Что может ожидать компанию, решившую провести розыгрыш призов? Минфин в письме от 18 июля 2006 г. № 03-05-01-04/215 указал на слабые стороны без проигрышного дела.
Лотерея: предподготовка
Решив провести розыгрыш призов среди покупателей, компании необходимо документально оформить такую акцию. Ведь проведение конкурса подпадает под действие закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях».
Кроме того, при проведении конкурса необходимо соблюдать правила, установленные Минфином в приказе от 9 августа 2004 г. № 66н. А это означает, что организатор конкурса должен:
- разработать условия проведения лотереи и способ информирования ее участников о сроках проведения и условиях;
- составить описание разыгрываемого приза;
- определить порядок хранения невостребованных выигрышей и способ их получения после окончания сроков получения призов.
Организатор стимулирующей лотереи обязан предоставить уведомление о проведении такой акции в порядке, предусмотренном статьей 7 закона № 138-ФЗ. Уведомление вместе с соответствующими документами, нужно направить в ФНС не менее чем за двадцать дней до проведения конкурса. Ведь именно налоговики контролируют проведение лотерей (постановление Правительства от 5 июля 2004 г. № 338). При этом они имеют право в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от фирмы, запретить ей проводить лотерею на основании пункта 3 статьи 7 указанного закона. Обратите внимание, что одним из оснований для запрета проведения розыгрыша является наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Заметьте, если стимулирующая лотерея проводится в Москве, то уведомление о проведении лотереи необходимо подавать в Департамент экономической политики и развития города Москвы. Ведь именно на это ведомство возложен контроль за проведением лотерей (постановление Правительства Москвы от 14 июня 2005 г. № 430-ПП).
Также необходимо письменно запросить ведомство, предоставить выписку из соответствующего реестра лотерей о том, что проводимый конкурс зарегистрирован. Так как организатор розыгрыша призов обязан предоставлять информацию о лотерее всем заинтересованным лицам (ст. 20 закона № 138-ФЗ). Между тем, законодательством установлено, что выписка из реестра предоставляется устроителю конкурса только по письменному запросу.
Некоторые компании считают, что такой порядок оформления документов для проведения стимулирующих лотерей обязателен только для крупных рекламных акций. Если же конкурс проводит небольшая фирма, то совсем не обязательно оформлять столько документов. Между тем, такое мнение ошибочно. Законодательство не разделяет проводимые лотереи на «большие» и «маленькие».
Кроме того, проведение лотереи без направления уведомления может повлечь административный штраф (п. 1 ст. 14.27 КоАП):
- на организатора лотереи — от 5000 до 50000 рублей;
- должностных лиц — от 400 до 2000 рублей.
Прибыльный налог по законам рекламы
Когда администрация компании решает провести стимулирующую лотерею, ее меньше всего волнует порядок учета затрат на проведение такой акции. Ведь основная цель – привлечь внимание покупателей, как к товару, так и к фирме. Между тем от того, как будут квалифицированы издержки, связанные с организацией конкурса, будет зависеть их учет и налогообложение.
Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как видно из приведенного определения, одним из основных признаков рекламы является ее безадресность. Поэтому если предложение «купи товар» адресовано неопределенному кругу лиц, то организация может учесть расходы по проведению лотереи как расходы на рекламу. Отметим, что, по мнению Минфина, стимулирующая лотерея – это рекламная акция (письмо 18 июля 2006 г. № 03-05-01-04/215).
Рекламные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 28 п. 1, ст. 264 НК) и подразделяются на две группы: ненормируемые и нормируемые (п. 4 ст. 264 НК). В закрытый перечень последних входят затраты на:
- рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов и т.п.
Все остальные издержки строго нормируются и учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. Затраты по организации стимулирующей лотереи не указаны в приведенном выше перечне, следовательно они относятся к нормируемым.
Чтобы подтвердить экономическую обоснованность проведения розыгрыша и выдачи призов необходимо:
- подготовить документ, в котором следует проанализировать ожидаемый эффект от рекламной акции (указать планируемое привлечение дополнительных клиентов, увеличение выручки, расширение рынка сбыта и т.п.);
- утвердить порядок проведения рекламной акции (руководитель фирмы может издать приказ, в котором необходимо отразить цель и сроки проведения розыгрыша, количество и стоимость призов и выигрышей, порядок проведения мероприятия, ответственных лиц);
- по окончанию лотереи подготовить отчетную документацию (акт о выдаче призов победителям и о списании рекламной продукции на затраты).
