Определение себестоимости банковских продуктов становится одной из важнейших задач финансового менеджмента в коммерческом банке. Учитывая жесткую конкурентную борьбу и тенденции общего снижения прибыльности бизнеса в банковской сфере, условием успешной работы на финансовом рынке становятся подробный анализ расходов и обоснованное ценообразование на банковские продукты. В данной статье автор делится собственным опытом управления затратами.
Применяемая банком методика управления затратами в первую очередь должна быть нацелена на обеспечение надежности и обоснованности управленческих решений, позволяющих собственникам и менеджменту эффективно управлять развивающимся бизнесом банка. Основой для планирования и осуществления комплекса мероприятий по управлению затратами банка, направленными на снижение себестоимости банковских продуктов и оптимизацию организационной структуры и технологических процессов — как связанных с оказанием услуг, так и связанных с внутрибанковскими бизнес-процессами — может выступать только адекватная оперативная отчетность о себестоимости банковских продуктов.
На основе определения себестоимости каждого продукта и расчета совокупных затрат по набору банковских продуктов, потребляемых каждым отдельным клиентом, становится возможным анализ прибыльности для определенного клиента или групп клиентов.
Учет и анализ банковских затрат требуют сбора разнохарактерной информации относительно всей совокупности затрат в банке, которую непросто объединить в единую информационную систему. Не все операции и процессы поддаются строгой формализации, в том числе по последовательности выполнения и нормативам времени и трудоемкости.
Совершенствование системы внутрибанковского мониторинга затрат обычно проводится в следующей последовательности. На первом этапе анализируется сложившаяся в прошлом структура затрат и выделяются все элементы структуры операционных и общебанковских затрат операционных и обслуживающих подразделений. На последующем этапе проводятся изучение и оценка затрат банка в соотнесении с итоговыми показателями доходности каждой отдельной операции и определяется эффективность этих затрат. Только после проведения этого этапа появляется возможность предсказать и повлиять на развитие событий, с тем чтобы повысить управляемость и эффективность системы управления затратами.
Из этого можно сделать вывод, что основной задачей системы банковского мониторинга затрат является представление руководству предложений по эффективному управлению ситуацией в области управления затратами. С этих позиций рассмотренные этапы мониторинга банковских затрат становятся отправной точкой для последующего прогнозирования и планирования текущих и перспективных затрат банка.
Основным критерием целесообразности планируемых или произведенных затрат является их окупаемость в форме дополнительно обеспеченной прибыли или предотвращенных убытков.
Таблица 1. Нормы операционной загрузки для всех РМ
Код РМ |
Наименование РМ |
Норма операционной загрузки, % |
7101 |
Управляющий филиалом |
20 |
7102 |
Главный бухгалтер |
20 |
7103 |
Заместитель управляющего филиалом |
20 |
7104 |
Начальник отделения/агентства |
0 |
7201 |
Руководитель экономического подразделения филиала |
20 |
7202 |
Сотрудник экономического подразделения филиала |
100 |
7301 |
Руководитель учетно-операционного подразделения филиала |
20 |
7302 |
Сотрудник учетно-операционного подразделения филиала |
100 |
7303 |
Оператор |
100 |
7304 |
Инспектор последующего контроля |
0 |
7305 |
Оператор-операционист |
100 |
7401 |
Руководитель кассового подразделения филиала |
0 |
7402 |
Заведующий кассой пересчета |
100 |
7403 |
Кассир |
100 |
7404 |
Оператор сейфинга |
100 |
7501 |
Администратор ИВС и ПТК |
0 |
7502 |
Специалист по защите банковской информации |
0 |
7503 |
Юрисконсульт |
0 |
7504 |
Управляющий делами |
0 |
7505 |
Делопроизводитель |
0 |
7506 |
Водитель |
0 |
7507 |
Вспомогательный персонал |
0 |
Калькулирование затрат
Оставляя в стороне управление расходами банка на цели налогообложения, можно утверждать, что калькулирование затрат для целей расчета себестоимости банковских продуктов и услуг и расчета эффективности работы банка в разрезе продуктов, подразделений, клиентов и т.п. наряду с управлением непроцентными расходами являются наиболее значимыми проблемами в системе управления расходами. В экономических исследованиях эти проблемы не нашли общепринятого научно обоснованного решения, и большая часть научных работ посвящена рассмотрению достаточно частных вопросов.
