Внедрению международных стандартов финансовой отчётности в России в последнее время уделяется всё больше внимания. В конце 2005 г . был создан Фонд «Национальная организация по стандартам финансовой отчётности». Целями Фонда является улучшение качества ведения и регулирования бухгалтерского учёта и отчётности в стране. В частности, Фонд имеет право на законодательные инициативы. Также в рамках проекта «Реформа бухгалтерского учёта и отчётности» идёт сближение российских стандартов учёта с МСФО.
По результатам исследования, проведённого компанией Romir для целей реформы, только 16% российских компаний используют МСФО. При этом 67% опрошенных считают МСФО полезными. Среди преимуществ применения МСФО называют повышение качества управленческой информации (32%), увеличение количества инвесторов (27%), повышение возможностей для привлечения заёмных средств (25%) и повышение степени удовлетворения потребностей акционеров (19%). Как видно из вышеперечисленного, основным плюсом от применения международных стандартов становится повышение качества корпоративного управления.
Однако, несмотря на столь очевидные достоинства учёта по МСФО, 5/6 российских компаний не спешат с его внедрением. На пути к международной отчётности организации подстерегают препятствия. Здесь и отсутствие официального перевода текста стандартов – а значит, необходимость привлекать англоговорящих специалистов к разработке методологии учёта, поскольку официальным текстом МСФО является английский. Можно отметить также отсутствие единых законодательных основ для применения стандартов, недостаточное развитие системы образования в области международного учёта, неготовность компаний вовлекать значительные ресурсы в процесс формирования отчётности.
Как правило, ключевыми факторами успеха внедрения МСФО являются следующие:
- Методология – правила ведения учёта и формирования отчётности. Методологические основы закрепляются внутренней нормативной базой компании – разрабатывается учётная политика, план счетов, формы отчётности. При разработке учётной политики необходимо уделять внимание двум моментам. Во-первых, иметь чёткое понимание о механизме формирования финансового результата, т.к. при выборе разных вариантов учёта, предлагаемых стандартами, финансовый результат может существенно отличаться. Во-вторых, обеспечить сближение учётных политик по РСБУ и МСФО, что позволит упростить не только процесс автоматизации, минимизируя ручной ввод информации, но и аудит отчётности, полученной в результате.
- Процессы. Качество построения бизнес-процессов в компании, как правило, определяет качество управления этой компанией. Процесс ведения учёта и формирования отчётности по МСФО достаточно трудоёмок, поскольку включает в себя выражение профессиональных суждений компетентных лиц. Соответственно, задействованы не только сотрудники профильного подразделения, отвечающего за отчётность по МСФО, но и многие другие сотрудники – производственных отделов, казначейства и т.д. От чёткой организации процесса зависит своевременность и качество получения отчётности по международным стандартам. Соответственно, регламентированный и автоматизированный процесс позволяет снизить транзакционные издержки по поводу сбора информации внутри компании.
- Автоматизация. Для ведения учёта по МСФО должна быть выбрана информационная система, позволяющая реализовать требования всех стандартов, имеющая при этом несколько планов счетов и позволяющая определять между ними взаимное соответствие. При этом автоматизированный учёт должен быть прозрачен и понятен для аудиторов, подтверждающих достоверность отчётности по МСФО. Помимо этого необходимо, чтобы система имела встроенные средства для автоматизации бизнес-процессов учёта и формирования отчётности.
До внедрения МСФО необходимо определить, для каких целей будет использоваться отчётность в компании, а, следовательно, каким способом её удобнее готовить. В случае если отчётность будет предоставляться только внешним пользователям, таким, как кредитные организации или массовые инвесторы, целесообразнее использовать механизм трансформации. При этом возможна передача работ по формированию отчётности на аутсорсинг. В том случае, если предполагается использовать отчётность для целей управления компанией, повышения качества информации для топ-менеджмента и акционеров, предпочтительным будет ведение параллельного учёта.
С точки зрения автоматизации параллельный учёт можно вести двумя способами:
- В отдельном информационном контуре независимо от РСБУ. Вся информация вводится параллельно в 2 контура.
- В объединённом информационном контуре, при этом информация вводится одновременно в контур РСБУ и МСФО в нужных разрезах (где это возможно) и отдельно в контур МСФО (где требуется ввод информации, отсутствующей в контуре РСБУ).
Поскольку первый из этих вариантов требует большого количества ресурсов и неэффективен с точки зрения организации информационных систем, мы рассмотрим второй вариант: ведение параллельного учёта по МСФО в едином информационном контуре.
Итак, нам необходимо внедрить систему автоматизированного учёта согласно МСФО.
