Финансовая отчетность и взаимоотношения с инвесторами/акционерами
В последнее время нефтяная отрасль стала объектом бесконечных пересудов, дебатов и критики. Необычайно важная роль нефтяных и газовых компаний взбудоражила весь мир. Наибольшее внимание приковали к себе методы финансового учета и способы предоставления дополнительной информации, которые используются фирмами, специализирующимися в области добычи нефти и газа. Большинство пользователей финансовых сведений чувствовали, что отчеты, составленные в соответствии с нормами GAAP, не отражают истинную рыночную стоимость активов нефтяных компаний. Инвесторы не могли определить, выдержат ли их вложения испытания рынком и временем.
Нефтегазовыекомпании отлично понимают значение связей с общественностью. Предназначенные широкой публике сведения об экономических и социальных вопросах формируют общественное мнение о корпорации. Реакция общества, как положительная, так и отрицательная, влияет на рынок, а следовательно, на доходы компании И ее рыночную стоимость. Настоящая глава посвящена проблемам связи нефтяных и газовых компаний с внешним миром посредством «прозрачной» финансовой отчетности и поддержания благоприятного мнения о себе в инвестиционных кругах.
SFAS 69*. Предыстория
Наиболее ценные активы нефтегазовых компаний – запасы углеводородов – нельзя непосредственно увидеть и зафиксировать в учетной документации. К 1982 году SEC и FASB разработали ряд мер, направленных на адекватное отражение реальной стоимости запасов нефти и газа. Однако отсутствие стандартов и неспособность SEC и FASB выработать общие рекомендации привели к тому, что добывающие компании создали несколько методов отчетности на основе принципов GAAP и правил составления отчетов.
В 1975 году в ответ на охватившую общество панику в связи с временными трудностями снабжения нефтепродуктами Конгресс Соединенных Штатов принял Закон об энергетической политике и энергосбережении (Energy Policy and Conservation Act of 1975, ЕРСА). Этот документ подготовил почву для ужесточения требований о предоставлении информации к нефтяным и газовым компаниям со стороны государственных и общественных органов, разрабатывающих стандарты учета.
Финансовый учет, условие прозрачности документации и нормы отчетности, возникнув из свода неформальных правил, превратились в систему многочисленных требований к раскрытию деловой информации. Ни в одной отрасли американской промышленности об этих нормах никто раньше и не подозревал. Более того, FASB и SEC распространили требование прозрачности на привилегированные «пограничные» области учета в рамках современной системы.
Как нефтегазовые компании, так и специалисты-бухгалтеры включение в отчетность объема запасов природного сырья восприняли сначала без особого энтузиазма. Особенно прохладное отношение вызвало требование отражать стоимостную оценку запасов в публикуемых финансовых отчетах, предназначенных для общего пользования. В качестве аргумента противники новшеств ссылались на трудности количественной оценки запасов разведанных месторождений. Нельзя не признать, однако, что на их точку зрения повлиял профессиональный скептицизм бухгалтеров относительно целесообразности оглашения объема запасов.
Учет признанных запасов
Для того чтобы найти способ адекватного отражения реальной стоимости активов в виде нефти и газа, рассматривали несколько методов. В ответ на запрос SEC в 1978 году FASB развернуло программу финансовой отчетности № 19, получившую название «Учет признанных запасов» (Reserve Recognition Accounting, RRA), целью которой являлось признание стоимости запасов месторождения, принадлежащего компании, в качестве активов. Кроме того, прирост доказанных запасов не только признавался, но и включался в доходы как прирост прибыли.
Первоначально SEC видела в RRA альтернативу методам бухгалтерского учета FC и SE. Однако новый метод использовался как источник дополнительной информации только на протяжении испытательного срока – с января 1979 по ноябрь 1982 года. Заявлением № 25 от февраля 1979 года FASB приостановило действие системы RRA, кроме требований о дополнительной информации, регламентированных FASB № 19. Была признана невозможность замены FC и SE на RRA прежде всего из-за неточности оценки запасов. Тем не менее SEC, проникшись важностью такой оценки, заявила, что, если бы FASB не включило это требование в свои нормативы, она ввела бы его самостоятельно.
Окончательно FASB завершило создание системы дополнительной отчетности 28 сентября 1982 года опубликованием SFAS № 69. Комиссия по ценным бумагам и биржам отказалась от метода учета признанных запасов и согласилась с нормами и правилами дополнительной отчетности, предложенными FASB, начиная с 15 декабря 1982 года.
Основным результатом совместных действий стало создание «стандартной оценки нефти и газа», или SMOG («the standartized measure of oil and gas»). Она практически идентична иногда используемой стоимости запасов по SEC или стоимости учтенных признанных запасов. Эту информацию должны предоставлять открытые акционерные компании, специализирующиеся на добыче нефти и газа и удовлетворяющие хотя бы одному приведенному в SFAS № 69 критерию.
- Доходы от добычи нефти и газа с учетом доходов от их реа лизации независимым покупателям, продаж и транспорти ровки другим структурам компании составляют не менее 10% от совокупных доходов фирмы в данной отрасли.
- Результаты добычи нефти и газа за вычетом налога на при быль составляют не менее 10% от наибольшего показателя:
а) общей операционной прибыли от всех прибыльных сег ментов отрасли;
б) общих операционных потерь всех убыточных сегментов отрасли;
в) учитываемых активов во всех сегментах отрасли.