Сегодня факторинг становится одной из самых востребованных услуг на финансовом рынке. Участники финансового рынка считают, что этот вид услуг будет динамично развиваться, и со временем факторинг станет одним из самых распространённых финансовых инструментов.
Последний финансовый кризис не мог не сказаться и на факторинговом рынке. Он также повлиял на деятельность факторинговых компаний. В 2008–2009 гг. значительного снизили объёмы факториноговых операций банки и факторинговые компании. В России специализированных факторинговых компаний не так уж много. А после кризиса их стало ещё меньше. С российского рынка факторинга ушли некоторые компании в том числе и такие крупные как компания «Еврокоммерц». Причины разные: у одних потеря ликвидности из-за затруднений с финансированием, у других – из-за неэффективности работы компаний, из-за завышенных рисков, приведшая к задержкам платежей и невозвратам. Даже без учёта оборота ушедших игроков рынок факторинга сократился по данным экспертов под давлением кризиса на 30 %.
Конечно, это не способствовало доверию инвесторов к факторинговым сделкам, но зато на рынке остались надёжные компании, на которые сейчас могут ориентироваться клиенты. Но такой «естественный отбор» оказал положительное влияние на оставшиеся компании, которые начали процесс оптимизации своей деятельности, стали больше внимания уделять риск-менеджменту и инфраструктурным вопросам Некоторые банки предполагают запускать новые факторинговые проекты. Их успех в будущем будет зависеть от объёма инвестиций, профессионализма сотрудников компаний и многих других факторов.
Пока же лидирующие места стали принадлежать сильным игрокам со стабильным положением и бизнес-моделью, позволяющей работать даже в трудные времена.
Несмотря на кризис, многие компании продолжали и продолжают финансировать действующих клиентов и принимать на обслуживание новых.
А возможности факторинга большие . Это и увеличение отсрочки платежа и финансирование без залога; пополнение оборотных средств и рост объёма продаж; улучшение балансовых показателей (уменьшение дебиторской задолженности без увеличения кредиторской) и страхование риска несвоевременного платежа и др.
Для удержания и привлечения клиентов после кризиса факторные компании стараются создать для каждого клиента индивидуальные условия в зависимости от его финансового состояния, объёма финансирования и качества дебиторской задолженности.
Так, некоторые банки устанавливают дополнительный период ожидания сверх отсрочки платежа (работают с отсрочками до 120 дней), разрабатывают специальные программы по работе с поставщиками федеральных торговых сетей, а также для поставщиков/подрядчиков крупных промышленных предприятий России (в том числе крупнейших нефтегазовых компаний и РЖД). Увеличение срока отсрочки – это сильное конкурентное преимущество и стимул для покупателя, что немаловажно при существующем падении спроса
Также они предоставляют клиентам максимальный процент финансирования (до 95 %), сокращают сроки рассмотрения заявок новых клиентов до одной недели. Оперативно в течении одного дня для постоянных клиентов решаются вопросы увеличения лимитов.
Некоторые компании ввели специальный тарифный план, который предполагает пониженные ставки за финансирование поставок с короткой оборачиваемое (до 25 дней). Тем самым предоставляется возможность большему числу клиентов воспользоваться факторингом. До появления нового тарифа ряд поставщиков, работающих с покупателями на условиях сверхкороткой отсрочки платежа, не могли позволить себе факторинг, поскольку обслуживание таких поставок обходилось дороже, чем поставок с длительным сроком оборачиваемости
ФАКТОРИНГ нужен в первую очередь компаниям, которые столкнулись с проблемами, связанными с нехваткой оборотных средств или с несвоевременным поступлением платежей от дебиторов. А в период кризиса и после него банки неохотно идут на предоставление кредита и к тому же для получения кредита требуется залог.
В основном факторинг – это инструмент для производственных и торговых компаний, которые осуществляют оптовые продажи на условиях отсрочки платежа. В основном на факторинговое обслуживание принимаются компании, существующие более одного года, ведущие безубыточную деятельность, с положительной платёжной дисциплиной и не аффилированные с дебиторами.
Факторинг, в разной степени, полезен и большим, и малым предприятиям. Первые используют его как дополнительный инструмент пополнения оборотных средств. Вторые только начинают работать с долговыми инструментами. и для них факторинг подчас является единственным инструментом роста. Ведь отличительная черта такого финансирования состоит в том, что не требуется никаких залогов.
Интерес к факторингу со стороны крупного бизнеса объясняется снижением стоимости факторингового обслуживания до уровня краткосрочного кредитования.
В любом случае, факторинг будет выгоден компаниям, которые увеличивают объёмы продаж и выходят на новые рынки, испытывая при этом недостаток денежных средств из-за несвоевременного поступления платежей от дебиторов. Однако если компания просто переуступит дебиторку и не увеличит при этом объём отгрузок, она просто потратит средства на выплату вознаграждения фактору.
