Актуальность темы слияний и поглощений (M&A) и, что еще важнее, понимание необходимости управления процессами M&A особенно обостряются во время кризисных явлений в мировой экономике. Обусловлено это усилением конкурентных процессов и усложнением конкурентной борьбы на мировых рынках; тенденциями к перенакоплению капитала, вызывающими необходимость перераспределения активов от менее эффективных собственников к более эффективным; формированием стратегического подхода к реализации сделок M&A в условиях рыночного ценообразования на рынке корпоративного контроля. Рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание при принятии решения о проведении сделок корпоративных слияний и поглощений.
Сделки слияний и поглощений открывают перед бизнесом неоспоримые преимущества в сравнении со спектром возможностей органического развития, т.е. лежащих внутри самого бизнеса. Реализация сделок M&A позволяет в относительно короткие сроки успешно решать задачи как по расширению деятельности, так и по повышению ее эффективности, способствуя выходу компаний на новые рынки, укреплению рыночных позиций, увеличению добавленной стоимости, оптимизации и снижению затрат, устранению неэффективности управления, обеспечению доступа к передовым технологиям, эффективному инвестированию свободных денежных средств и т.д.
Однако, неся в себе широкий спектр стратегических возможностей и перспектив роста акционерной стоимости компании, сделки слияний и поглощений одновременно могут стать причиной и разрушительного эффекта для их участников.
Приведем пример. Согласно различным оценкам, только три сделки из десяти реализованных приносят добавленную стоимость их инициаторам в виде синергетических эффектов или укрепления рыночных позиций компании. Остальные завершаются неудачей и ведут к снижению эффективности бизнеса, несмотря на, казалось бы, очевидные мотивы и преимущества от сделки. Вместе с тем, по статистике финансовых консультантов, только две сделки из десяти инициированных имеют шансы на завершение, остальные «разрушаются» в течение длительного процесса реализации транзакции, который может продолжаться от трех месяцев до нескольких лет. Таким образом, проведя несложные арифметические подсчеты, приходим к выводу: только шесть сделок из 100 приносят их инициаторам желаемый результат, остальные влекут за собой немалые затраты, возникающие в ходе транзакции, и потерю стоимости в результате недооценки рисков и ошибок в управлении процессом сделки. При этом многие из незавершенных сделок могли бы нести в себе потенциальную добавленную стоимость при должном подходе к их реализации.
В период кризиса наблюдается падение как объема рынков слияний и поглощений, так и количества сделок. В частности, по данным обзора российского рынка слияний и поглощений за 2009 г., подготовленного специалистами компании «ФБК», в 2009 г. объем этого рынка сократился более чем на 57 %, составив около 41,91 млрд долл. США против 98 млрд долл. в 2008 г. Количество сделок с участием российских компаний также снизилось. В 2009 г. была заключена 731 сделка в 44 отраслях, что ниже показателя 2008 г. (775 завершенных сделок) на 5,68%. В то же время, по наблюдениям финансовых консультантов, число инициированных сделок не становится меньше, а причины падения рынка кроются в падении стоимости завершенных транзакций и снижении доли успешных сделок, так как на рынке появляется большое количество проблемных и низколиквидных активов. В этих условиях проблема управления эффективностью сделок M&A и необходимость профессионального сопровождения процесса транзакции приобретает особую актуальность.
Итак, главными причинами неудач при совершении сделок являются недооценка рисков, возникающих в процессе транзакции, а также ошибки управления ходом процесса. Большинство из них кроется в элементарном незнании самого процесса реализации сделки и непонимании назначения отдельных процедур и мероприятий. Таким образом, реализация возможностей развития бизнеса посредством сделок слияний и поглощений требует взвешенного, профессионального подхода в целях наиболее эффективного управления процессом транзакции и стоимостью, создаваемой в ходе сделки.
Ключевые факторы создания стоимости в процессе сделок слияний и поглощений
Для управления стоимостью в процессе реализации возможностей M&A необходима специальная проектная команда, обладающая необходимым опытом и знанием всех «подводных камней», возникающих в процессе работы над сделкой. Остановимся вкратце на основополагающих факторах создания стоимости в процессе осуществления сделок слияний и поглощений, на роли и задачах проектной команды по сделке, а также на возможностях и преимуществах профессионального консультанта по решению поставленных задач.