Обратите внимание, если фирма не оформит документы соответствующим образом, то вручение призов может быть признано безвозмездной передачей имущества. А такая операция не учитывается для целей расчета налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК).
Пример 1
Фирма «Сатурн» занимается разработкой программного продукта.
В целях расширения рынка сбыта и привлечения новых покупателей компания решала провести 20 июня 2006 года стимулирующую лотерею. Для призов были выделены: персональные компьютеры – 5 штук, СD-диски с программным продуктом – 1 000 штук. Руководитель издал приказ, для того чтобы обосновать рекламную акцию.
Выручка за полугодие составила 30 000 000 руб. (без учета НДС).
Расходы по приобретению рекламной продукции сведены в таблицу № 1.
В бухгалтерском учете эти операции необходимо отразить проводками:
Наименование расходов | Кол-во, шт. | Цена за единицу, руб . | Стоимость товаров без НДС, руб. | НДС, руб . |
СD диск с программным продуктом | 1000 | 250 | 250 000 | 45 000 |
Персональный компьютер | 5 | 28 500 | 142 500 | 25 600 |
Всего расходов | 392 500 | 70 650 |
Дебет 10 (41) Кредит 60
– 392 500 руб. – приобретены ТМЦ для выдачи призов;
Дебет 19 Кредит 60
– 70 650 руб. – отражен входной НДС со стоимости ТМЦ (призы);
Дебет 44 Кредит 10 (41)
– 392 500 руб. – стоимость призов списана на расходы на продажу.
Для расчета налога на прибыль необходимо установить предельный размер расходов на рекламу. Сделать это нужно следующим образом:
Выручка за полугодие без учета НДС – 30 000 000 руб.
Норматив для расчета – 1 процент.
Для уменьшения прибыли можно принять сумму по расходам на рекламу не более 300 000 руб. (30 000 000 руб. х 1%). Соответственно, сумму рекламных расходов в размере 92 500 руб. (392 500 – 300 000), превышающую норматив, нельзя учесть при расчете налога на прибыль по итогам полугодия. Эту операцию лучше всего оформить справкой бухгалтерии.
Так как стоимость переданных призов не учитывается при исчислении налога на прибыль, в бухгалтерском учете возникает постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство.
Дебет 99 Кредит 68.1
– 22 200 руб. (92 500 х 24 %) – отражено постоянное налоговое обязательство
Нормируемые расходы бухгалтер должен посчитать нарастающим итогом с начала года. По результатам 9 месяцев или года фирма вправе пересмотреть предельный размер затрат на рекламу. И если лимитируемые затраты не превысят 1 процент выручки, то на них также можно будет уменьшить прибыль.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1. По итогам 9 месяцев выручка компании составила 40 000 000 руб. (без НДС). В III квартале рекламных акций не было.
Предельный размер рекламных расходов – 400 000 руб. (40 000 000 х 1 %). Тогда затраты на рекламу вписываются в норматив – 392 500 меньше 400 000 рублей.
Следовательно, при расчете налога на прибыль можно признать неучтенную ранее часть рекламных расходов в размере 92 500 рублей.
НДС по счастливому билету
При проведении стимулирующей лотереи, необходимо помнить, что передача рекламной продукции – это реализация на безвозмездной основе, которая попадает под обложение НДС (п. 1 ст. 146 НК). На это неоднократно указывали и Минфин и налоговики (письма Минфина 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205, письмо УМНС по г. Москве от 15 июля 2004 г. № 24-14/47585).
Налоговую базу при безвозмездной передаче призов следует рассчитать исходя из их рыночной стоимости (ст. 40, ст. 154 НК). При этом можно принять к вычету входной НДС по товарам, переданным призерам в рекламных целях (п. 2 ст. 171 НК). И, что самое приятное, с этим согласны налоговики (письма МНС от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15@, от 26 февраля 2004 г. № 03-1-08/528/18).
Обратите внимание, Налоговый кодекс НДС также нормирует. То есть входной налог можно принять к вычету только в том размере, который соответствует лимиту рекламных расходов. Кроме этого, нельзя учесть НДС и в составе расходов для расчета налога на прибыль. Таким образом, суммы, приходящиеся на сверхнормативную рекламу, к вычету не принимают и списывают за счет собственных средств.
