Проблема качества финансовой информации остается актуальной в российской экономике. Финансовые отчеты, которые составляются по действующим в Российской Федерации правилам (во многом сохраняющимся со времен плановой экономики), в значительной степени не подходят для принятия эффективных экономических решений и не соответствуют общепринятым критериям раскрытия информации в условиях рыночной экономики. Непрозрачность экономики в целом и каждого предприятия в частности препятствует осуществлению инвестиций в реальный сектор и доступу российских экономических агентов на международные рынки капитала, развитию финансовой системы, экономическому росту.
В частности, в банковском секторе невозможно установление полноценных корреспондентских отношений с зарубежными банками без представления финансовой отчетности, составленной в соответствии с официально признанными в мире стандартами (Международными стандартами бухгалтерского учета (МСФО) или общепризнанными стандартами бухгалтерского учета в США (GAAP США)), привлечение капитала на фондовый рынок сдерживается недостатком и сомнительной достоверностью информации об эмитентах.
Кроме того, происходящие процессы глобализации мировой экономики делают необходимым выработку единых принципов составления финансовой отчетности во всех странах, участвующих в интеграции: международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) получили официальное признание в качестве будущих глобальных стандартов, применяемых при составлении финансовой отчетности крупными предприятиями. Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ США), которая принимает самое непосредственное участие в реорганизации Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), активно выступает за объединение двух систем бухгалтерского учета: GAAP США и МСФО. Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) приняла решение рекомендовать применение МСФО в качестве одного из условий прохождения процедуры листинга на международных фондовых биржах и уже предприняла ряд шагов в этом направлении.
Однако, в России начатая в 1998 году двухлетняя программа реформирования финансовой отчетности не была выполнена. Разработано менее 20 стандартов из 41. Медленное продвижение реформы финансовой отчетности является следствием низкой заинтересованности сторон, принимающих участие в ее реализации1. До сих пор решающая роль в разработке и принятии стандартов финансовой отчетности принадлежит межведомственной комиссии Правительства РФ, где сильны позиции Минфина, но нет представителей бизнеса. Специалисты из частного сектора в лучшем случае привлекаются в качестве экспертов, но он не обладают правом голоса в комиссии.
Постепенная замена стандартов нецелесообразна: это увеличивает операционные издержки экономических агентов и государственных контрольных органов, искажает смысл данных, фигурирующих в отчетности2. Единственное разумное решение – ввести сразу весь свод международных стандартов бухучета. После этого – разработать необходимые нормативные акты и практические рекомендации, позволяющие учесть специфику работы в российской экономике.
Развитие информационных технологий3, рост квалификации и опыта работников финансовых служб компаний, работающих в России, успешно справляющихся с проблемами, порождаемыми хроническим изменением налогового законодательства, – все это аргументы в пользу возможности провести реформу финансовой отчетности достаточно быстро.
Ключевая проблема реформы системы бухгалтерской отчетности – это все-таки написание самой законодательной базы по данному вопросу, согласованной с остальным законодательством, полной, ясной и непротиворечивой. Это – экспертная задача, не требующая значительных капиталовложений, институциональных преобразований или благоприятной конъюнктуры экзогенных факторов и т.п., и скорость решения ее во многом определяется заинтересованностью Правительства и настойчивостью делового сообщества.
Данный материал является частью доклада «Инвестиционный климат в России» за 2002 год, подготовленный НБФ «Экспертный институт» совместно с компанией «Эрнст энд Янг».