Обеспечение конфиденциальности процесса транзакции
Ограниченное распространение информации об участии компании в той или иной сделке, а также ключевых сведений о ее бизнесе среди узкого круга лиц является одним из основных требований собственников по организации сделки. Если это требование не соблюдается, инициатор сделки рискует тем, что информация о сделке «растечется» по всему рынку. Это может иметь нежелательные последствия как для самой сделки, так и для всего бизнеса компании.
Например, в случае с компанией, заинтересованной в продаже доли бизнеса в целях привлечения инвестиций в его развитие, важные сведения, составляющие коммерческую тайну, могут попасть в руки конкурентов; информация о грядущей продаже бизнеса может вызвать волнения среди персонала компании в связи с вероятной чередой увольнений после смены собственника, что, в свою очередь, может привести к снижению эффективности бизнеса и повышенной текучести кадров во время переходного периода. В случае с котируемой компанией преждевременное распространение информации о планирующейся сделке способно привести к череде спекуляций с акциями и непредсказуемым движениям их котировок, что может поставить под угрозу саму возможность совершения сделки и ее последующую эффективность.
Таким образом, сохранение конфиденциальности информации в процессе сделки — неотъемлемый фактор ее успеха. Профессиональный подход к управлению процессом транзакции заключается в поэтапном раскрытии информации, при этом любое ее раскрытие, начиная с разглашения названия компании — инициатора сделки, сопровождается подписанием соответствующего соглашения о конфиденциальности. По мере продвижения по этапам сделки детализация представляемой информации увеличивается, а круг ее получателей сужается, в результате чего обеспечивается минимизация сопутствующих рисков распространения лишних сведений.
В решении задачи обеспечения конфиденциальности консультант имеет неоспоримое преимущество, так как, во-первых, является нейтральной по отношению к бизнесу стороной, не вызывающей прямых ассоциаций с компанией (что важно, например, для случая, когда необходимо сохранить конфиденциальным название компании и личность ее собственника), во-вторых, в мелочах знает, как оптимальным образом организовать процесс информационного обмена и выстроить последовательность раскрытия данных, и, в-третьих, обладает знанием о рынке потенциальных покупателей или продавцов, что позволяет максимально ограничить круг получателей информации и минимизировать число лишних и потенциально рискованных действий.
Организация конкурентного процесса
Одним из главных факторов максимизации полезной стоимости для инициатора сделки (максимизации стоимости бизнеса при его продаже и минимизации стоимости приобретения в случае покупки) является наличие конкуренции между потенциальными контрагентами по сделке.
Формируемая конкурентная среда усиливает переговорные позиции инициатора сделки и расширяет набор опций и альтернатив по реализации транзакции. Данный подход позволяет продолжить переговоры с участником, предложившим наиболее выгодные условия, используя наличие конкурентной среды как фактор влияния в процессе переговоров, не исключая при этом возможности вернуться к переговорам с другими заинтересованными сторонами в случае неудачи.
При наличии единственного потенциального контрагента по сделке ее инициатор несет риски, связанные со слабой переговорной позицией и, как следствие, возможным давлением противоположной стороны по основным условиям и цене сделки (особенно когда в качестве партнера по сделке выступает крупный и влиятельный игрок), а также с безвозвратными потерями времени (обычно от 3 до 12 месяцев), денежных средств и необходимостью начинать процесс «с нуля» в случае срыва переговоров.
Иногда, когда речь идет о целенаправленных переговорах по сделке с конкретным покупателем или продавцом, создание конкурентной среды за счет привлечения финансового консультанта также не будет лишним, поскольку позволит держать контрагента «в тонусе» и избежать иных рисков.
Таким образом, опытный консультант за счет своего знания рынков капитала и устойчивых контактов с ключевыми игроками должен уметь организовать конкурентный процесс путем вовлечения в ход сделки дополнительных участников.
Создание эффективного «противовеса»
Вступая в сделку, ее участник должен понимать, что с большой вероятностью с противоположной стороны в процесс будет вовлечена команда профессионалов, включающая финансовых консультантов, специалистов в сфере оценки бизнеса, аудиторов, юристов и т.д.
Ключом к успеху мероприятия для инициатора сделки может стать формирование «противовеса» на своей стороне, а именно сильной проектной команды, способной «говорить на одном языке» с представителями команды «противника», спокойно и хладнокровно управлять процессом транзакции, не поддаваясь на давление и деструктивные действия противоположной стороны (а такие проблемы возникают неоднократно в ходе сделки).