Мало того, чиновники из Минфина не разрешают пересчитывать налог на добавленную стоимость. Они считают, что если рекламные расходы относятся к нескольким отчетным периодам, то налог по ним подлежит вычету в размере, соответствующем нормативу, который применялся тогда, когда возникли эти расходы. Это означает, что норматив для расчета налога на прибыль можно распределять в течение года, а НДС вычитать только один раз (письмо Минфина от 11 ноября 2004 г. № 03-04-11/201). Конечно, фирма может не согласиться с такой точкой зрения. Но в таком случае свою позицию ей, скорее всего, придется отстаивать в суде.
С 2006 года «сувенирка» стоимостью не более 100 рублей за единицу, переданная в рекламных целях, под налогообложение НДС не попадает. По таким операциям, фирма не может принять к вычету входной налог. Поэтому его учитывают в стоимости передаваемых товаров (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК). Если компания ранее приняла его к вычету, то она обязана восстановить эту сумму.
Рассмотрим как отражаются операции по начислению НДС при передаче рекламной продукции в бухгалтерском и налоговом учетах.
Пример 3
Воспользуемся условиями примера 1:
Дебет 19 Кредит 60
– 70 650 руб. – отражен входной НДС со стоимости ТМЦ (призы);
Налог на добавленную стоимость, начисленный на врученные призы, учитывается в составе внереализационных расходов
Дебет 91 Кредит 68.2
– 72 900 руб. ((29000 х 5 шт.) х 18% + (1000 шт. х 260 руб.) х 18%) – начислен НДС при передаче рекламной продукции;
Дебет 68.2 Кредит 19
– 54 000 руб. (300000 руб. х 18%) – принят к вычету НДС по рекламным расходам в пределах норматива;
Дебет 91 Кредит 19
– 16 650 руб. (79 650 – 54 000) – списан «сверхнормативный» налог.
НДС в размере 72900 рублей нельзя учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 170 НК). Такого же мнения придерживаются представители налоговых органов (письмо УФНС по г. Москве от 21 апреля 2005 г. № 20-12/28128). Кроме того, 16 650 рублей также нельзя принять в уменьшение прибыли (п. 49 ст. 270 НК).
«Призовой фонд» с человека
Если фирма организует стимулирующую лотерею, то при выплате выигрышей и призов физическим лицам она должна исполнить «роль» налогового агента. А именно: рассчитать, удержать, перечислить в бюджет НДФЛ и предоставить сведения в налоговую инспекцию. Ставка налога на доходы физических лиц в этом случае равна 35 процентам.
Необходимо отметить, что данную поддерживают специалисты финансового и налогового ведомств (письмо Минфина РФ от 18 июля 2006 г. № 03-05-01-04/215 , письмо ФНС от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/115).
Если выигрыш выдан в натуральной форме, то удержать и заплатить в бюджет НДФЛ фирма не может. Поэтому призер должен самостоятельно заплатить налог в бюджет. В то же время компания обязана сообщить в инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму задолженности физического лица, получившего приз в натуральной форме.
По окончании года компания должна представить в свою инспекцию справки № 2-НДФЛ на тех победителей, которые получили призы стоимостью свыше 4000 руб. Помимо этого на каждого такого призера необходимо завести карточку по № 1-НДФЛ (п. 1 ст. 230 НК).
Обратите внимание, что под налогообложение попадают только те предметы, стоимость которых превышает 4000 рублей. Если все врученные призы меньше этой суммы, то о начислении НДФЛ бухгалтер может не задумываться.
Пример 4
Воспользуемся условиями примера 1.
Каждый обладатель главного приза – компьютера – получил имущество стоимостью 29000 руб. (НДС – 5 220 руб.) за единицу.
Таким образом, сумма НДФЛ, которую каждый призер должен уплатить в бюджет, равна 10 577 руб. (29 000 + 5 220 – 4 000). После проведения рекламной акции бухгалтерия оформила справки по форме № 2-НДФЛ на 5 человек, получивших в качестве выигрыша персональные компьютеры. Эти сведения компания предоставила в налоговую инспекцию по месту своего учета 20 июля 2006 года.
Учитывая, что стоимость СD-диск с программным продуктом не превышает 4000 рублей, то подавать сведения о других призерах (1000 человек) в налоговую инспекцию не нужно.
Некоторые специалисты считают, что при получении выигрыша в лотерее призер должен сам сообщить об этом в инспекцию. Свое мнение они обосновывают, ссылаясь на подпункт 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса. Ведь в соответствии с ней платить налог и отчитываться по доходам должны сами получатели подарков. Конечно, компания сама принимает решение о том, как ей поступить. Но если фирма – организатор лотереи проигнорирует мнение чиновников, то доказывать свою правоту ей, скорее всего, придется в судебном порядке.