Социальный отчет – требование времени
Что с Вашей точки зрения приобретает и теряет компания в стремлении к большей прозрачности, публикуя информацию о своей социальной и экологической деятельности? Какие риски берет на себя компания, становясь открытой и какие, оставаясь закрытой?
Благодаря внедрению практики социальной отчетности, нам удалось интегрировать принципы КСО в деловую практику компании на всех уровнях, узнать ожидания общества по отношению к табачной компании и начать действовать в соответствии с этими ожиданиями, повысить прозрачность действий компании для общества и адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Практика социальной ответственности оказала заметное влияние на капитализацию компании. Акции нашей компании размещаются на Лондонской бирже.
Аналитики и инвесторы принимают в расчет множество факторов, в том числе и степень социальной ответственности той или иной компании.
В начале сентября 2004 года были опубликованы индексы устойчивости Dow Jones на 2005 год. Они составлены по результатам работы за 2004 год и вступают в силу со дня открытия фондовых рынков — 20 сентября. Индексы устойчивости Dow Jones — это индекс DJS1 World, объединяющий 300 компаний из 24 стран мира, и индекс DJSI STOXX Sustainability, в который входят 167 компаний из 12 стран. Оба индекса составляются на основе тщательной оценки показателей экономической, экологической и социальной результативности компаний, входящих в специальную выборку. Так, в частности, оцениваются такие показатели компаний, как снижение объемов выбросов парниковых газов, расход энергии, общий объем используемой воды и количество отходов. При оценке компаний большое внимание уделяется тому, насколько органично принципы устойчивого развития внедрены в повседневную практику ведения бизнеса. К основным критериям также относится результативность поставщиков, с которыми работают компании, совершенствование корпоративного управления и включение информации о результативности в области устойчивого развития в традиционную ежегодную отчетность компании.
Подобная информация представляет все больший интерес как для общественности, так и для инвесторов, которые учитывают эти показатели при принятии инвестиционных решений. Достаточно сказать, что за год суммарные активы компаний, вошедших в индексы DJSI, увеличились почти до 3 миллиардов евро.
«Бритиш Американ Тобакко плс.» и «Бритиш Американ Тобакко Малайзия» вновь стали единственными табачными компаниями, включенными в индексы устойчивости Dow Jones. В категории «Нециклические товары и услуги» индекса DJSI STOXX «Бритиш Американ Тобакко плс.» опередила сеть супермаркетов «Джей Сейнзбери» и косметическую группу «Лореаль». Включение «Бритиш Американ Тобакко плс.» в индексы DJS1 сделает нашу Группу более привлекательной в глазах инвесторов и укрепит доверие к компании со стороны потенциальных акционеров. Подобное решение является признанием Группы в качестве успешной, ответственной и устойчиво развивающейся табачной компании, которая учитывает общественные ожидания в своей деятельности. Это признание наших успехов во внедрении принципов корпоративной социальной ответственности в нашу международную деловую практику.
Социальный отчет — это требование созревшего российского рынка или необходимость, пришедшая извне?
Социальная отчетность — международная практика, и по мере развития российского рынка и его интеграции в мировые рынки она становится все более востребованной.
В чем Вы видите разницу между Социальным отчетом, Отчетом о корпоративной социальной ответственности и Отчетом по устойчивому развитию (Social Report, Social Responsibility Report, Sustainability Report)?
Одним из основных преимуществ стандарта АА1000 является его гибкость: в отличие от других существующих стандартов, имеющих жесткий формат для заполнения, стандарт АА1000 состоит из определенных элементов, которые довольно гибко соединены между собой. Так, стандартом установлены обязательные элементы цикла социальной отчетности: определение круга участников диалога, приглашение их к диалогу, проведение диалога, подготовка и формулирование обязательств компании, утверждение плана действий, реализация плана действий и подготовка и издание отчета. При этом допускается определенная гибкость в плане организации процесса. Кроме того, стандарт позволяет отчитываться по всем аспектам деятельности компании и вводить не только количественные, но и качественные показатели. Стандарт базируется на трех основных принципах: исчерпывающее представление существующих мнений, полнота представляемой информации и практическая значимость.
В соответствии с принципом исчерпывающего представления существующих мнений, компания должна учитывать все мнения и точки зрения, высказанные представителями общественности. По второму принципу — полнота представляемой информации — компания должна включать в отчет все направления своей социально-этической деятельности. Третий принцип — практическая значимость — заключается в том, что компания должна реагировать на ожидания представителей общественности даже в том случае, если она не согласна с их мнением.