Команда проекта должна иметь необходимые знания, касающиеся процесса сделки, быть разносторонне подготовленной по всем ее аспектам (финансовому, оценочному, юридическому, структурному, аудиторскому, налоговому, законодательному, информационному, техническому и т.д.), включать в себя специалистов в соответствующих профильных областях, обладать сильными переговорными навыками, в том числе на международном уровне.
При совершении трансграничных сделок этот набор компетенций будет особенно важен и может иметь решающее значение для всего процесса. Опытный консультант — в силу глобального характера своей деятельности и международного охвата — должен принимать в расчет и сглаживать соответствующие межкультурные различия в процессе ведения переговоров, по возможности привлекая к данной работе иностранных коллег в целях создания обстановки максимального доверия сторон.
Координация усилий всех участников сделки
Как уже отмечалось, процесс реализации сделки предполагает вовлечение проектной команды со стороны покупателя и продавца. Эти команды могут включать в себя специалистов различных профилей (привлекаемых как внутри компании, так и извне), а именно: финансовых консультантов, юристов, аудиторов, специалистов по налогам, представителей высшего менеджмента и технического персонала компаний — участников сделки и иных специалистов.
Действия всех вовлеченных участников необходимо интегрировать в единый процесс управления в соответствии с четким планом, осуществляя ежеминутную координацию. Только наличие единого координационного центра поможет наиболее эффективно провести процесс транзакции, минимизировав временнЫе рамки проекта, трудозатраты и финансовые издержки. Эту задачу можно поручить лишь опытному специалисту, знающему специфику и последовательность реализации процедур по сделке до мелочей.
Эффективное управление процедурами и процессом реализации сделки
Проект по реализации сделки не является линейным процессом и представляет собой целый комплекс процедур, работ и документов, которым необходимо непрерывно управлять. Пункты плана по реализации сделки могут иметь четырех – и даже пятизначную нумерацию, а сам процесс, включая выполнение необходимых подготовительных процедур, может растягиваться на годы. Любая мелочь может способствовать как разрушению стоимости, так и успеху всего проекта, поэтому важнейшими задачами консультанта являются правильная расстановка акцентов, структурирование набора отдельных действий по проекту в рамках единого плана и ежеминутный контроль над процессом совершения сделки.
Объективный взгляд со стороны
Ни для кого не секрет, что покупатель и продавец по-разному смотрят на бизнес, в том числе на вопросы оценки перспектив его развития, распределения выгод от сделки между ее сторонами и, как следствие, цены и условий сделки. Эти вопросы зачастую являются «камнем преткновения» в процессе реализации транзакции, разрушая добавленную стоимость для обеих сторон.
Целесообразность привлечения финансового консультанта к сопровождению сделки заключается в его объективном взгляде на ситуацию с позиций стороннего наблюдателя и вместе с тем профессионала. Задача консультанта — беспристрастно оценить факторы стоимости бизнеса, принимая в расчет, с одной стороны, безусловный императив максимизации полезности для клиента от сделки, а с другой — реальные рыночные условия, перспективы возникновения интереса к сделке со стороны участников рынка при заданных параметрах, оценки аналогичных сделок и компаний. В итоге цель работы консультанта по проекту заключается в нахождении баланса между двумя противоречащими друг другу составляющими одного процесса и сближении позиций сторон по сделке. Иначе сторонам будет сложно прийти к компромиссу, а сделка может стать нереализуемой и привести к напрасной трате времени и средств.
Ценность консультанта может заключаться и в том, что с учетом пожеланий клиента по реализации сделки, ее цене и основным параметрам, а также в зависимости от реальных рыночных условий он может разработать целый набор рекомендаций по предпродажной подготовке компании (речь идет о случае с продажей компании; аналогичное применимо и к сделке по приобретению). Зачастую эта услуга не требует каких-либо дополнительных издержек для клиента и оказывается в процессе предконтрактных переговоров, что дает собственнику бизнеса понимание факторов стоимости компании, необходимых подготовительных процедур и потенциальных синергий от сделки.
Охват рынка
В условиях кризисных явлений на внутренних рынках важным инструментом формирования конкуренции между потенциальными партнерами по сделке является вовлечение в процесс международных игроков с возможностью дальнейшей реализации трансграничных сделок, т.е. предполагающих участие компаний из различных стран и регионов мира. Такое вовлечение — неотъемлемая задача по управлению проектом, оно увеличивает шансы на финальный успех мероприятия, а иногда является единственным ключом к успеху. И эту задачу проще всего доверить консультанту, имеющему необходимый охват рынка как в географическом, так и в отраслевом аспекте, в том числе с возможностью включить в проектную команду зарубежных специалистов из международных компаний-партнеров.
