Планирование законотворческой деятельности и утверждение графика перехода
После многолетних дебатов и интенсивной работы с привлечением широкого круга заинтересованных лиц Правительство Российской Федерации утвердило четкий план перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В то же самое время Кабинет министров выпустил основные положения законопроекта, который, как ожидается, будет принят Думой до конца этого года и вступит в силу в 2004 г. В результате принятия данного Закона кардинальным образом изменится процесс составления финансовой отчетности предприятиями и организациями. Согласно основным положениям предлагаемого нормативного акта на МСФО сначала перейдут все банки и компании, ценные бумаги которых обращаются на открытом рынке (начиная с 2004 года). Впоследствии МСФО будут использоваться при составлении сводной отчетности группами компаний, образующих холдинги (начиная с 2005 года) и, наконец, в 2007 году на данные стандарты перейдет большинство других предприятий, за исключением небольших компаний с ограниченным кругом заинтересованных лиц.
Как отметил один из наблюдателей, «поезд наконец-то отправляется в путь и, похоже, на него успели практически все». Другими словами, те, кто участвовал в дискуссиях по МСФО с момента официального признания данных стандартов после принятия Постановления Правительства РФ №283 от 6 марта 1998 года, уже присоединились (одни с энтузиазмом, другие – против своей воли) к процессу, в рамках которого повсеместная практика использования МСФО в России становится реальностью.
Постоянные читатели информационного бюллетеня «Accounting Report» знают, что с самого начала своей деятельности в 1998 году МЦРСБУ стремится обеспечить переход России на МСФО в неизменном варианте. Мы поздравляем всех тех, чья работа, в которой МЦРСБУ имеет честь принимать участие, увенчалась успехом.
Неотложные мероприятия в государственном и частном секторах экономики
Тем не менее, мы прекрасно осознаем, что предстоит еще большая работа. В частности, необходимо согласовать и своевременно осуществить конкретные мероприятия по переходу на МСФО. К данным мероприятиям относятся принятие и внедрение на практике соответствующего налогового законодательства, а также изменений в различных нормативных актах и процедурах. Помимо Государственной думы, основными участниками данного процесса являются Центральный банк и целый ряд профильных министерств и ведомств, включая Минфин, Минэкономразвития, МНС и Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Некоторые из них уже объявили о своих планах и предполагаемых мероприятиях.
Уже в течение достаточно длительного времени заинтересованные лица в России имеют представление о сути изменений в законодательной и нормативной базе, однако существовала неопределенность со сроками и методами проведения этих изменений. К счастью, вопрос со сроками уже разрешился. Поэтому российские предприятия и организации, оказывающие профессиональные услуги, могут приступать к повышению своей квалификации в области МСФО и разработке адекватных информационных систем управления.
До сих пор руководители российских компаний, аудиторско-консалтинговых фирм и бизнес-школ отказывались выделять значительные ресурсы для финансирования перехода на МСФО, так как у них отсутствовало четкое представление об объекте, на который в конечном итоге предполагается перейти. Осуществление значительных капиталовложений в разработку систем и обучение кадров в условиях неопределенности не имело смысла, однако, теперь ситуация изменилась.
Практические аспекты, заслуживающие внимания предприятий и аудиторско-консалтинговых фирм
С принятием решения о переходе на МСФО в неизменном варианте уходит в прошлое ранее существовавшая неопределенность в отношении постепенного, поэтапного движения в сторону международных стандартов. Теперь предприятия, аудиторско-консалтинговые фирмы и учебные заведения могут с полной уверенностью приступать к решению следующих задач:
- Доработка курсов обучения и переподготовки кадров не только в области международных стандартов, но и в сфере практических аспектов использования усовершенствованных бухгалтерских технологий и более качественной управленческой информации.
- Расширение возможностей специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту путем:
- повышения уровня квалификации в области применения МСФО и
- формирования единой саморегулируемой профессии, функционирующей на основе тех же принципов, что и западная бухгалтерская профессия.
- Формирование и внедрение комплексных планов счетов, которые не только полностью соответствуют МСФО, но и удовлетворяют всем требованиям компании в части составления финансовой отчетности, формирования управленческой информации и представления отчетов в налоговые органы и другие ведомства. Подобные планы счетов позволят многим предприятиям объединить в рамках единой экономичной системы такие автономные функции, как ведение бухгалтерского учета, анализ основной деятельности и представление отчетности для государственных органов.
- Внедрение современных экономичных технологий для всего учетного цикла – посредством проектирования и разработки комплексных электронных систем, обеспечивающих формирование полной, надежной и оперативной информации для целей принятия управленческих решений. Кроме того, к характеристикам данных технологий следует отнести возможность формирования своевременной достоверной информации, используемой в процессе корпоративного управления, стратегического планирования, управления рисками, бюджетирования, управления денежными средствами, осуществления общего контроля и обеспечения ответственности за хозяйственную деятельность. В настоящее время системы бухгалтерского учета на большинстве предприятий не позволяют адекватным образом (своевременно и по разумным затратам) выполнять вышеперечисленные функции.
Многое предстоит сделать в сжатые сроки
Большинству руководителей российских предприятий и аудиторско-консалтинговых фирм, которые не подпадают под «первую волну» компаний, переходящих на МСФО в 2004 году, может показаться, что осталось еще много времени. Однако, даже для таких организаций 2007 год не за горами, ведь им предстоит выполнить колоссальный объем работы и наладить партнерские отношения с огромным количеством физических и юридических лиц.
Разработка курсов и материалов, обучение/переподготовка большого количества руководящего и рядового персонала, формирование комплексных планов счетов, а также проектирование, программирование, тестирование и апробация систем «в параллельном режиме» займут длительный период времени. Для снижения затрат данные задачи необходимо выполнять в логической последовательности, обеспечивая эффективную координацию усилий во всех деталях.
МЦРСБУ полон оптимизма относительно экономических преимуществ, которые, на наш взгляд, получит Россия в результате своевременного перехода на МСФО в неизменном варианте. Не пытаясь преуменьшить объем предстоящей работы и возможные последствия проблем, с которыми, возможно, придется столкнуться при переходе на МСФО, мы готовы работать со всеми заинтересованными сторонами и оказывать им поддержку.