Со второго цикла социальной отчетности в России мы начали использовать стандарты GRI (Глобальной инициативы по отчетности), их экологическую часть. Эти стандарты представляют собой систему, позволяющую проводить сравнение организаций, учитывая при этом особенности используемых методов сбора и предоставления информации. В отличие от АА1000, GR1 рекомендует для отчетности конкретные темы и индикаторы. Мы считаем, что этот стандарт подходит для тех областей, которые можно описать количественными показателями.
Каким Вы видите будущее социальной отчетности? Будут ли иметь продолжения сегодняшние разговоры? Насколько массовым, по вашему мнению, в ближайшем будущем станет применение социального отчета, всем ли он нужен и почему?
Ведь во внедрении социальной отчетности в первую очередь заинтересованы компании, которые вышли или выходят на мировые рынки, а значит должны играть по уже существующим там правилам. Небольшие компании, конечно, не могут себе позволить выпускать стандартизированные отчеты. Но они могут использовать принципы, заложенные в социальной отчетности — вести диалог со своими заинтересованными сторонами и учитывать их мнения в своей повседневной работе. Необходимо учитывать, что социальная ответственность, прежде всего, определяется степенью открытости в области принятия решений по социально значимым вопросам.
Должно ли законодательство регулировать процесс стандартизации социальной отчетности?
Социальная отчетность должна быть абсолютно добровольной в соответствии с международными стандартами. Во-первых, внедрение каких-либо международных норм в России закладывает кирпичик в фундамент строительства гражданского общества. Во-вторых, применение стандартов при проведении процесса социальной отчетности дает определенные преимущества в подтверждении качества конечного продукта — отчета. В частности, при наличии соответствующего заключения аудитора читатель может удостовериться в соблюдении «правил игры». В-третьих, стандарт дает возможность сравнить процессы социальной отчетности и их результаты для нескольких компаний или для одной компании в динамике.
Как Вы оцениваете социальные отчеты других компаний?
Отчеты можно сравнивать только при условии, если у них единая база, если они основаны на единых стандартах. Пока в России мы, к сожалению, свой отчет не можем сравнить с отчетами других компаний.
Поможет ли социальный отчет и политика открытости в действительности изменить представление общественности о социальном вкладе компаний. Все ли группы стейкхолдеров готовы к тому, чтобы использовать информацию, предоставленную в отчете?
К настоящему времени «БАТ Россия» уже выпустила два социальных отчета в форме буклета на двух языках: русском и английском. Они также размещены на нашем вебсайте в pdf формате. Отчеты содержат следующие части: информацию о «БАТ Россия» и процессе социальной отчетности, отчет о выполнении обязательств, взятых на себя компанией в предыдущем цикле социальной отчетности, вопросы, поднятые в ходе диалогов нового цикла, отчет аудитора и приложения, в т.ч. отчет о деятельности в области охраны окружающей среды по показателям GRI.
Отчет адресован всем заинтересованным сторонам: сотрудникам, представителям органов власти, СМИ, представителям некоммерческих и общественных организаций, организаций здравоохранения, других компаний, инвесторам и т.д.
Поскольку наш отчет представляет собой результат диалогов с нашими заинтересованными сторонами, он находит живой отклик как у участников диалогов, так и у тех, кто непосредственно не вовлечен в процесс. Мы понимаем, что в направлении полноценной практики социальной отчетности сделан лишь первый шаг, многое необходимо дорабатывать. Кроме того, социальная отчетность — принципиально новое понятие для России, а чтобы оно было усвоено бизнесом и обществом, нужно время и продолжение усилий в этом направлении.
Как Вы считаете, окупятся ли затраты, вложенные в подготовку, аудит и выпуск социального отчета? Если «ДА», то в какие сроки?
Расходы на составление отчета это не затраты, а инвестиции. Инвестиции в устойчивое будущее компании. Если компания хочет не «выжить сегодня», а «жить долго и счастливо», то ей необходимы такие инвестиции. Вопрос о сроке окупаемости в этом случае не стоит.
Позволяет ли социальный отчет построить диалог с представителями власти, СМИ и профсоюзами?
Несомненно. В рамках процесса компания имеет возможность выслушать ожидания различных групп представителей общественности по отношению к ее деятельности и своевременно ответить на них практическими действиями.