Финансовая целесообразность привлечения консультанта
Принимая решение о целесообразности привлечения к процессу сопровождения транзакции финансового консультанта, необходимо сопоставить потенциальные выгоды и затраты от его участия в сделке. Сравнение можно провести по следующим позициям.
- Затраты на формирование собственной команды — стоимость услуг консультанта
Предпосылками для сравнения должны стать, во-первых, количественная потребность в специалистах в разных областях, во-вторых, определенные требования к компетенции соответствующих экспертов, включая знание процесса транзакции и опыт участия в аналогичных проектах, и, в-третьих, ограниченное количество соответствующих квалифицированных кадров на открытом рынке и, как следствие, их высокая стоимость.
Важно понимать, что команда проекта должна состоять из специалистов различных профилей, однако в погоне за экономией нередки попытки объединить все функции и работы по проекту в одном лице, что, как правило, приводит к неудаче. Таким образом, на наш взгляд, для успешного достижения поставленных в рамках реализации сделки задач необходимо сформировать целостную команду профессионалов. Вместе с тем работа над проектом может иметь дискретный характер и не требовать полного объема рабочего времени всех участников процесса, но стоит иметь в виду, что работа высококвалифицированных специалистов, привлеченных на рынке, должна будет оплачиваться в полной мере.
В случае с привлечением внешнего консультанта в издержках будут учитываться только непосредственно отработанные в рамках проекта человеко-часы, причем не обязательно в полном объеме, так как конечная цель консультанта — не компенсация текущих расходов, а получение вознаграждения за успех проекта по его завершении (по аналогии с бонусами проектной команды по результатам сделки).
Кроме того, в процессе сравнения необходимо учесть и ряд факторов нефинансового характера. В частности, в результате привлечения профессионального консультанта инициатор проекта получает готовую к решению задачи команду (а не совокупность разрозненных специалистов) и может избежать многих сопутствующих процессу рисков, таких как риск найма неквалифицированного и некомпетентного персонала, необходимость последующей интеграции и координации работы команды проекта, соответствующие потери времени и продуктивности.
Затраты на привлечение консультанта — потенциальные выгоды от реализации сделки
Объектами сопоставления в данном случае являются стоимость услуг консультанта, с одной стороны, и добавленная стоимость клиента от привлечения консультанта — с другой. Добавленная стоимость от потребления услуг консультанта может измеряться в виде премии или дисконта к цене сделки в случае продажи или приобретения бизнеса соответственно за счет организации конкурентного процесса и успешной реализации описанных ранее задач проектной команды. Как правило, вознаграждение консультанта по результатам проекта находится в пределах 1—5% суммы сделки в зависимости от ее размера. Вместе с тем в случае грамотной и продуманной организации конкурентного и переговорного процесса можно добиться премии или дисконта к цене сделки в диапазоне 10—20% или более.
Затраты на привлечение консультанта — возможные потери в случае неудачи проекта
Сопоставлению подлежат, с одной стороны, стоимость услуг консультанта и, с другой стороны, потери инициатора проекта в случае незаключения сделки. Эти потери могут измеряться в виде упущенного времени и безвозвратно утраченных конкурентных позиций компании, затрат, понесенных инициатором сделки в процессе ее подготовки, а также упущенных выгод от реализации сделки в виде возможных синергетических эффектов, потенциального повышения эффективности бизнеса и т.д. За время подготовки неудачной сделки ситуация на рынке может измениться кардинально, а потери могут быть безвозвратными и судьбоносными.
Безусловно, наличие консультанта по сделке не гарантирует финального успеха, поскольку в конечном счете заключение транзакции является переменной от множества субъективных факторов, не зависящих от консультанта. В данном случае обе стороны сотрудничества (клиент и консультант) принимают на себя определенные риски.
