммах уплаченного за них адвокатскими образованиями единого социального налога предлагается представлять по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ

Законопроектом предлагается внести изменения в ст. 251 НК РФ, предусматривающие освобождение от уплаты налога с сумм пени и штрафов, списываемых с налогоплательщика в процессе проведения реструктуризации задолженности перед бюджетом. Действие данной нормы предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Правительство предлагает разрешить с 2007 года относить в налоговом учете к расходам в течение одного года (а не двух лет, как это предусмотрено ныне ст. 262 НК РФ) затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе не давшие положительного результата.
В ст. 288 НК РФ вносится уточнение, устанавливающее срок для уведомления налоговых органов о принятом налогоплательщиком решении по выбору обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет того субъекта РФ, на территории которого находятся несколько обособленных подразделений.

Глава 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ

Законопроектом предусматривается уточнить отдельные положения главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, а также установить особый порядок налогообложения имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.
Как отмечено в Пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с главой 30 НК РФ объекты налогообложения (к которым отнесены основные средства) и налоговая база (среднегодовая стоимость имущества) формируются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Статьей 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.
Согласно главе 30 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций также признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Однако п. 4 ст. 376 НК РФ предусматривает, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в налоговую базу включаются данные о балансовой стоимости имущества на первое число следующего за налоговым периодом месяца (т.е. на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом). Это не соответствует вышеназванным положениям законодательства, поскольку включает данные следующего налогового периода (в т.ч. и результаты производимой переоценки основных средств). В связи с этим предлагается уточнить порядок определения среднегодовой стоимости имущества, включив в расчет данные не по состоянию на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом, а по состоянию на последнее число календарного года, являющегося налоговым периодом (т.е. на 31 декабря).
В соответствии со ст. 10 закона «Об инвестиционных фондах» (далее — Закон) паевой инвестиционный фонд — это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
Согласно ст. 11 и 15 Закона имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности, а права на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, подлежат регистрации в соответствии с законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выделение из него доли в натуре не допускается. При этом согласно ст. 15 Закона имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, учитывается управляющей компанией на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом и, следовательно, сам по себе не может быть субъектом гражданского и налогового права.
Таким образом, с учетом положений ст. 378 НК РФ налогоплательщиком по налогу на имущество организаций можно признать только учредителей доверительного управления — владельцев инвестиционных паев. Вместе с тем согласно положениям главы 30 НК РФ объектом налогообложения признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, а налоговой базой — их среднегодовая стоимость, определяемая как остаточная стоимость по данным бухгалтерского баланса.
Организация — владелец инвестиционного пая учитывает свой пай в составе финансовых вложений в качестве ценной бумаги, удостоверяющей ее долю в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд. Однако главой 30 НК РФ не определен порядок расчета налоговой базы в отношении имущества, входящего в состав паевого инвестиционного фонда. В связи с тем что доля каждого конкретного владельца меняется ежедневно, так же как и состав самих собственников, не представляется возможным исчислить налоговую базу в установленном главой 30 НК РФ порядке.
В связи с этим законопроектом предусматривается возложить обязанность по уплате налога в отношении имущества паевого инвестиционного фонда на управляющую компанию. В целях приведения порядка уплаты авансовых платежей в соответствие со ст. 382 НК РФ вносятся соответствующие изменения в ст. 384 и 385, касающиеся исчисления налога на имущество организациями, имеющими обособленные подразделения, и в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения.

Глава 31 «Земельный налог» НК РФ

В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В то же время, как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не учитывалось кадастровое деление территорий. В результате возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей. При этом глава 31 НК РФ не содержит положений, прописывающих порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований. В связи с этим предлагается включить в ст. 391 НК РФ положение о порядке определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.

Законопроект не решил всех проблем части второй НК РФ

Предлагаемые Правительством РФ коррективы во вторую часть НК РФ во многом носят характер уточнений, вызванных правоприменительной практикой и требованиями времени. Его обсуждение в Госдуме, вероятно, не вызовет каких-либо острых дебатов. Хотя отношение некоторых депутатов к этому законопроекту далеко не однозначное. Как сказал один из них: «Хотелось бы большего».

Автор: