Проблемы, возникающие при выборе аудитора

Разработка стратегии...
Источник: ФКЦБ, апрель 2003 г.
Опубликовано: 20 Сентября 2010

4.1. Основные факторы, определяющие выбор аудитора

В своем выборе аудитора финансовой отчетности составленной по МСФО, компании обычно руководствуются следующими критериями:

1. Профессионализм

Профессионализм аудиторской компании определяется следующими факторами:

  • Уровнем квалифицированности специалистов компании.
  • Опытом работы, как на российском, так и на международном рынке.
  • Оперативностью в предоставлении услуг.

Это один из самых важных критериев, т.к. он определяет качество предоставляемых компанией услуг.

2. Стоимость услуг

Стоимость услуг по составлению/аудиту бухгалтерской отчетности по МСФО значительно отличается от стоимости аналогичных услуг по российским стандартам. Очевидно, что составление/аудит финансовой отчетности по МСФО требует больших затрат времени на сбор и анализ информации, чем составление/аудит отчетности по российским стандартам.

Так как стоимость услуг консультантов/аудиторов напрямую зависит от количества отработанных часов, при большем количестве часов на составление/аудит международной отчетности стоимость таких услуг возрастает соответственно. Однако, крупные клиенты компаний, при росте стоимости заказа, требуют от аудиторов предоставить скидки за объем, поэтому о линейной динамике роста стоимости проекта можно говорить только в рамках определенного диапазона цен (уровня релевантности).

3. Продолжительность отношений

Продолжительность отношений имеет большое значение при выборе аудитора. В случае, когда одна и та же аудиторско-консультационная фирма оказывает услуги компании в течение нескольких лет, у нее появляется глубокое знание бизнеса компании, что, предположительно, позволяет ей оказать услуги быстрее и качественнее. Напротив, смена аудитора приводит к росту сроков выполнения проекта, а также возникновению проблем, как у аудитора, так и у клиента, связанных с поиском и предоставлением информации и т.д.

4. Знание бизнеса отрасли

Знание бизнеса отрасли – немаловажный критерий при выборе аудиторов и консультантов. Учет в каждой отрасли промышленности имеет свои особенности, и компаниям следует принимать во внимание этот критерий при выборе аудиторов и консультантов. Чем больше клиентов имеет аудитор в данной отрасли, тем лучше ему знакомы проблемы отрасли и тем быстрее он находит оптимальные варианты разрешения данных проблем.

5. Известность аудитора/консультанта

Учитывая специфику российского рынка аудиторских и консультационных услуг, Консультанты считают важным отметить, что такой критерий, как известность наименования компании, предоставляющей консультационные и аудиторские услуги играет в настоящее время самую большую роль в ходе выбора международного аудитора. Помимо известности аудитора на российском рынке, компании заинтересованы в консультантах с мировой известностью в силу того, что речь идет об аудите финансовой отчетности по МСФО, которую большинство российских компаний составляет исходя из потребности в иностранных кредитах и инвестициях.

6. Иные причины

Кроме вышеперечисленных критериев выбора аудитора, которые, по мнению Консультантов, являются основными, существует еще целый ряд прочих критериев, которые также стоит упомянуть в данном отчете.

4.2. Актуальные проблемы выбора аудитора международной отчетности компаний

В настоящее время выбор аудитора для составления или аудита отчетности по МСФО связан с целым рядом проблем. С ними сталкиваются как компании, которые уже составляют отчетность по МСФО, так и те, которые хотели бы составлять ее, однако, вследствие сложности процесса перехода, не осуществляют этого в настоящее время. Ниже Консультанты привели основные проблемы выбора аудитора, с которыми сталкиваются практически все компании, составляющие международную отчетность.

  • Конфликт интересов менеджмента и акционеров компании
  • Одной из главных проблем является конфликт интересов менеджмента компаний и акционеров. На практике, выбор аудитора осуществляется акционерами компании, однако менеджмент имеет возможность оказывать существенное влияние на это решение. Согласно этическим нормам, аудитор должен действовать абсолютно независимо и защищать интересы акционеров компании. Тем не менее, следует отметить, следующее, так как аудитор заинтересован в сохранении связи с клиентом, иногда он должен действовать в интересах менеджмента.

