Региональные банки и корпоративное управление. Административный ресурс и финансовый рынок.
Корпоративное управление в банках понятие очень емкое. Многоаспектность вопроса корпоративного управления определяет сложность анализа и оценки такого серьезного параметра работы банка, как качество корпоративного управления.
Если определить всего несколько аспектов указанного выше понятия, то можно было бы выделить три главных фактора, которые раскрывают суть корпоративного управления: взаимоотношения исполнительного менеджмента банка и его акционеров, взаимоотношения менеджмента банка и контрагентов (информационная открытость банка), то есть рыночное поведение банка, и взаимоотношения менеджмента банка и его сотрудников. Эти три аспекта условно разделяют все банковское сообщество на три типа банков: банк для акционеров, транспарентный рыночный банк, банк для банка.
Центральный банк России, осознавая важность вопроса перевода управления российскими банками от чистой интуиции исполнительного менеджмента в плоскость цивилизованных управленческих технологий в 1999-2001 годах выпустил в свет несколько документов, которые упорядочивают понимание в банках смысла и принципов корпоративного управления. Это перевод Письма Базельского комитета банковского надзора 1999 года «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», Положение №29~П ЦБ РФ «О консолидированной отчетности кредитных организаций», выпущенная специально для банковских групп, Указание ЦБ РФ №1051~У «О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских групп», которое дает возможность кредитным организациям ежеквартально публиковать отчетность кредитной организации в СМИ, в случае ее подтверждения независимыми аудиторами.
Для чего нужна открытая информация о банке. Структура собственности банка, информация об его акционерах, сведения об учетной политике банка и отчетность, то есть политика информационной открытости, очень важны при оценке рынком реальной надежности банка, его возможности, в случае необходимости, увеличить капитал или получить реальную финансовую поддержку при появлении неблагоприятной конъюнктуры рынка или трудностей в самой кредитной организации. Информационная открытость банка позволяет значительно нивелировать поток дезинформации о самой кредитной организации и ее учредителях, который периодически выплескивается на рынок в результате применения грязных технологий конкурентной борьбы. Это в полной мере относится не только к крупнейшим российским банкам, но и к региональным банкам и рынкам.
Банковские системы российских регионов условно можно разделить на четыре крупных сегмента:
- Филиалы иногородних банков в регионе, среди которых есть и банки для акционеров, и банки для банков, и активные рыночно ориентированные банки;
- Региональные кредитные организации с ярко выраженной активной рыночной позицией – транспарентные рыночные банки;
- Уполномоченные (или опорные) региональные банки, тесно связанные с местными и региональными органами власти.
- Региональные банки для акционеров, жестко занимающие свое место на рынке и работающие на интересы ограниченного круга акционеров.
Каждый сегмент имеет свои особенности корпоративного управления и рыночного поведения, которые выделяют его из общего списка банков, осуществляющих в регионах банковское обслуживание клиентов.
Кстати, такое деление кредитных организаций характерно не только для России, но и для Германии и Австрии, где очень развиты так называемые банки «земель» и филиальные сети крупнейших банковских объединений. Многие из московских банкиров ставят вопрос, а имеет ли право на жизнь само по себе наличие региональных банков. После кризиса 1998 года Центральный банк даже выдавал стабилизационные кредиты некоторым банкам для развития филиальной сети столичных банков в регионах, в которых местные банки отсутствовали или разорились. История международного банковского дела подтверждает тот тезис, что региональные банки нужны. Но исторически их задачи значительно отличаются от тех, которые сейчас принято ставить перед российскими региональными банками нашими местными властями. Крупнейшие банки, например, Голландии возникли из региональных банков, которые изначально специализировались на финансировании реально окупаемых региональных инвестиционных проектах в определенном и недалеком будущем. Среди прочих финансировались даже проекты строительства систем водоснабжения и водоотведения. Но, в отличие от многих наших проектов, они окупались за счет платежей населения и предприятий. У нас же, чтобы окупить подобный проект нужно очень серьезные повышения тарифов. Поэтому иностранный региональный банк характеризуется тем, что он является банком развития региона и концентрирует средства населения и предприятий, находящихся в регионе, для финансирования инвестиционных проектов развития, а не обслуживает счета местных и региональных бюджетов, ГУПов и МУПов. Западный региональный банк находится постоянно в среде серьезной рыночной конкуренции, которая позволяет региональному банку сохранять необходимую эффективность использования ресурсов, а не развиваться в тепличных условиях, которые характерны для многих регионов России, закрытых для чужих банков.
Рассмотрим на примере Центрального Федерального округа (ЦФО) региональные банковские системы по доле сегментов региональных кредитных организаций в составе кредиторов и развитии финансовых рынков регионов, но без Москвы и Московской области.
