Международный центр реформы системы бухгалтерского учёта завершил процесс консультаций примерно со 100 российскими и международными организациями, в рамках которого был разработан целый ряд подробных рекомендаций по осуществлению реформы бухгалтерского учета. В данных рекомендациях рассматривается конечная цель реформы (бухгалтерского учета в негосударственном секторе), а также дается техническое обоснование перехода на МСФО, о котором часто говорят неспециалисты, используя при этом слишком упрощенный подход.
Законодательная поддержка
Необходимо создать условия для законодательной поддержки перехода предприятий на МСФО и изменить положения нормативных актов, препятствующих или затрудняющих переход на МСФО. Поэтому, как указывается ниже, предприятия, составляющие финансовую отчетность согласно МСФО, должны быть избавлены от двойной нагрузки, связанной с параллельным ведением российского учета и соблюдением соответствующих обязательств перед регулирующими органами, при этом данные обязательства также следует скорректировать с учетом МСФО.
Российским предприятиям следует полностью перейти на МСФО
В качестве среднесрочной задачи российской экономики (лучше всего в течение трех, максимум пяти лет) необходимо осуществить полную замену РСБУ на МСФО при составлении финансовой отчетности всех компаний, кроме предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников. Эта задача должна выполняться поэтапно, что предполагает добровольный или, в отдельных случаях, обязательный переход предприятий различных видов и отраслей на МСФО (вместо РСБУ) в определенной последовательности и согласно четкому графику. Частичное принятие элементов отдельных МСФО приводит к дезориентирующим результатам и не должно иметь место.
Немедленный переход на МСФО банков, котируемых на биржах компаний и ряда других структур (по желанию)
Этот процесс должен начаться с полной замены до 31 декабря 2001 г. отчетности по российским стандартам на отчетность в соответствии с МСФО в банках и иных финансовых учреждениях, а также с перехода на составление консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО тех предприятий, ценные бумаги которых обращаются на открытом рынке.
Дочерние предприятия компаний с котируемыми ценными бумагами и банков должны иметь возможность составлять финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, а не РСБУ. Все прочие российские открытые акционерные общества и российские дочерние предприятия компаний, которые составляют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможность по своему выбору составлять финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, а не РСБУ.
При продаже значительных объемов государственных пакетов акций в информационные проспекты должна включаться финансовая отчетность по МСФО
При продаже значительных государственных долей участия необходимо рассмотреть целесообразность подготовки и использования в информационных проспектах финансовых данных по МСФО (предпочтительно, прошедших аудиторскую проверку).
Унитарные предприятия, проходящие обязательную аудиторскую проверку, должны составлять финансовую отчетность согласно МСФО
Необходимо также разработать программу перехода унитарных предприятий, которые обязаны проходить ежегодную аудиторскую проверку, на составление финансовой отчетности по МСФО вместо РСБУ.
Российские стандарты бухгалтерского учета должны быть направлены на удовлетворение потребностей предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников
Система бухгалтерского учета для предприятий, разрабатываемая с учетом российской специфики (т.е. РСБУ), должна быть упорядочена и:
- направлена на удовлетворение потребностей предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников (например, закрытых акционерных обществ); и/или
- обеспечивать упрощение порядка ведения учета на таких предприятиях, сокращение объема работ в области бухгалтерского учета и составление ими финансовой отчетности в соответствии с упрощенной версией МСФО согласно концептуальным принципам МСФО, примером которых служит Директива ЕС № 4.
Отсутствие влияния на налоговый учет и трансформационные формы
Изменения в порядке ведения бухучета и составления финансовой отчетности, связанные с внедрением МСФО, не должны оказывать влияния на налоговый учет (то есть изменения должны отразиться не на фактическом размере налоговых обязательств, а на системе ведения учета и методе расчета налогов). Соответственно, необходимо разработать систему компьютеризированных трансформационных проводок для целей налогового учета, согласно которой предприятия, представляющие финансовую информацию по МСФО, обязаны отражать свои налоговые обязательства с использованием системы МСФО в качестве отправной точки для налоговых расчетов. По возможности для предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников следует предусмотреть упрощенную систему пересчета данных финансового учета в показатели для целей налогообложения.
Эти изменения также не должны оказывать влияния на требования в отношении финансовой отчетности, представляемой регулирующим органам (например, в целях пруденциального надзора Центрального Банка), которые, соответственно, должны разработать трансформационные формы, обеспечивающие соблюдение их требований. С другой стороны, требования к подобной отчетности могут быть со временем модифицированы с учетом использования финансовой информации в формате МСФО.
Государственные статистические органы должны принимать во внимание особенности составления финансовой отчетности по МСФО
Предприятия, составляющие финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможность представлять обязательные статистические данные согласно МСФО (например, с использованием метода начисления при расчете затрат/доходов и принципа приоритета содержания над формой). Соответственно, потребуется адаптация официальных методов обработки и использования поступающих от предприятий статистических сведений для анализа данных, составленных на основе МСФО.
Необходимо пересмотреть действующие обязательные планы счетов (а в идеале предоставить возможность их неприменения) в целях упрощения применения МСФО
Обязательные общероссийские планы счетов должны быть модифицированы таким образом, чтобы предприятия, перешедшие на МСФО, могли эффективно применять международные стандарты. Кроме того, целесообразно предоставить возможность предприятиям, составляющим финансовую отчетность по МСФО и использующим предлагаемую систему трансформации налоговой отчетности (и отчетности, представляемой регулирующим органам), не применять действующий обязательный общероссийский план счетов и порядок ведения учетных регистров.
Следует обеспечить подготовку и широкое распространение методических рекомендаций, пояснений и примеров практического применения МСФО на российских предприятиях
Следует обеспечить подготовку и широкое распространение детальных пособий, примеров и разъяснений специфики практического применения МСФО на российских предприятиях.
Следует обеспечить превращение профессионального объединения бухгалтеров, например ИПБ, в организацию, отвечающую за подготовку и аттестацию специалистов в области МСФО, и наделить ее соответствующими полномочиями
Необходимо как можно скорее обеспечить превращение Института профессиональных бухгалтеров (ИПБ) или другой подходящей организации в эффективную, финансируемую в полном объеме и независимую профессиональную ассоциацию, выступающую от лица бухгалтеров в России и представляющую их интересы в масштабах всей страны. Эта организация должна взять на себя функции координатора работы по обучению, аттестации и приобщению специалистов к МСФО, включая обеспечение высококачественной квалификационной аттестации по МСФО, которая будет признана на международном уровне.
Необходимо выделить достаточное количество ресурсов для проведения реформы, в частности, для обучения работников предприятий
Необходимо выделить достаточное количество финансовых ресурсов и технических специалистов для проведения реформ, в том числе:
- для предоставления рекомендаций по поэтапному переходу на МСФО;
- для предоставления рекомендаций и проведения обучения сотрудников российских предприятий в области практического применения МСФО; и
- для внедрения соответствующих изменений в нормативных актах налоговых органов и других ведомств, требования которых в настоящее время основаны на РСБУ, и которым также придется разрабатывать новые процедуры согласно МСФО.
Согласительная комиссия, сформированная по результатам Парламентских слушаний, приняла за основу многие из рекомендаций МЦРСБУ. Для утверждения окончательного варианта рекомендаций по реформированию системы бухгалтерского учета предполагается дальнейшая доработка проекта, который обсуждался на заседаниях комиссии в мае и июле 2000 г.