Руководство GRI по отчетности: необходимость о готовность применять
Сегодня термин «устойчивое корпоративное развитие» (corporate sustainability -SC)и «корпоративная социальная отчетность» (corporate social reporting -CSR) прочно вошли в список понятий, которыми уже оперируют российские компании, на практике применяя их при подготовке годовых отчетов как инструментов коммуникации с заинтересованными сторонами, так называемыми «стейкхолдерами».
Одним из инструментов открытой отчетности компаний о своем социальном и этическом поведении перед обществом является GRI — «глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative).
Термин «открытая отчетность» подразумевает инициативу компаний любого масштаба в добровольной форме продемонстрировать широкому кругу заинтересованных сторон свою практическую приверженность принципам устойчивого развития.
Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) была создана в 1997 году Коалицией за экологически ответственный бизнес. Первый проект GRI в области устойчивого развития, содержащий набор критериев, на основе которых строится отчетность по экономической, экологической и социальной результативности компаний, прошел испытания более чем в 20 компаниях.
- 2000 год — выпущена первая версия «Руководства GRI по отчетности в области устойчивого развития».
- 2002 год — GR1 становится независимой организацией, выходит вторая версия Руководства GRI.
- 2002 год — GRI признана ООН как самостоятельная инициатива в рамках Глобального пакта.
Руководство GRI предназначено для организаций любых типов и масштабов — коммерческих и некоммерческих, государственных и частных, производственных и работающих в сфере услуг. Рекомендации Руководства GRI не являются специфичными для какой-либо отрасли экономики. Применение Руководства GRI добровольное.
Руководство GRI призвано:
- предложить принципы отчетности и содержание отчетов организации в области устойчивого развития;
- помочь организациям в формировании сбалансированной картины их экономической, экологической и социальной результативности;
- содействовать подготовке сопоставимых отчетов разнообразных организаций;
- способствовать оценке результативности организаций в области устойчивого развития в соответствии с критериями, задаваемыми отраслевыми кодексами, стандартами результативности и добровольными обязательствами;
- служить инструментом, способствующим расширению взаимодействия с заинтересованными сторонами
Руководство GRI не является:
- кодексом или набором принципов поведения;
- стандартом результативности;
- описанием системы менеджмента;
- инструкцией по разработке внутренней системы управления данными и подготовки отчетов в организации;
- методологией подготовки отчетов, мониторинга или верификации отчетов.
На сегодняшний день более 700 организаций из более чем 50 стран выпустили отчеты в области устойчивого развития на основе Руководства GRI. Сегодня Руководство GRI используют в качестве подхода к отчетности сотни корпораций, например, Ford Motors, Shell, British Airways ВТ, Avon, Kesko и Siemens. В России первой компанией, выпустившей отчет в 2003 году в области устойчивого развития в соответствии со Стандартом АА1000 и с использованием элементов Руководства GRI, является «ВАТ Россия».
Что дают стандарты GR1 компаниям? Что они могут дать российским компаниям?
Российский Союз промышленников и предпринимателей выступил с инициативой перед российскими бизнесменами внедрить в своих компаниях международную систему отчетности с использованием Руководства GRI.
Что дают стандарты GRI компаниям?
Преимущества от отчетности при использовании Руководства GRI:
- стимулирует внутренние улучшения в организации;
- создает реальные условия для диалога с заинтересованными сторонами;
- позволяет принимать более обоснованные долгосрочные стратегические решения;
- дает дополнительные конкурентные преимущества на перспективных рынках;
- привлекает и удерживает персонал;
- укрепляет доверие инвесторов, клиентов и потребителей;
- облегчает управление рисками и защищает репутацию.
Организации, приступая к подготовке отчета по рекомендациям GRI, должны начать свою работу на основе Руководства GRI.
Подготовка отчетности в области устойчивого развития с использованием Руководства GRI в качестве подхода к отчетности может быть построена на основе «пошагового» планирования.
Говорить о выпуске компаниями отчетов по устойчивому развитию в полном соответствии с Руководством GRI сегодня для российского бизнеса преждевременно. Для настоящего момента развития диалога бизнеса и общества более подходит термин с «использованием элементов GRI», т.е. неформальный подход или частичное следование принципам отчетности и/или требованиям Руководства к содержанию отчета. Например, при подготовке первого социального отчета или включении соответствующей его части в годовой отчет, организации могут использовать лишь часть показателей результативности (часть С Руководства), не объясняя при этом причины исключения каждого из пропущенных индикаторов.
Организации, применяющие поэтапный или неформальный подход, вправе ссылаться на GRI в своих отчетах. Такая ссылка должна включать описание того, как Руководство GRI повлияло на подготовку отчета. Но организации не вправе использовать термин «соответствие», если она не выполнила все условия соответствия.
Сейчас все большее распространение получают различные инструменты, призванные помочь организациям в управлении их экономической, экологической и социальной результативностью. Они создаются в различных Формах, GRI представляет собой методологию внешней отчетности и дополняет другие инструменты и практические методы.
Для российского бизнеса сегодня характерно «постепенное внедрение принципов GRT» в годовые отчеты и отчеты в области устойчивого развития. Примерами таких компаний являются участники сегодняшней конференции — победители шестого ежегодного конкурса годовых отчетов компаний и лидеры представления социальной отчетности в России — «БАТ Россия», РКС, ЛУКОЙЛ.
Какие конструктивные элементы GRI компания может использовать уже сейчас в том случае, если она пока не хочет по каким-либо причинам участвовать в инициативе?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Сам принцип добровольной открытой инициативы при подготовке и выпуске социальных отчетов, на котором основано Руководство GRI, позволяет организациям самим определять «допустимый уровень» использования элементов GRI, определяя тем самым и приемлемый для организации механизм создания уверенности у заинтересованных сторон в качестве социального отчета или, иными словами, его верификацию третьей независимой стороной.
Каких действий потребует полное внедрение GRI?
Отчетность с использованием так называемого статуса «в соответствии» с Руководством GRI (т.е. выполнение всех условий, обеспечивающих полное соответствие отчета требованиям Руководства — reporting in «Accordance» with the Guidelines) — это возможный вариант, а не обязательное требование GRI. Это механизм отчетности для организаций, имеющих высокий уровень отчетности и желающих позиционировать себя как лидеров в этой области. По данным GRI, на сегодня чуть более 40 компаний в мире выпустили один или более социальных отчетов «в соответствии» с Руководством GRF.
Надо ли сегодня говорить о социальном аудите или, что более точно, верификации или Assurance социальных отчетов?
В настоящее время аудит нефинансовой информации не является обязательным законодательным требованием для компаний, публикующих социальную и экологическую отчетность. Но для заинтересованных сторон более значим отчет, верифицированный независимой внешней организацией. В настоящее время BVQI обладает хорошим потенциалом для выполнения верификации или Assurance социальных отчетов — подготовлено 11 квалифицированных аудиторов. Аудиторы BVQJ применяют специальные инструменты качественной оценки процесса социальной отчетности с использованием принципов GRI и стандарта Верификации отчетов АА1000 AS, а также требования Международных стандартов по проведению аудитов (IAF). Для количественной оценки соответствия процесса социальной отчетности BVQI использует специальный инструмент VeriSEAAR.
В России BVQI имеет в настоящее время три действующих контракта по верификации процесса социальной отчетности компаний: БАТ Россия, РКС и ЛУКОЙЛ, Информация о процессах социальной отчетности содержится на сайтах компаний.