Филиалы иногородних банков во многих регионах занимают весьма значимую долю в региональных банковских системах. По данным издаваемого Банком России регионального приложения «Бюллетеня банковской статистики» на 01.01.2002 года наиболее развитый регион по наличию региональных банков и филиалов иногородних банков в ЦФО – Ярославская область. В ней работает 10 собственных кредитных организаций, имеющих на территории области 3 своих филиала, и 29 филиалов иногородних банков (вместе с филиалом Сбербанка), среди которых имеются как филиалы Московских банков, так и филиалы региональных немосковских банков.
В ЦФО имеются области, имеющие всего по две собственные кредитные организации. Это Курская область, где 2 кредитные организации без внутрирегиональных филиалов при 28 филиалах иногородних банков, Липецкая область, где 2 региональных кредитных организации с одним внутрирегиональным филиалом при 21 филиале иногородних банков, Орловская область, где две кредитных организации с тремя филиалами при 17 филиалах иногородних банков, Тамбовская область, где 2 региональных кредитных организации с 7 филиалами при 22 филиалах иногородних банков, Брянская область, где 2 кредитных организаций с двумя филиалами при 30 филиалах иногородних банков. В остальных регионах ЦФО количество собственных региональных кредитных организаций колеблется от 3 до 8, при количестве иногородних филиалов от 14 до 33. Всего же региональных банков в ЦФО (за минусом Москвы и Московской области) насчитывается 75 при 389 филиалах иногородних банков. Как видно из приведенных данных практически во всех регионах ЦФО количественно преобладают филиалы иногородних банков.
По величине уставного капитала региональные кредитные организации указанных регионов не могут быть отнесены к крупным. Один банк в Смоленской области имеет капитал свыше 300 млн. руб, один в Ярославской области – капитал 200 млн. руб, три банка в различных областях имеют капитал от 60 до 150 млн. руб. Все они могут быть отнесены в разряд средних банков. Остальные региональные банки скорее можно отнести в разряд мелких, так как уставный капитал этих банков не превышает 60 млн. руб. Причем только 9 из них имеют капитал от 30 до 60 млн. руб.
В настоящее время нельзя относится к филиалам иногородних банков как к своеобразным враждебным региональному рынку «варягам». Фактический материал говорит об обратном положении дел. Смешивать иногородние филиалы и по качеству корпоративного управления и по рыночному поведению в один «котел» некорректно. Филиалы иногородних банков в регионах могут вести разный бизнес. Одни усиленно работают на развитие региональных проектов, другие только собирают ресурсы. Для того чтобы оценить направленность корпоративного управления и рыночного поведения филиалов на региональных денежных рынках, их значимость для регионов, можно посмотреть сводные данные по активам и структуре ресурсной базы банковских систем в разрезе «филиалы и кредитные организации».
Такая информация не является конфиденциальной и, например, среди ярославских кредитных организаций распространяется ГУЦБ РФ по Ярославской области. По данным на 01.01.2002 всеми кредитными организациями Ярославской области и филиалами и региональными банками предоставлено кредитов на общую сумму 5899 млн. руб., из которых предприятиям и организациям предоставлено 5160 млн. руб. или 87%, 682 млн. руб. – физическим лицам или 11%, 57 млн. руб. – межбанковских кредитов.
Иногородние филиалы предоставили кредитов на сумму 4721 млн. руб. или 80е* кредитных вложений банковской системы области, в том числе предприятиям и организациям филиалами предоставлено 4186 млн. руб. или 81% кредитов; 503 млн. руб. кредитов физическим лицам или 73% этой категории кредитных вложений. Доля филиалов в операциях МБК – 54%.
Региональные банки в Ярославской области предоставили кредитов на сумму 1179 млн. руб. или 20% всех кредитных вложений банковской системы области, в том числе предприятиям и организациям предоставлено 974 млн. руб. или 19% кредитных вложений данной категории, физ. лицам – 178 млн. руб. или 26%.
Эти цифры наглядно показывают, что. по крайней мере, в Ярославской области, филиалы иногородних банков играют в региональной банковской системе ведущую роль. Конечно, львиная доля указанных вложений принадлежит региональному филиалу Сбербанка, правда, данные по нему отдельно не публикуются. Но есть и другие иногородние филиалы, имеющие активную рыночную позицию при вложении средств в региональные предприятия. Активно кредитует ярославские предприятия и филиал банка «Югра», который использует для этих операций не только собственную депозитную базу, но и привлекает ресурсы из других регионов. Филиал АКБ «Югра» в г. Ярославле занимает долю 9.4% в кредитных вложениях иногородних филиалов и 7% в кредитных вложениях всей банковской системы области. Есть и другие филиалы, занимающие активную рыночную позицию, являющиеся информационно открытыми транспарентными рыночными банками. Они открыты к инновациям и, фактически, внедряют в жизнь банковской системы области новые виды услуг.
