Развитие законодательства о залоге: долговые ценные бумаги с обеспечением.
Залог и банкротство как механизмы защиты кредитора.
В условиях неослабевающего внимания к вопросам передела собственности вопросы банкротства и залоговых отношений играют ключевую роль. В связи с этим, на мой взгляд, необходимо усилить административные полномочия и возможности финансовых и административных органов.
Однако задача, которую должен, как правило, решать крупный кредитор или акционер формулируется за рамками закона о банкротстве. Если крупному акционеру удается контролировать всю арбитражную процедуру проведения банкротства, то он получит не только свое, но и чужое. В первую очередь нужно заботится о стороннем кредиторе, который либо не является акционером вообще, либо является миноритарным акционером. Во всем мире права стороннего кредитора защищены не столько законом о банкротстве, сколько всевозможными нормами, связанными с регулированием правоотношений в сфере обеспечивающих обязательств – залога, банковской гарантии, поручительства.
Можно отметить четыре важных направления совершенствования, которые могут увеличить вероятность положительного разрешения для крупного кредитора и акционера. Во-первых, совершенствование законодательства. Во-вторых, совершенствование судебной системы. Третье направление связано с деятельностью арбитражных управляющих и сложившейся практикой лицензирования и контроля за их деятельностью со стороны агентства по финансовому оздоровлению и банкротству. Четвертый момент связан больше всего с общей правовой культурой, которая сложилась в обществе. К сожалению, это самое тяжелое и медленно исправимое направление. В лучшем случае, приемлемого уровня правовой культуры удастся добиться в течение 5-10 лет.
Однако не все проблемы вызваны несовершенством законодательства. Законы не такие глупые, какими зачастую оказываются судебные решения. Закон «О банкротстве» с одной стороны будет играть позитивную роль, а с другой стороны он рассчитан на устоявшуюся мировую практику, при которой отсутствует массовое банкротство предприятий. Как показывает практика, в России лучше в течение 10 лет иметь единственный неизменный закон, чем менять их от лучшего к еще более лучшему каждые 2-3 года.
Обеспеченные ценные бумаги – новый финансовый инструментарий.
Весной Государственная Дума планирует принять сразу несколько законодательных актов, регулирующих выпуск и обращение новых видов ценных бумаг, которые отличает одна общая особенность – наличие обеспечения. Такие ценные бумаги -залоговое свидетельство, облигация с обеспечением, закладной лист (вид ипотечной эмиссионной ценной бумаги) – в настоящий момент отсутствуют на рынке, однако с введением в действие соответствующих законодательных актов можно ожидать быстрого роста объема операций с этими инструментами. Речь идет о законах «О двойных и простых складских свидетельствах», «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах» и о поправках в закон «О рынке ценных бумаг», находящихся на рассмотрении в Государственной Думе.
Отличительной характеристикой ценной бумаги с обеспечением является наличие у владельца бумаги не только права требовать исполнения по основному обязательству (например, права требовать уплаты денежной суммы), но и существование обеспечивающего обязательства (залога, поручения, гарантии). «Обеспеченная» ценная бумага удостоверяет весь комплекс прав (основное право и права, вытекающие из обеспечения), которые при ее передаче «неразрывно» переходят к новому владельцу.
Залоговое свидетельство.
Первым (из вышеперечисленных) опытом конструирования подобных ценных бумаг стал закон «О двойных и простых складских свидетельствах», принятый Государственной Думой в третьем чтении 12 апреля 2001 года. В соответствии с законом, залоговое свидетельство является частью двойного складского свидетельства и будучи отделенным становится самостоятельной ценной бумагой. Оно отделяется заемщиком и передается кредитору в момент получения денежных средств и удостоверяет не только право владельца бумаги требовать возврата суммы долга и уплаты процентов, но и право залога на указанный в свидетельстве товар, находящийся на хранении. Интересно, что держатель другой части двойного складского свидетельства – складочного свидетельства вправе в любой момент забрать товар, являющийся предметом залога, из хранения, передав складу денежную сумму в размере кредита и процентов.
Держатель залогового свидетельства осуществляет свои права в несколько этапов. При наступлении срока платежа он обращается к лицу, отделившему залоговое свидетельство, с требованием о платеже. Не получив платежа, держатель залогового свидетельства вправе обратиться на товарный склад и потребовать реализации заложенного товара, на который обращено взыскание, для погашения денежного обязательства из стоимости этого товара. В этом случае закон о складских свидетельствах предусматривает подробный порядок реализации этого товара.
Обеспеченные облигации.
В отличие от ордерных «обеспеченных векселей» (залоговых свидетельств) «обеспеченные облигации» являются именными или предъявительскими ценными бумагами. Выпуск таких облигаций предусматривается законом «О рынке ценных бумаг», поправки к которому в конце декабря прошли в нижней палате парламента второе чтение. Поправки предусматривают включение в закон четырех новых статей, регулирующих особенности эмиссии и обращения облигаций с обеспечением.