Неприменим факторинг и для разовых сделок, т.к. предполагается, что поставки в адрес покупателей должны осуществляться по бессрочному или долгосрочному договору в течение длительного времени (год и более), с оплатой по безналичному расчёту и на условии отсрочки платежа, которая не должна превышать 120–180 дней (в идеале – до 60 дней), Если же дольше, то факторинг обойдётся компании значительно дороже.
Преимущество факторинга в том, что, не нужно ждать возврата денежных средств, а получив финансирование у фактора, можно направлять эти ресурсы, например, на закупку новой продукции.
Факторинг позволяет ликвидировать кассовые разрывы, возникающие у поставщиков при отгрузках товара покупателю на условиях отсрочки платежа, При этом для получения финансирования не требуется оформления материального залога – обеспечением являются сами права требования к дебитору, которые уступаются фактору. Помимо финансирования клиент получает услуги по учёту состояния дебиторской задолженности, своевременному контролю поступления денежных средств от дебитора и оценке его платёжеспособности
Вот и выходит, что в нынешних условиях факторинг, как вариант беззалогового краткосрочного финансирования, – это зачастую единственный источник пополнения оборотного капитала для десятков тысяч российских компаний, осуществляющих поставки товаров и услуг с отсрочкой платежа.
Факторинг сейчас всё же ориентирован на бизнес с большими оборотами. Ряд банков на рынке устанавливает «потолки» средних поступления платежей от дебиторов. Однако если компания просто переуступит дебиторку и не увеличит при этом объём отгрузок, она просто потратит средства на выплату вознаграждения фактору.
Некоторые факторинговые компании для ускорения внедрения факторинга, отладки механизма управления платёжной дисциплиной дебиторов, их перевода на факторинговое обслуживание и постановки системы документооборота, разработали рекомендации для новых компаний желающих перейти на факторинговое обслуживание.
Во-первых, рекомендуется заранее сообщить письменно всем дебиторам, передаваемых на факторинг, о заключения договора факторингового обслуживания, о том, что произошла уступка денежных требований с указанием новых платёжных реквизитов финансового агента.
Во-вторых, после установки специализированного программного обеспечения, предоставляемого финансовым агентом, для контроля (в том числе в режиме реального времени) за дебиторской задолженностью, статистикой платежей дебиторов, перечисленными суммами финансирования и удержанными фактором комиссионными вознаграждениями финансовым агентом, необходимо назначить ответственных сотрудников (в финансовой службе компании, и в отделе продаж), которые будут контактировать с финансовым агентом в процессе обслуживания по факторингу.
В третьих, организовать своевременную передачу факторинговой компании – по мере возникновения дебиторской задолженности – отгрузочные документы для получения финансирования.
Сейчас факторинговый рынок ещё свободен и готов принимать новых игроков. Любой новый игрок – это усиление конкуренции, а последняя всегда способствует росту эффективности и ведёт к улучшению сервиса и условий для клиентов факторинга. Пока конкуренция проявляется в борьбе за клиента в основном путём снижения ставок. Но как показал кризис, в итоге такой демпинг не всегда приносит компании пользу. Чтобы выжить на этом рынке необходимо выпускать новые продукты и улучшать качество обслуживания. Привлекательными для клиентов также являются компании, которые дают хорошие отсрочки. При прочих равных условиях товар купят у того, кто даёт большую отсрочку. Отсрочку надо финансировать, а лучший инструмент такого финансирования – факторинг
Кто же кроме уже существующих, переживших кризис компаний может в ближайшее время прийти на этот рынок. По мнению экспертов это могут быть факторинговые компании, принадлежащие российским государственным банкам и иностранные факторинговые компании.
«Окологосударственные» факторинговые компании в будущем могут составить определённую конкуренцию на рынке факторинга, так как имеют поддержку от. государственных банков в виде дешёвого фондирования. Такими могут быть, например, компания «ВТБ Факторинг»., а также компании от других государственных банков. О желании работать на этом рынке заявлял также Сбербанк РФ. Пока же такие компании не занимают на факторинговом рынке нишу, соответствующую весу государственных банков в финансовой системе страны. Факторинг – это весьма сложный продукт, и его развитие с нуля требует массы усилий и времени. Для создания и дальнейшей эффективной работы по оперативному обслуживание клиентов таким компания требуется определённое время и наличие квалифицированных кадров. Для привлечения клиентов необходимы не только предоставление капитала, но и стоимость финансирования, качество и быстрота обслуживания и соответствующая продуктовая линейка. К тому же государственным компаниям придётся перестраиваться на работу с малым и средним бизнесом, на который нацелен в основном факторинг.
Но потенциал развития у таких компаний огромный, и в ближайшее время они смогут составить конкуренцию существующим компаниям.
Конкуренцию российским факторинговым компаниям могут в ближайшее время составит иностранные компании с более дешёвыми финансовыми ресурсами с высоким качеством обслуживания, широкой продуктовой линейкой С отменой лицензирования факторинговой деятельности сделать это стало проще.