Среди региональных банков наибольшие кредитные вложения имеют Ярсоц-банк, который на 01.01.2002 имел 64,2% кредитных вложений всех региональных банков или 12.7% кредитных вложений всей банковской системы Ярославской области, Яринтербанк – 25% кредитных вложений всех региональных банков. Таким образом, два региональных банка осуществляют 90% всех кредитных вложений региональных банков и 17,7% кредитных вложений всей банковской системы области. Доля областного рынка, занимаемая активно работающими иногородними филиалами гораздо более значительна, чем доля, занимаемая региональными банками. Отсюда можно сделать вывод, какие пропорции имеют различные сегменты в банковской системе области. Из всех региональных банков Ярославской области лишь три – четыре можно отнести к банкам с активной рыночной позицией, информационно открытых, имеющих ясные стратегические цели менеджмента и действительно диверсифицированные активные вложения. Поэтому многим представителям регионального российского банковского сообщества не помешало бы внести существенные изменения в свою политику, принять соответствующие публичные документы по корпоративному управлению.
Интересная информация приведена в указанном выше бюллетене банковской статистики ЦБ РФ по объему бюджетных средств на счетах кредитных организаций.
Из них видно, какие суммы бюджетных средства и в каких регионах имеются на счетах коммерческих банков. На 01.01.2002г. остатки средств федерального бюджета на счетах региональных банков ЦФО (без банков Московского региона) составляли 14 млн. руб., в том время как в Москве и Московской области эта цифра равна 3,8 млрд. руб. Средства региональных и местных бюджетов на счетах региональных ком. банков составляют 48 млн. руб., в то время как в Москве и области эта цифра равна 24 млрд. рублей. Прочие бюджетные средства – 16 млн. руб. и 3,5 млрд. руб. соответственно. Средства внебюджетных фондов – 24 млн. руб. и 15 млрд. руб. соответственно. Таким образом, можно сделать вывод, что без Москвы и Московской области региональные банки ЦФО практически не используют бюджетные средства в качестве ресурсной базы, хотя многие из них являются опорными региональными. Это положительно характеризует их с точки зрения качества корпоративного управления и рыночного поведения.
Москва и Московский регион в этом смысле вне всякой конкуренции и корпоративное управление в таких банках имеет свою специфику.
Недавно в Государственной Думе РФ рассматривались два законопроекта, которые предполагали закрепить за регионами право хранить счета местных бюджетов в местных банках, а не в территориальных РКЦ Банка России. Если посмотреть на эти законопроекты с точки зрения региональных властей, то их заинтересованность в таких законах, безусловно, есть, так как бюджетные ресурсы, в отличие от счетов в ЦБ РФ будут приносить бюджетам дополнительную прибыль в виде процентов, начисленных на остаток на бюджетном счете. Но бюджетные средства – это налоги, которыми органы государственной власти должны финансировать расходы бюджета. А у подавляющего большинства регионов бюджеты дефицитные. То есть, фактически, текущих налогов не хватает для того, чтобы профинансировать расходные статьи бюджета доходов и расходов, не говоря уже об отвлечении собранных ресурсов на депозитные или иные операции с банками. Кроме того, бюджетные ресурсы (если это не бюджет развития региона) не должны участвовать в инвестиционных программах развития, финансирование которых и есть основная задача региональных банков. Это приводит к дисбалансу между бюджетом доходов и расходов региона и бюджетом развития, затягиванию сроков финансирования или недофинансированию расходных статей бюджета доходов и расходов.
Использование средств бюджетов доходов и расходов регионов со счетов в коммерческих банках приводит к ухудшению качества корпоративного управления в таких региональных банках из-за отсутствии конкурентной основы борьбы за ресурсы. Доступ к дешевым ресурсам расхолаживает менеджмент региональных банков, способствует ухудшению качества управления кредитным портфелем, увеличению политических рисков для таких банков. Кроме того, если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения устойчивости финансового рынка региона, то открытие счетов бюджетов доходов и расходов в коммерческих банках – опорных банках регионов – ведет к «размытию» финансового рынка региона, так как кроме чистых конкурентных депозитных ресурсов на кредитном рынке возникают ресурсы бюджета доходов и расходов, а это ведет к неоправданному занижению кредитных ставок на рынке, провоцирующим кризис доходности операций на региональных рынках. В этом смысле казначейская система сбора доходов и финансирования расходов бюджетов более приемлема.
Другое дело использование коммерческих банков для операций кредитования за счет бюджета развития региона. Здесь возможны отдельные целевые кредитные программы, в которых могут участвовать и региональные банки, так как это соответствует их задачам. И все же, основная задача регионального банка – концентрация ресурсов населения и негосударственных предприятий региона и вложение их в негосударственные кредитные и инвестиционные проекты того же самого региона.