Клиент рискует понести все соответствующие потери в случае нереализации сделки, выраженные в потерях времени и денежных средств. Однако издержки на оплату труда консультанта в данном случае могут быть оправданы ценностью оказанных им промежуточных услуг. Так, в процессе работы над сделкой консультант проводит анализ факторов стоимости бизнеса и готовит соответствующую финансовую модель, выявляет и анализирует интерес к сделке со стороны потенциальных контрагентов на рынке, вырабатывает набор рекомендаций по реструктуризации бизнеса и подготовительным мероприятиям в преддверии сделки, формирует полный пакет документов, необходимый в процессе переговоров, который может быть использован клиентом в том числе и для последующей самостоятельной подготовки сделки.
Консультант, со своей стороны, всецело ориентирован на успешное завершение сделки в интересах клиента, так как основная часть его вознаграждения зависит от финального результата, а промежуточные платежи, как правило, не покрывают текущих издержек по работе над проектом.
Таким образом, в процессе подготовки сделки и консультант, и клиент авансируют определенный объем денежных средств, несут риски соответствующих потерь в случае неудачи сделки и одинаково заинтересованы в общем успехе совместного проекта.
Как выбрать «правильного» консультанта
Если решение о привлечении консультанта уже принято, необходимо определиться с личностью самого консультанта. Конкуренция на рынке услуг в сфере корпоративных финансов высока, и набор альтернатив варьируется от частных консультантов (фрилансеров) до крупных глобальных инвестиционных банков. Вместе с тем ценность привлечения тех или иных консультантов в расчете на единицу издержек может быть различна. Итак, на какие же моменты необходимо обратить внимание при выборе консультанта по сделке?
Опыт и история компании
Первые факторы, на которые стоит обратить внимание при изучении потенциальных кандидатов на роль финансового консультанта, — это история существования и функционирования компании, опыт оказания аналогичных услуг, бренд и известность на рынке, личность руководителей компании, крупнейшие клиенты компании и т.д. Все эти показатели призваны подтвердить ту степень уважения и доверия, которыми пользуется компания на рынке.
Комплекс оказываемых услуг
Поскольку процесс сделки представляет собой целый комплекс разнонаправленных, но взаимосвязанных работ, важным критерием выбора консультанта можно считать его способность оказать полный спектр необходимых услуг по сопровождению проекта в рамках единой организационной структуры.
Комплекс работ по сделке должен включать в себя предпродажную подготовку, оценку бизнеса и факторов его стоимости, поиск и ведение переговоров с потенциальными контрагентами, подготовку необходимых документов по сделке, юридическое сопровождение, duediligence (проверка «должного соответствия»), консультирование в рамках интеграционных процессов, а также общую координацию по проекту.
Комплексный подход к реализации сделки способствует упрощению процесса координации, осуществляемой из единого центра, а также минимизации затрат клиента в связи с приобретением услуг у единого поставщика, без необходимости привлекать каких-либо посредников и субподрядчиков.
Целевой сегмент рынка
Рынок консультантов по сделкам слияний и поглощений столь же многообразен, как и сам рынок сделок M&A, поэтому каждый поставщик услуг обладает специализацией и конкурентными преимуществами в том или ином сегменте рынка.
Так, при сделках в сфере малого бизнеса обычно востребованы онлайн-площадки, на которых в открытом доступе размещаются соответствующие проекты. Когда речь идет о крупном бизнесе, неоспоримыми конкурентными преимуществами обладают глобальные инвестиционные банки, имеющие огромный опыт сопровождения масштабных сделок в различных отраслях и регионах мира.
В среднем же сегменте рынка, где стоимость сделки варьируется в пределах 5—500 млн долл., стоит обратить более пристальное внимание на крупные аудиторско-консалтинговые компании, предоставляющие полный комплекс услуг по сопровождению сделок в сегменте mid-market.
Гибкость и индивидуальный подход к заказчику
В зависимости от целевого сегмента и специализации консультанта может варьироваться и его гибкость по условиям сотрудничества, а также возможность индивидуального подхода к клиенту.
Очевидно, что наименьшей гибкостью обладают компании, специализирующиеся на крупных сделках, так как их деятельность опосредована наличием ряда формальностей и бюрократических процедур, свойственных большим компаниям. Безусловно, крупные инвестиционные банки готовы браться и за сопровождение проектов в среднем сегменте рынка, однако стоимость их минимальных комиссионных будет зафиксирована на том же уровне, что и в случае с более крупными сделками, по причине высоких альтернативных издержек оказания услуг.
Наибольшую гибкость в плане условий сотрудничества в силу объективных причин могут предложить частные консультанты, однако необходимо задаться вопросом: смогут ли они в одиночку справиться с той комплексной задачей, которую обычно доверяют целой команде, и оказать услуги на должном уровне?
