Повышение доходности кредитного портфеля банка напрямую зависит от грамотного управления кредитными рисками. И именно скоринговые системы позволяют снизить риски без потери доходности, предложив ответ на ключевые вопросы: насколько проблематичной будет работа банка с конкретным заемщиком, какое значение кредитного лимита установить, и вернет клиент кредит или нет.
В 1941 г. Дэвид Дюран впервые применил методику классификации кредитов на «хорошие» и «плохие». Он определил не только группы факторов, позволяющие максимально определить степень кредитного риска, но и коэффициенты, характеризующие кредитоспособность частного клиента. Таким образом, заемщик, который преодолел пороговое значение, набрав достаточное количество баллов, потенциально мог получить запрашиваемую сумму. Идея Дюрана получила продолжение — вскоре в Сан-Франциско образовалась первая консалтинговая фирма в области скоринга Fair Issac, а несколько позже, с появлением новых массовых кредитных продуктов (кредитных карт), к идее скоринга обратились все финансовые учреждения США.
По сути, скоринг является методом классификации совокупности заемщиков на различные группы, когда необходимая характеристика не известна, однако, известны другие характеристики, которые каким-либо образом коррелируют с интересующей. На практике, в зависимости от задач анализа заемщика, кредитный скоринг включает application-скоринг — оценку кредитоспособности претендентов на получение кредита (скоринг по анкетным данным используется в первую очередь), behavioral-скоринг — оценка вероятности возврата выданных кредитов (поведенческий анализ), а также collection-ско-ринг — оценка возможности полного либо частичного возврата кредита при нарушении сроков погашения задолженности (расчет рисков по портфелю).
Известные сегодня разработки SAS, KXEN, Experian, SPSS, EGAR — это не специализированные программные средства для скоринга, а универсальные аналитические инструменты (Data Mining), так называемое «интеллектуальное ядро», которое можно в том числе использовать и для построения собственных скоринговых моделей. Поэтому, в более полном понимании, скоринговая система изнутри представляет собой сложную систему автоматизации выдачи потребительских кредитов в банковских отделениях, торговых точках, через интернет, которая в качестве аналитического ядра использует решение одной из известных компаний-разработчиков.
Сам по себе скоринг — это не только работа с определенными скоринго-выми моделями, но и построение скоринговой инфраструктуры. Так, во многих Data mining продуктах результат анализа статистических данных (матмо-дель) можно сохранить в виде программного кода, а его вставить в банковское программное обеспечение. То есть, под скоринговой системой подразумевают специальное программное обеспечение, с помощью которого можно рассчитать необходимый показатель на основе исходных данных (рисунок). Скоринговая карта — это набор утвержденных банком определенных характеристик и соответствующих весовых коэффициентов (в баллах).
Скоринговых карт в банках обычно несколько, поскольку они сильно зависят от кредитных продуктов. К примеру, под недвижимость необходима одна карта, а на покупку автомобиля уже совершенно другая. По мнению экспертов, можно использовать и одну общую карту, однако это неудобно для пользователей. Моделей также почти всегда несколько. Обычно заявка на кредит проходит через большое количество моделей, причем для разных категорий лиц могут применяться различные модели даже на одной скоринговой карте.
В процессе эксплуатации скоринговой системы важен мониторинг качества и эффективности работы скоринговой модели. Обычно именно здесь специалисты видят одну из основных проблем кредитного скоринга
Упрощенная модель работы скоринговой системы
ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРИНГА И ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ
Одной из основных трудностей известных скоринговых систем, как и всех технологических решений в сфере core banking, является плохая адаптируемость. Дело в том, что с течением времени могут меняться условия, в которых функционирует заемщик. А значит, скоринговые модели необходимо актуализировать на наиболее «свежих» клиентах, периодически перепроверяя и, при необходимости, разрабатывая новую модель, как для различных периодов времени, так и для различных регионов. В Западной Европе новая модель разрабатывается в среднем раз в полтора года. В условиях Украины максимальным периодом будет полгода-год. Период между заменой модели может изменяться в зависимости от конъюнктуры рынков и стабильности экономики в это время.
Для адаптации скоринговой модели специалисту финансового учреждения необходимо определить коэффициенты для различных факторов, характеризующих кредитоспособность частного клиента. А значит, аналитик должен быть в состоянии оценить текущую ситуацию на рынке. Результатом работы будет набор факторов с весовыми коэффициентами и пороговое значение (балл отсечения), которые являются весьма субъективным мнением и зачастую являются статистически необоснованными.