Немногочисленность практических реализаций решений по определению отчетной банковской себестоимости определяется тем обстоятельством, что общепринятая в настоящее время в банках схема бухгалтерского учета расходов, определенная нормативными документами Банка России, не предусматривает выделение затрат по каждой услуге, продукту, клиенту или по элементам затрат. Немногие банки могут выделить необходимые финансовые и людские ресурсы для разработки и внедрения подробно разработанной системы учета, не только способной разово решить задачу детализированного учета затрат, но и нацеленной на работу в реальном масштабе времени и в изменяющихся внутренних и внешних условиях. Следует также отметить, что существенным препятствием к принятию решения руководством банка о выделении соответствующих ресурсов на такую систему является отсутствие общепринятых или унифицированных методик для определения себестоимости и эффективности.
В системе расчета себестоимости можно выделить следующие элементы:
- формализованное описание технологии создания продукта;
- бюджетирование подразделений банка;
- распределение затрат вспомогательных, обслуживающих и штабных подразделений банка и их разнесение на затраты функциональных подразделений в разрезе продуктов, услуг, клиентов и т.п.;
- определение затрат каждого бизнес-подразделения на оказание услуг и реализацию продуктов;
- определение нормативной и фактической стоимости рабочих мест;
- расчет трансфертной стоимости привлекаемых или привлеченных ресурсов;
- определение общей себестоимости услуги или продукта.
Данный перечень является полным только в первом приближении и призван показать сложность практической задачи управления расчетом себестоимости. Ниже будут приведены алгоритм расчета себестоимости, пример технологической карты (табл. 2), пример разнесения ряда непрослеживаемых затрат на подразделения (табл. 3) и пример распределения затрат обслуживающих подразделений на остальные подразделения последовательным методом (табл. 4).
Таблица 2. Открытие расчетного счета в рублях
№ п/п |
Код |
Наименование ЭО |
Код |
Наименование РМ |
Частота 30 |
Доля 30 |
Норматив 30 |
Время ЭО, мин |
1 |
1179 |
Беседа с клиентом |
7101 |
Управляющий филиалом |
1 |
1 |
30 |
30 |
2 |
1230 |
Консультация клиента при открытии и закрытии счета |
7102 |
Главный бухгалтер |
1 |
1 |
15 |
15 |
3 |
2839 |
Прием и проверка комплекта документов |
7102 |
Главный бухгалтер |
1 |
1 |
15 |
15 |
4 |
2707 |
Ввод информации |
7303 |
Оператор |
1 |
1 |
50 |
50 |
5 |
2835 |
Оформление документа |
7102 |
Главный бухгалтер |
1 |
1 |
3 |
3 |
6 |
2837 |
Открытие (закрытие) счета |
7102 |
Главный бухгалтер |
1 |
1 |
5 |
5 |
7 |
2836 |
Оформление документа |
7102 |
Главный бухгалтер |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
2836 |
Оформление документа |
7102 |
Главный бухгалтер |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
1420 |
Подписание документа |
7101 |
Управляющий филиалом |
1 |
1 |
5 |
5 |
10 |
1257 |
Подписание документа |
7102 |
Главный бухгалтер |
1 |
1 |
5 |
5 |
11 |
2835 |
Оформление документа |
7102 |
Главный бухгалтер |
1 |
1 |
3 |
3 |
12 |
2838 |
Формирование и распечатка журнала открытых счетов |
7501 |
Администратор ИВС и ПТК |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
13 |
1252 |
Оформление (возврат) пропуска клиенту |
7504 |
Управляющий делами |
1 |
1 |
3 |
3 |
Общие трудозатраты |
136,50 |
Таблица 3. Пример разнесения ряда непрослеживаемых затрат на подразделения
Аренда зданий и сооружений |
Пропорционально нормативной площади, занимаемой подразделением приведенной численностью ТР1 |
Расходы п Горящие семинарыВсе семинары |