  • Проблема ограниченности выбора
  • При выборе внешнего аудитора финансовой отчетности по МСФО, компании часто придают решающее значение такому фактору, как известность компании-аудитора. Основная масса компаний, составляющих в настоящее время бухгалтерскую отчетность в соответствии с МСФО, преследуют цели выхода на иностранные фондовые рынки или привлечение иностранных кредитов и инвестиций. Необходимым условием при этом является представление в финансово-кредитные организации международной отчетности с заключением аудитора, чье имя обладало бы международной известностью. Данное условие накладывает определенные ограничения на выбор аудитора.

    В результате, компании вынуждены выбирать между аудиторскими компаниями «большой четверки» и небольшим количеством российских аудиторских компаний, что приводит к большим затратам – ограниченность спроса ведет к росту цен. Это позволяет компаниям «большой четверки» действовать на правах монополистов и диктовать цены на данном сегменте рынка профессиональных услуг. При этом разница между ценами на услуги российских компаний по международным стандартам аудита и ценfvb на услуги иностранных компаний значительна, что не всегда соответствует соотношению «цена-качество».

    Фактически, в абсолютном большинстве случаев, выбор компании ограничивается компаниями «большой четверки». При этом, как уже было упомянуто выше, выбор аудитора не ограничивается на уровне стандартов.

  • Проблема нарушения аудиторской этики
  • Многие компании-эмитенты с целью снижения издержек на услуги консультантов часто предлагают аудиторско-консультационным компаниям оказать комплексные услуги, включающие в себя как трансформацию (составление) финансовой отчетности согласно МСФО, так и аудит данной отчетности, что идет в разрез с нормами аудиторской этики.

    В некоторых случаях аудиторская компания заявляет, что она предоставляет две независимые команды для составления отчетности и ее аудита, однако на практике некоторые сотрудники одновременно является членами обеих команд.

    При этом невозможно сохранить независимость при проверке собственной работы, так как возможны методологические ошибки в рамках общей политики компании, которые не будут рассматриваться на этапе аудита.

  • Проблема ограниченности информации об аудиторах
  • При выборе аудитора компания руководствуется информацией, которую она может получить в открытом доступе из различных публичных источников, либо по каналам своих личных связей. Однако следует отметить, что в России доступность информации об аудиторских компаниях является недостаточной, для того, чтобы на ее основе принимать объективные решения.

    Клиентов в основном интересует следующая информация:

    1. Какие компании работают в данной сфере (услуги по МСФО и МСА)?
    2. Какие именно услуги они предоставляют?
    3. Какова стоимость данных услуг?
    4. Каковы возможные сроки реализации проектов?

    Среди основных публичных источников информации об аудиторских компаниях можно назвать отраслевые рейтинги, составляемые известными периодическими изданиями, такими, как рейтинговое агентство «Эксперт-РА», газета «Известия», журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации».

  • Проблема высокой стоимости услуг
  • На российском рынке сложилась ситуация лидирующего положения международных компаний в области составления и аудита отчетности по МСФО. Это во многом объясняется целями, которые преследуют компании при составлении международной отчетности (выход на иностранные рынки капиталов, получение иностранных кредитов и т.д., что требует заключения аудиторской компании, которой бы доверяли иностранные инвесторы и кредиторы). Это приводит к тому, что лидеры рынка – компании «большой четверки» – имеют возможность устанавливать высокие цены на услуги, связанные с международной отчетностью. Фактически, на рынке РФ отсутствует ярко выраженная конкурентная борьба между компаниями, так как рынок еще не насыщен услугами и есть возможность расширять бизнес.

  • Предоставление комплексных услуг: аудит российской отчетности – аудит отчетности МСФО
  • С целью привлечения клиентов, аудиторские компании зачастую предлагают своим клиентам скидки в том случае, если они закажут аудит международной отчетности в комплексе с аудитом бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими стандартами учета. Это позволяет компаниям контролировать рынок аудиторских и консультационных услуг как по международным, так и по российским стандартам.

    4.3. Проблемы выбора аудитора, возникающие при переходе на МСФО

    Некоторыми группами компаний планируется переход на обязательное составление отчетности в соответствии с международными стандартами с 2004 года. В этот период планируется резкий рост спроса на услуги аудиторов. При этом, очевидно, что рост предложения консультационных услуг будет заметно отставать. Это будет иметь следующие последствия для российского рынка услуг по составлению и аудиту отчетности по МСФО:

    1. Появится острая нехватка в компаниях, предоставляющих профессиональные услуги по МСФО и МСА;
    2. Произойдет рост цен на данный вид услуг.