Преодоление таких ограничений скоринга решается с помощью инструментов Data minig. Наиболее распространенным методом автоматического анализа данных является построение дерева решений. Поставщики решений уверены: для того чтобы получить обоснованные выводы, не обязательно быть статистиком. К примеру, AnswerTree (продукт SPSS) автоматически строит дерево, позволяя на базе диалоговых окон даже неподготовленному пользователю начать работу с программой. Сам AnswerTree автоматически просеивает данные и находит статистически значимые группы.
С помощью интуитивно понятных древовидных диаграмм, графиков и таблиц программа самостоятельно сегментирует данные, при этом аналитику необходимо лишь указать целевую переменную, переменные-предикаторы и выбрать алгоритм построения дерева решений. Удобно, что древовидная диаграмма, которая похожа на блок-схему, позволяет визуализировать выделенные сегменты и закономерности в данных.
Для получения максимально достоверных результатов обычно рекомендуется обучить модель на подвыборке, а затем протестировать надежность на оставшихся данных. Насколько хорошо модель описывает данные, можно увидеть, переключаясь с обучающей модели на контрольную. Представить результаты анализа можно в любом формате, к примеру, вывести информацию по каждому узлу в виде таблицы или графика.
Правильно построенное на данных прошлых периодов дерево решения обладает еще одной очень важной особенностью, а именно, «способностью к обобщению». Это означает, что если возникает новая ситуация, можно с достаточно большой долей уверенности сказать, что вновь обратившийся заемщик поведет себя так же, как и те заемщики, характеристики которых схожи с характеристиками новых клиентов.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА
Критерии выбора скоринговой системы напрямую зависят от задач. Большинство украинских банков воспринимают скоринг довольно узко, как процесс математического расчета скорингового балла на основе введенных данных. При этом часто роль скорин-говых систем нивелируется до уровня «скорингового калькулятора». А ведь скоринговый комплекс можно использовать не только для полной автоматизации работы инспекторов, но и для решения других важных задач — работы с «плохими кредитами», оптимизации маркетинговых кампаний и сегментации клиентской базы, борьбы с мошенничеством, анализа технических сбоев и управления ликвидностью.
Помимо определенности в том, нужен ли кредитной организации просто «скоринговый калькулятор» или автоматизация всего бизнес-процесса скоринга, важную роль играют также:
- известность бренда (для банков, делающих ставку на рост капитализации);
- гибкость системы (возможность сохранения формата карты при корректировке методики расчета балла, и в более широком смысле слова «гибкость» — при интеграции в информационную среду банка, учета украинской специфики и другое);
- способность системы работать на малом объеме кредитных историй с возможностью получения удовлетворительного результата;
- применяемые статистические/математические методы;
- скорость внедрения системы;
- наличие поддержки.
Главным препятствием на пути внедрения каких-либо скоринговых систем, по мнению Яны Нидельской, начальника управления кредитных операций «Агрокомбанка», все-таки остается отсутствие накопленной информации. Лишь при этом условии можно говорить о высокой степени достоверности получаемых в результате данных. Использование же комплексных скоринговых систем на банковском рынке Украины целесообразно лишь для крупных системных банков, которые делают основной упор на розничное кредитование — когда оно поставлено на поток (в особенности ипотека и автокредитование).
ТИПЫ СКОРИНГОВЫХ СИСТЕМ
Скоринговая система традиционно состоит из модуля подготовки исходных данных, аналитического модуля и модуля отчетности.
Данные системы скоринга, могут быть трех типов. Первый тип — знания персонала кредитных отделов банков о конкретных типах кредитных продуктов (потребительских, авто и ипотечного кредитования) и своих клиентах. Второй тип данных — статистика по уже выданным кредитам, учитывающая «хороших» и «плохих» заемщиков. И, если банк не обладает ни одним из типов указанных данных — ни экспертными знаниями, ни статистикой выданных кредитов, модель, лежащая в основе системы скоринга, преимущественно строится на основе региональных и отраслевых данных.
Все фронт-офисные решения для автоматизации процесса потребительского кредитования в большинстве случаев представляют собой Web-приложения, что обеспечивает хорошую масштабируемость системы и простоту подключения к процессу выдачи кредитов новых отделений банка и представительств в торговых точках.
Есть предложения разработчиков скоринга для Украины, которые обеспечивают автоматизацию всего процесса (одновременно создание скоринговой карты и автоматизацию подачи заявки и процесса принятия решения). На рынке есть предложения западных поставщиков (часто дорогие брендовые решения, ориентированные на крупные банки) и украинских компаний-представителей (простые и дешевые расчетные системы-«калькуляторы», где учтена специфика отечественного рынка).
Наиболее известными западными скоринговыми системами сегодня являются SAS Credit Scoring, EGAR Scoring, Transact SM (Experian-Scorex), K4Loans (KXEN), Clementine (SPSS). Среди разработчиков из СНГ — BNS, Basegroup Labs. Наиболее серъезными и дорогими являются решения SAS (около 200 тыс. дол.), достойными также считаются разработки KXEN (около 30 тыс. дол.).