Первый шаг – это определение методологической базы учёта. При разработке нормативных документов необходимо учитывать потребности автоматизации. Так, например, план счетов возможно разработать и настроить «с нуля», но более целесообразно использовать в качестве базового план счетов РСБУ и доработать его до требований МСФО. Это, с одной стороны, позволить российским бухгалтерам легче адаптироваться к организации международного учёта, с другой стороны, позволить упростить взаимное сопоставление двух планов счетов, называемое мэппингом. Мэппинг, или карта переноса данных, является основой для ведения параллельного учёта в едином контуре. При построении карты переноса необходимо учесть следующие моменты:
- Взаимное соответствие счетов РСБУ и МСФО
- Взаимное соответствие аналитических признаков двух планов счетов – т.е. каким образом аналитика, предусмотренная для целей МСФО, будет определяться при вводе данных в единый контур
- Взаимное соответствие типовых операций, проводящихся в контурах РСБУ и МСФО.
После того, как методическая база подготовлена и утверждена, определяем, способна ли наша информационная система выполнить все предъявляемые требования либо потребуются доработки программного продукта. В случае, если без доработок не обойтись, нужно подготовить техническое задание и поручить его реализацию собственным программистам. Возможна также передача подготовки доработок на аутсорсинг, если компания не содержит значительного штата «автоматизаторов».
При подготовке информационной системы к работе наибольшие сложности встречаются при внедрении именно тех стандартов или их отдельных положений, которые наиболее серьёзно отличаются от положений РСБУ. Вызвано это, в первую очередь, тем, что большинство программных продуктов, представленных на отечественном рынке, приспособлено только для учёта по РСБУ либо только для управленческого или международного учёта.
К наиболее затруднительным для реализации моментам можно отнести следующие:
- Разделение дебиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную, дисконтирование долгосрочной части задолженности.
- Учёт финансовой аренды. Здесь трудности связаны с необходимостью определения минимальных арендных платежей ( IAS 17) и разнесения их между финансовым выплатами (процентными платежами) и платежами в счёт уменьшения обязательства по финансовой аренде, а также с необходимостью разнесения задолженности по минимальным арендным платежам на группы (до 1 года, от 1 до 5 лет, свыше 5 лет) и раздельного дисконтирования этих групп платежей.
Для реализации первых двух задач информационная система должна обладать серьёзным встроенным аппаратом финансовой математики.
- Сегментная отчётность. Для формирования отчётности по сегментам необходима сквозная аналитика «Сегмент», которая позволить формировать баланс и отчёт о прибылях и убытках по каждому сегменту деятельности компании (чтобы показать выручку, финансовый результат, активы и обязательства сегмента, как того требует IFRS 8). Желательно также встроить автоматическое определение критериев необходимости представления отчётности по конкретному сегменту (параграфы 13 – 15 IFRS 8).
Холдинговые компании, которым необходима консолидация отчётности, могут столкнуться со следующими проблемами при внедрении МСФО в информационной системе:
- Исключение нереализованной прибыли. Здесь необходимы инструменты, позволяющие учитывать внутрихолдинговую реализацию и отслеживать реализованные внутри группы ТМЦ до тех пор, пока они не будут реализованы вовне.
- Многоуровневая консолидация и различные способы консолидации отчётности для дочерних и ассоциированных компаний.
После того, как информационная система подготовлена к вводу информации, работают все необходимые механизмы учёта и формирования отчётности, необходимо организовать процесс учёта в соответствии с МСФО и автоматизировать процесс. При этом следует установить:
- Сотрудника (подразделение), ответственного за подготовку отчётности
- Перечень сотрудников, обязанных высказывать профессиональное суждение для формирования отчётности
- Блок задач, связанных с формированием отчётности.
Регламентированный процесс следует автоматизировать посредством той же информационной системы. В этом случае сотрудники, отвечающие за подготовку отчётности, в каждый момент времени могут точно определить, в каком состоянии находится необходимая им информация, кто из сотрудников, выражающих профессиональное суждение, уже выполнил свою задачу, а руководство компании знает, на каком этапе находится формирование отчётности, успеют ли её подготовить в срок.
В целом необходимо отметить, что небольшое количество программных продуктов, представленных на отечественном рынке программного обеспечения, отвечают всем требованиям, предъявляемым к ПО, на котором возможно построить информационную систему для ведения учёта и формирования отчётности как по российским, так и по международным стандартам. В частности, на платформе 1С, наиболее распространённой платформе в российских компаниях среднего бизнеса, можно выделить только 2 программных продукта: 1С: Консолидация (отсутствует динамический модуль процессного управления) и «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент» (отсутствует преднастроенный модуль консолидации). Оба этих программных продукта обладают удобным пользовательским интерфейсом, однако преимуществом второго является возможность осуществлять гибкие пользовательские настройки без привлечения программиста.
Также на базе «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент» группа компаний «ИНТАЛЕВ» разработала типовое решение «ИНТАЛЕВ: Комплект по МСФО для Корпоративного менеджмента». Данное решение включает в себя не только программный продукт с преднастроенной моделью учёта по международным стандартам, но и типовую нормативную базу (учётная политика по МСФО и рекомендации по дополнительным настройкам). Таким образом, «Комплект по МСФО представляет собой программно-методический комплекс и является уникальным предложением на рынке программного обеспечения на платформе 1С.