    При этом надо отметить, что многие эмитенты, для которых переход на МСФО будет вынужденным шагом, естественно, постараются найти наиболее экономное решение – т.е. обратятся к российским аудиторским компаниям, а не к компаниям «большой четверки», что приведет к тому, что рост спроса на услуги российских компаний будет существенно опережать рост спроса на услуги компаний «большой четверки». По мнению Консультантов, возникнет острая проблема нехватки специалистов в данной сфере как в российских, так и в международных компаниях.

    4.4. Некоторые рекомендации для решения проблем выбора аудитора при составлении и аудиту отчетности по МСФО

    При поиске аудитора для подтверждения достоверности отчетности, составленной по российским стандартам, компании могут руководствоваться следующими критериями:

    • Необходимостью максимально быстро получить положенное заключение по законодательству;
    • Необходимостью обезопасить себя от возможных претензий государственных и, в первую очередь, налоговых органов;
    • Необходимостью оптимизировать бухгалтерский учет, учетную политику и процесс расчета налогов к уплате.

    Однако при выборе аудитора по международным стандартам компании обычно преследуют единственную цель, а именно:

    • Получение аудиторского заключения по международным стандартам, необходимого для работы с зарубежными партнерами, выданное компанией, которая имеет высокую международную репутацию.

    Поэтому, для того, чтобы достичь данную цель, необходимо выбрать аудитора, чьи характеристики будут в наибольшей степени соответствовать требованиям заказчика. По мнению Консультантов, для эмитентов ценных бумаг одной из наиболее подходящих форм выбора аудитора является проведения открытого тендера. При проведении тендера, у компании появляется возможность собрать объективную информацию о стоимости оказания услуг и предлагаемом консультантом наборе.

    Для проведения тендера, компании-эмитенту необходимо грамотно составить техническое задание для оказания услуг самостоятельно, либо с привлечением внешних консультантов. Данное техническое задание необходимо разослать аудиторским компаниям, которые, по мнению компании-эмитента, в наибольшей степени соответствуют заданным требованиям. Основная цель, преследуемая на данном этапе, – найти наилучшего аудитора для решения конкретной проблемы.

    При составлении списка аудиторских фирм на следующем этапе отбора необходимо:

    • Получить полную и достоверную информацию об аудиторских компаниях и провести ее тщательный анализ.
    • Определить набор критериев, с помощью которых будет оцениваться аудиторская компания.
    • Оценить соответствие масштаба и опыта аудиторско-консультационной фирмы запросам клиента.
    • Оценить способность потенциального аудитора при необходимости привлекать дополнительные ресурсы как внутри, так и вне своей фирмы.
    • Учесть, что расходы на консультантов не должны превышать выгоды, полученной от использования их советов.

    При проведении оценки полученных предложений от аудиторских компаний, необходимо руководствоваться, прежде всего, следующими критериями:

    1. Общая характеристика опыта фирмы.

    В частности, компании необходимо обратить внимание на следующие факторы:

    • общий опыт и время существования аудиторской компании;
    • известные клиенты фирмы;
    • рекламные материалы;
    • обстановка и местоположение офиса компании;
    • известность компании;
    • репутация компании;
    • открытость компании;
    • членство в профессиональных организациях;
    • опыт работы в сфере, непосредственно связанной с деятельностью клиента;
    • опыт в осуществлении аналогичных проектов;
    • информационно-методическая поддержка профессиональной деятельности;
    • независимость аудитора;
    • взаимодействие с международными организациями;
    • опыт работы в России (для международных аудиторских компаний).

    2. Опыт, квалификация сотрудников.

    Компании-эмитенту, нанимающей аудитора для оказания профессиональных услуг, необходимо оценить квалификацию сотрудников аудиторско-консалтинговых компаний по следующим параметрам:

    • общее впечатление от команды;
    • общее впечатление от представленных резюме;
    • опыт и квалификация руководящего персонала;
    • опыт и квалификация специалистов.

    3. Качество предлагаемых методов решения проблемы.