Доля международного факторинга в России сейчас составляет от общего оборота рынка только около 1 %. В развитых странах Европы этот показатель достигает 10–15 %. Испании, например, международный факторинг принес в 2008 г. 6 млрд евро, а России – почти в 40 раз меньше, всего 150 млн евро. По итогам прошлого года рынок международного факторинга в России ещё больше сжался: оборот только по двухфакторным сделкам в рамках ассоциации Factors Chain International (FCI) снизился в 4,5 раза. Этому способствовали кризис и отказ зарубежных страховщиков от работы с российскими рисками.
Международный факторинг преследует те же цели, что и внутренний, – удовлетворить потребности клиента в оборотных средствах. А отличается он от классической схемы в первую очередь тем, что позволяет компаниям, ведущим активную внешнеторговую деятельность, получать финансирование под сделки с иностранными партнёрами. Особенно заинтересованы в факторинговых услугах организации, работающие в высококонкурентных сегментах рынка. Чаще всего это торговля товарами народного потребления.
Международный факторинг может быть экспортный и импортный. Экспортный факторинг позволяет клиентам: сокращать кассовые разрывы, пополнять оборотный капитал, увеличивать объёмы продаж в условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам и страховать кредитные, валютные и инфляционные риски.
Экспортный факторинг используют в основном компании-экспортеры. В России это, как правило, компании, чья готовой продукция идёт на экспорт в страны СНГ или сырьё в страны дальнего зарубежья.
В рамках экспортного факторинга у нас в стране преобладает однофакторный, экспортный факторинг. Это простейший продукт для сопровождения экспортных операций (преимущественно в страны СНГ), когда поставщик из России получает от российской факторинговой компании финансирование поставок в адрес иностранного покупателя.
Импортный факторинг чаще всего используют клиенты, чьи поставщики не хотят работать с длительной отсрочкой платежа либо вообще требуют предоплату. Для российских импортеров такая ситуация хорошо знакома, поскольку страновые риски России в настоящий момент оцениваются как достаточно высокие.
Данный продукт позволяет иностранным факторинговым компаниям обслуживать экспортные поставки своих клиентов в Россию без риска потерь, а российским импортерам это даёт возможность получать от иностранных поставщиков отсрочку платежа без необходимости предоставлять банковские гарантии или открывать аккредитивы.
Чтобы заниматься международным факторингом, надо быть членом как минимум одной из двух международных факторинговых ассоци аций – FCI и International Factors Group (IFG). При вступлении в ассоциацию, факторинговая компания принимает правила проведения международных факторинговых сделок, получает доступ к надёжной системе электронных сообщений между факторами – своего рода факторинговый SWIFT.
Россия в этих двух ассоциациях представлена девятью факторами. Членами IFG на данный момент являются пять компаний — Металлинвестбанк, Русская факторинговая компания, НФК, «Кофас Рус Сервисез Компани» и «ВТБ Факторинг». В FCI состоят: Промсвязьбанк, Газпромбанк, ЮниКредит Банк, «Банк Сосьете Женераль Восток» и НФК – единственная компания в России, которая является членом двух факторинговых ассоциаций одновременно.
Наиболее серьёзные обороты по международному факторингу у Промсвязьбанка. Так, например, по данным FCI, оборот этой кредитной организации в 2008 г. был равен суммарному обороту национальных рынков факторинга Хорватии, Болгарии, Сербии, Словении и Люксембурга (всего 30 компаний).
Рассматривать перспективы развития рынка международного факторинга целесообразно в разрезе импортного и экспортного факторинга, это разные продукты для разных клиентских сегментов.
На данный момент доля экспортного факторинга в общем объёме экспорта не достигает и 1 %. Основной препоной для развития экспортного факторинга остаётся сырьевой характер российской экономики, а факторинг в первую очередь призван обслуживать компании, производящие и реализующие товары с высокой степенью обработки.
Кроме того, ограничением, как считают эксперты, является сложное валютное законодательство. В частности, требования о репатриации валютной выручки на счета, открытые в уполномоченных банках, и требования по обязательному ведению паспортов сделок. В конечном итоге экспортерам в принципе затруднительно работать на условиях отсрочки платежа вне зависимости от того, используют они факторинг или нет. Например, если экспортёр работает с отсрочкой платежа и его иностранный покупатель своевременно не оплачивает поставку, то на него может быть наложен административный штраф до 100 % от невозвращенной валютной выручки. Одновременно очень сложной является процедура уступки денежного требования, номинированного в иностранной валюте, учитывая наличие такого механизма, как паспорт сделки.
Сложность развития импортного факторинга в том, что большая часть импортеров в России – посредники; это затрудняет возможность работы с ними как с дебиторами, поскольку они не гнушаются использовать серые схемы и офшорные механизмы. К непрозрачности отечественного бизнеса, также добавляется плохо прогнозируемая ситуация с прохождением товара через таможню, а ещё – настороженное отношение зарубежных банков и факторов к России.
Однако все эксперты, считают, что, несмотря на все эти сложности, потенциал для развития российского рынка международного факторинга есть, и по мере развития инфраструктуры этот сегмент будет лишь набирать обороты.