Практически посередине ценового диапазона стоит предложение по скорингу компании EGAR Technology, которая, с одной стороны, является западным вендором, предлагающим скоринговую систему, использующую классические западные модели, с другой стороны,— это решение (EGAR Scoring) максимально адаптировано к украинским условиям и дополнено специальными подходами — например, макроэкономическим подходом к оценке кредитоспособности заемщика, учетом особенностей самих кредитных продуктов и другими возможностями.
Рассматривая различные скоринговые решения, корректно говорить о системах для западного рынка и о системах для украинского (российского) рынка, так как есть и западные поставщики, например, EGAR, которые предлагают версию скоринга, полноценно учитывающую украинскую (российскую) специфику.
Безусловно, системы для западного рынка значительно более функциональны, чем разработки для Украины или СНГ, но заставить их работать в отечественных условиях трудно: необходимо пройти сложный процесс внедрения, интеграции и адаптации.
Сравнивая западные и отечественные системы, необходимо заметить следующее:
1. Западные системы появились намного раньше, у них большой срок эксплуатации, соответственно большой объем кредитных историй, но эти истории не подходят для украинского рынка;
2. В западных системах нет инструментов (возможностей) для работы с малыми объемами кредитных историй (что необходимо для украинского рынка). Разработки в области классического скоринга позволяют работать с ограниченными объемами кредитных историй.
Еще одна особенность — большая разница между скоринговыми картами в зависимости от локальных рынков и для разных банковских продуктов. Соответственно, западные системы недостаточно гибки для отечественного рынка.
ИНТУИТИВНЫЙ СКОРИНГ
При реализации системы скоринга в Украине традиционно работает два подхода. Первый — классический (ретроспективный) скоринг на основе анализа исторических данных с применением современных математических методов, когда такой анализ позволяет выбрать самые значимые поля для анкеты заемщика и другие показатели.
Второй — это скоринг «по правилам», когда просто, например, экспертом, задаются правила оценки кредитоспособности, и программа автоматизирует этот алгоритм без применения каких-либо статистических методов анализа исторических данных.
Сегодня именно второй вариант чаще всего работает не только в средних и малых банках, но и во многих крупных. За последний год, однако, заметно активизировался спрос и на первый вариант, так как появились небольшие, но все-таки значимые объемы кредитных историй по некоторым рынкам.
К примеру, в «Агрокомбанке», как и в большинстве малых и средних банков, используется скоринговая система собственной разработки (с учетом опыта других банков). Это своего рода комплексная оценка, включающая ряд объективных и субъективных показателей. К объективным показателям относятся финансовые показатели деятельности предприятия, а основные направления в оценке по объективным показателям традиционно регламентируются 279 Постановлением Национального банка («
о порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь по кредитным операциями банков»). Что касается субъективных показателей — здесь гораздо больше свободы выбора, и банки обычно используют такие факторы, как кредитная история, репутация, территориальное размещение, объем и качество обеспечения.
В крупном банке «Надра» также используют скоринг «по правилам». По словам Андрея Шутова, и. о. директора департамента риск-менеджмента банка «Надра», скоринго-вая система, используемая «Надра»,— это авторская разработка собственных специалистов, которая была создана при участии финансовых консультантов из других стран. Система проста: клиент предоставляет банку минимальный пакет документов — информация заносится в систему — система суммирует данные и дает ответ, указывая степень банковского риска в каждом конкретном случае.
В качестве фактора, который обозначает доминирование скоринга «по правилам», в Украине можно отметить и малое распространение в банковской среде статистических пакетов типа SPSS и SAS. Ведь, не так уж много требуется, чтобы начать анализировать своих клиентов,— ретроспектива прошлых клиентов и статистический пакет.
Ожидается, что в ближайшие несколько лет именно на системы статистического скоринга («скоринг по правилам», «макроэкономический скоринг») будет расти спрос по мере накопления достаточного количества кредитных историй («скоринг по правилам», скорее всего, будет применяться для ипотеки).
В «Дельта-банке», по информации Андрея Ладановского, начальника управления рисками, используются скоринговые карты, разработанные экспертами банка. Работа происходит следующим образом: берутся существующие кредиты с негативной и позитивной кредитной историей, статистическими методами выделяются показатели, которые влияют на кредитную историю, каждому показателю присваивается определенный вес в общей оценке. Соответственно, анкета клиента проходит через систему автоматических проверок на целостность заявки. В результате заемщику автоматически присваивается определенный внутренний рейтинг, что определяет условия кредитного договора.