    В частности, необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

    • адекватность и полнота видения реальных проблем;
    • соответствие предлагаемой методики работы реальным проблемам организации;
    • план работы по проекту;
    • механизм (опыт) взаимодействия с клиентом. Передача опыта персоналу организации;
    • соотношение времени работы в офисе компании-клиента и в своем офисе;
    • предварительная оценка результатов работ;
    • сроки проведения работ.

    4. Финансовое предложение.

    По мнению Консультантов, при комплексной оценке финансового предложения (после оценки технического предложения) следует принять во внимание следующие критерии:

    • стоимость оказания профессиональных услуг;
    • сроки и порядок оплаты услуг консультантов;
    • дополнительные возмещаемые расходы.

    На основе анализа данных критериев возможно произвести выбор аудитора, взаимодействие с которым позволит компании-эмитенту избежать целого ряда проблем.

    4.5. Проблемы, с которыми сталкивается аудитор при предоставлении услуг по аудиту международной отчетности

    При предоставлении услуг по аудиту отчетности по МСФО компании сталкиваются с целым рядом проблем.

    1. Нереалистичные сроки выполнения работ

    В силу того, что в консультационном бизнесе у компаний-заказчиков есть возможность навязывать свои условия консультантам, многие аудиторские компании соглашаются на весьма нереалистичные (короткие) сроки проведения аудита бухгалтерской отчетности по МСФО8.

    При этом четко оговоренные в контракте сроки предоставления информации часто нарушаются клиентом. Подобные задержки передачи данных9 от компании-заказчика к аудитору обычно объясняются тем, что работа бухгалтерских отделов компаний нацелена, прежде всего, на составление отчетности по российским стандартам, поэтому составление отчетности по МСФО не является приоритетной задачей. Как следствие, аудитор зачастую оказывается не в состоянии выполнить работу в срок. Однако фирма-заказчик по-прежнему требует выдать аудиторское заключение в сроки, оговоренные в контракте.

    2. Проблема невозможности компании-заказчика обеспечить эффективный сбор информации у подразделений, дочерних и зависимых компаний

    Компании, составляющие финансовую отчетность в соответствии с МСФО, в большинстве случаев имеют сложную организационную структуру. В силу запутанности отношений собственности, а также отсутствия интегрированных сетей, позволяющих быстро и с незначительными затратами получить доступ к данным удаленных подразделений, компании не способны обеспечить эффективную передачу информации по всем своим подразделениям, дочерним и зависимым предприятиям аудитору.

    Фактически, компании перекладывают на плечи аудитора сложный процесс «выуживания» информации у всех подразделений группы. К тому же, в силу отсутствия жесткой вертикали власти в некоторых крупных компаниях, приказы головной компании нередко игнорируются ее дочерними подразделениями, что приводит к замедлению или остановке процесса аудита.

    3. Проблема отсутствия четкого законодательного урегулирования понятия «связанные стороны»

    В российском законодательстве не существует четкого определения понятия «связанные стороны», что дает возможность компаниям осуществлять операции, которые могут существенно исказить отчетную информацию. Вследствие того, что в соответствии с российским законодательством зачастую невозможно определить связь между различными компаниями10, перед аудитором встает проблема выявления этих связей. Однако в случае выявления нарушений подобного характера, в большинстве случаев начинает работать механизм давления на аудитора со стороны менеджмента компании, который предлагает не раскрывать данные факты в международной отчетности, ссылаясь на субъективность решения об их признании.

    Таким образом, аудитор вынужден искать компромисс между удовлетворением интересов акционеров и соблюдением достаточной лояльности по отношению к действующему менеджменту, с целью не потерять клиента.


    8Схожие проблемы возникают и при аудите российской бухгалтерской отчетности.
    9В особенности – от дочерних предприятий в рамках группы компаний. Зачастую, именно сверка данных с дочерними предприятиями приводит к переносу сроков завершения проекта.
    10В отличие от английской учетной системы – основы МСФО, которая зачастую размыта и апеллирует к таким понятиям, как, например, common sense (здесь уместно перевести как «разумность»), российская система построена на континентальной модели, которая предусматривает отражение в учете только объектов, четко описанных в законодательстве. Таким образом, информация об операциях со связанными сторонами, зачастую, не раскрывается в российской отчетности. Естественно, что компании, составляющие международную отчетность, стараются не раскрывать подобную информацию и в отчетности согласно МСФО, никак не способствуя аудитору в процессе ее сбора.