Таким образом, при решении задачи выбора консультанта по сделке необходимо найти разумный баланс между гибкостью, выражаемой в терминах минимального комиссионного вознаграждения консультанта, и способностью оказать комплексную услугу по сопровождению процесса транзакции на качественном уровне.
Охват рынка
Важным фактором выбора консультанта должна служить его способность к сопровождению трансграничных сделок, наличие сети международных контактов. Компании, обладающие такой сетью, имеют неоспоримые преимущества перед остальными игроками в силу возможности ведения переговоров по сделкам с участием иностранных инвесторов. К такой работе могут привлекаться соответствующие иностранные специалисты и даже целые команды, при этом издержки клиента будут минимизированы, поскольку работа консультанта будет локализована по местонахождению потенциального партнера по сделке.
Кроме того, компании, работающие в рамках крупных международных организаций, зачастую имеют доступ к лучшим практикам (bestpractice) консультационного обслуживания и сопровождения сделок, а значит, способны оказывать услуги высокого качества в соответствии с мировыми стандартами.
Следует иметь в виду, что некоторые компании, позиционирующие себя как международные, на самом деле являются сетью разрозненных юридических лиц, работающих в различных странах под единым брендом, но на деле никак не взаимодействующих между собой в рамках реализации проектов.
Знание локальной специфики
Помимо международного охвата, важной компетенцией консультанта является его знание локальной специфики, включая понимание рынка, особенностей национального менталитета, законодательных и иных ограничений, особенностей организации инвестиционного процесса и принятия решений и т.д.
В частности, некоторыми компаниями, делающими ставку на свой международный опыт, зачастую управляют иностранные специалисты, не обладающие соответствующей локальной экспертизой и не принимающие в расчет национального фактора, что, безусловно, ограничивает их компетенции в работе на местном рынке.
Специализация и размер компании
В процессе выбора консультанта необходимо уделить внимание сопоставлению размера компании с объемом и комплексностью предлагаемых услуг.
- Дело в том, что значительная часть консультантов на рынке услуг в сфере корпоративных финансов — это малые фирмы с численностью сотрудников от двух до десяти человек. Некоторые из таких фирм предлагают практически неограниченный спектр услуг по различным направлениям, отраслям и видам работ в рамках отдельных проектов.
Экспертиза подобных организаций требует отдельного изучения, однако, на наш взгляд, предпочтение все же должно отдаваться компаниям, обладающим соответствующим набором выделенных направлений деятельности, организационных единиц и штатом специалистов в различных областях, а также возможностью предложить действительно широкую отраслевую экспертизу и выполнить необходимый комплекс работ по проекту.
Проактивный подход к реализации сделки
Процесс транзакции условно может быть разделен на две части: поиск потенциального контрагента по сделке и непосредственно сопровождение процесса.
Компании, представленные на рынке услуг в сфере сделок слияний и поглощений, также подразделяются на различные типы. Одни оказывают услуги по сопровождению сделки, основываясь на уже имеющихся сторонах (покупатель и продавец), или проводят поиск потенциальных контрагентов среди имеющихся в базе контактов (зачастую вне зависимости от критерия стратегического соответствия), не проводя активного поиска на рынках капитала. Другие проповедуют проактивный подход к реализации сделок, дополняя имеющиеся базы контактов целенаправленным поиском партнеров на рынке на основе критерия стратегического соответствия и сохраняя при этом необходимую степень конфиденциальности информации.
На наш взгляд, именно проактивный подход создает все необходимые условия для создания конкурентной среды и формирования факторов добавленной стоимости для клиента.
Подводя итоги, еще раз подчеркнем: слияния и поглощения представляют собой действенный инструмент стратегии развития бизнеса, неся в себе множество различных опций и возможностей. Вместе с тем лишь малая часть инициированных сделок приносит желаемый результат. В большинстве же случаев в ходе сделок их стоимость «разрушается» из-за ошибок в процессе управления. Таким образом, создание стоимости при реализации сделок M&A требует основательного подхода к управлению. Наиболее приспособлен к решению данной задачи профессиональный консультант, знающий все «подводные камни» и тонкости процесса управления сделками слияний и поглощений. Правильный выбор консультанта является залогом успеха всей сделки, поэтому также требует обдуманного и взвешенного решения на основе специально разработанной системы критериев.