На текущий момент наиболее эффективным является сочетание нескольких методов скоринга статистического и скоринга «по правилам». Тот факт, что в системе реализованы инструменты, которые позволяют совместить статистический подход и «скоринг по правилам», а также учесть региональную специфику рынка и кредитных продуктов, позволяет говорить о том, что ее можно эффективно использовать в странах с развивающейся экономикой — в России, Украине и Казахстане.
По данным экспертов, у «Райффайзенбанк Украина» (теперь ОТР) также была система, разработанная внутренними ресурсами. Банк «Ренессанс» использует разработку на базе Fair Isaak. Среди отечественных банков, занятых в рознице, уже намечается тенденция к переходу на именитых поставщиков.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫМИ АКТИВАМИ
Одна из интересных возможностей, которая открывается перед кредитной организацией с внедрением эффективной системы кредитного скоринга — это участие в торговле портфелями проблемных активов. 2004 год в Европе ознаменовался бумом продаж сомнительных кредитов иностранным инвесторам. Так, Morgan Stanley приобрел портфель сомнительных кредитов итальянского Banca Nazionale del Lavoro на сумму 430 миллионов евро. Чуть позже Dresdner и Hypo Real Estate также провели реструктуризацию портфелей и реализовали их иностранным покупателям.
В качестве причин активности на рынке NPL (проблемных кредитов) аналитики сходны рассматривать высокую конкуренцию и насыщение кредитных рынков Европы, более жесткие требования рейтинговых агентств и новых нормативов Базель 2, а также давление со стороны собственников. Во многом из-за этого продажа части, а то и всего портфеля NPL считается рациональным выходом для банковских учреждений, так как позволяет улучшить способность к возврату средств без ухудшения возможностей генерирования будущих денежных потоков.
Иными словами, когда показатель проблемных кредитов превышает некий допустимый уровень, их уже весьма невыгодно держать на балансе банка, даже если они гипотетически способны возвращать позитивный результат.
Управление проблемными активами потенциально может рассматриваться как выгодный бизнес также и на уровне украинских кредитных организаций. Средний показатель сомнительной задолженности по потребительским кредитам сегодня находится на уровне 7-12% от кредитного портфеля украинских банков. Однако, по мнению экспертов, это далеко не «мертвые» кредиты, ведь некоторые заемщики просто забывают или не успевают вовремя сделать погашение. По словам Андрея Ладановского, «плохой кредит» не всегда однозначно отрицательное явление, так как теоретически самым выгодным клиентом является тот, который платит весь долг с просрочкой, погашая еще и штрафные начисления. Кроме того, важно учитывать диверсификацию по типам кредитования — задолженность по потребительским кредитам и по ипотеке отличается в разы, впрочем, как и средняя доходность по данным видам продуктов.
Единственная проблема, которая сегодня является весомой преградой в деле секью-ритизации и торговле банковскими активами — это отсутствие в украинских банках опыта реструктуризации кредитной задолженности. Согласно доступной статистике, профессиональных мошенников в общей структуре задолженности отечественных банков пока около 1,5-2%, но реального положения дел не знает никто. Таким образом, создание фондов, которые могли бы управлять сомнительной и безнадежной задолженностью украинских заемщиков, может оказаться бизнесом с большой долей риска.
В этих условиях наиболее вероятными покупателями «плохих кредитов» могут выступить скорее коллекторские компании, чем специальные фонды. Так, недавно на рынке появилась киевская «Credit Collection Group» (ССG), которая основывает свою деятельность на работе с просроченной задолженностью.
ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ СКОРИНГА
Сейчас, за некоторыми исключениями, ни у одного украинского банка нет действующей классической системы скоринга, а кредитоспособность заемщиков обеспечивается преимущественно собственными программными продуктами.
Такая ситуация объективна — намерение внедрить достойное скоринговое решение зачастую наталкивается на отсутствие необходимых исторических данных и возможности применить какой-либо статпакет. Поскольку вся доступная статистика содержится на бумаге и в кредитных делах экспертов, то для создания необходимого «кредитного кладбища» из 10-20 тысяч заемщиков может понадобиться мобилизация значительных ресурсов, на что сегодня готово далеко не каждое финансовое учреждение.
В ближайшее время развитие рынка кредитных продуктов для частных лиц в Украине по прогнозам будет определяться такими тенденциями:
- рост интереса к «классическому» скорингу будет происходить по мере накопления кредитных историй;
- крайне актуальной будет становиться задача улучшения качества кредитного портфеля;
- все более важным станет вопрос управления бизнес-процессом скоринга, а не просто «калькулятор»;
- в столице некоторые сегменты рынка прогнозируемо исчерпают себя (потребительское кредитование будет постепенно вытесняться кредитными картами);
- стоимость входа на рынок розничного кредитования резко увеличится, а значит, выйти на рынок новым игрокам станет сложнее.