Если в случае залогового свидетельства возможен лишь один способ обеспечения -залог, то исполнение обязательств по облигациям, как установлено в поправках, может обеспечиваться не только залогом, но и поручительством, банковской, государственной или муниципальной гарантией. Таким образом все обеспеченные облигации можно разбить на три группы, в зависимости от способа обеспечения (облигации с залоговым обеспечением, облигации, обеспеченные поручительством, гарантированные облигации). По требованию закона условия обеспечивающего обязательства должны содержаться в решении эмитента о выпуске облигаций и в проспекте их эмиссии. Размер обеспечения по облигациям ограничивается их номинальной стоимостью и процентным доходом.
Наиболее детально поправки регулируют эмиссию облигаций, обеспеченных залогом: именно эти бумаги, как ожидается, будут в первую очередь востребованы рынком. В отличие от залогового свидетельства залогодатель при выпуске облигаций оказывается существенно ограничен при выборе предмета залога. Согласно поправкам, предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением могут быть только ценные бумаги и недвижимое имущество. При выдаче залогового свидетельства в залог может быть передан любой товар, за исключением ограниченного перечня имущества, явно определенного в законе.
Следует остановиться на порядке обращения взыскания на предмет залога в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения эмитентом обязательств по облигациям. Законодательной новеллой, способной резко повысить интерес инвесторов к данному виду ценных бумаг, является упрощенный порядок реализации предмета залога. Обращение взыскания на имущество, являющееся предметом залога, осуществляется во внесудебном порядке по письменному требованию любого из владельцев облигаций. Данное требование должно быть одновременно направлено эмитенту (и залогодателю, если они не совпадают), а также лицу, которое согласно проспекту эмиссии будет осуществлять реализацию заложенного имущества. Требование о реализации залога владельцы облигаций могут заявить в течение двух месяцев с момента неисполнения.
Ипотечные ценные бумаги.
Проведем сравнение облигаций с залоговым обеспечением с ипотечными облигациями (закладными листами), сконструированными в проекте федерального закона «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах». Чтобы избежать проблем и противоречий с нормами Гражданского кодекса о залоге авторы этого законопроекта ввели новый способ обеспечения исполнения обязательств – обеспечение ипотечным покрытием. Данный вид обеспечения во многих аспектах сходен с залоговым, однако несколько существенных различий все-таки не позволяет, по нашему мнению, говорить об их тождественности. Под ипотечным покрытием согласно закону понимается имущественный комплекс, включающий денежные требования по обязательствам из кредитных договоров, договоров займа, обеспеченные ипотекой жилой недвижимости, отдельные виды ценных бумаг, в том числе государственные ценные бумаги и закладные, а также денежные средства.
Закон обязывает эмитента до начала выпуска закладных листов сформировать ипотечное покрытие, которое с одной стороны является источником получения инвесторами причитающихся им денежных платежей по ипотечным ценным бумагам, а с другой стороны, – обеспечением. Владельцы закладных листов получают право не только требовать от эмитента выплаты номинальной стоимости и процентных платежей по ценным бумагам, но также наделяются особыми правами в отношении имущества, составляющего ипотечное покрытие.
Согласно точному определению, данному в проекте, закладными листами признаются обеспеченные покрытием эмиссионные ценные бумаги, удостоверяющие право их владельцев на получение от эмитента в предусмотренные им сроки, номинальной стоимости и процентов по закладным листам, а также на получение удовлетворения, в случае неисполнения эмитентом принятых на себя обязательств, из стоимости имущества, входящего в состав покрытия ипотечных ценных бумаг, преимущественно перед другими кредиторами эмитента. Напомним, что с экономической точки зрения эмитент проводит эмиссию закладных листов с целью рефинансирования выданных ипотечных кредитов. В Германии, например, таким способом рефинансируются ипотечные банки, осуществляя выпуск ипотечных облигаций – «фанбрифов».
Принимая во внимание высокую степень детализации положений, содержащихся в законопроекте, можно констатировать, что права владельцев залоговых листов защищены наилучшим образом, в сравнении с иными упоминаемыми выше обеспеченными ценными бумагами. В случае неисполнения эмитентом принятых по закладным листам обязательств их владельцы вправе требовать от него удовлетворения своих требований из стоимости имущества, составляющего покрытие закладных листов, преимущественно перед другими кредиторами эмитента, перелаял покрытия в управление иному лицу и т. z. Отечественное право знает долговые-ценные бумаги, удостоверяющие помимо основного права обязательства из обеспечения. Три года назад вступил в силу закон «Об ипотеке», определивший закладную, как ценную бумагу, удостоверяющую право на получение исполнения по денежному обязательству, а также право залога на недвижимое имущество. Однако, этот опыт конструирования «сложных» ценных бумаг был все-таки не вполне удачным. Нечеткость формулировок закона, касающихся закладных, в части формы ценной бумаги, передаточной надписи, прав держателей при передаче ценной бумаги и прочее, привела к тому, что рынок до сих пор не признал закладную. Эти ценные бумаги оказались мало понятны и как следствие никем не востребованы. Чтобы исправить ситуацию Государственная Дума подготовила поправки к закону об ипотеке, в начале будущего года они, как ожидается, будут приняты в третьем чтении и вступят в силу.