Учитывая, что в настоящее время в России уделяется все большее внимание проблемам совершенствования корпоративного управления в банковской сфере и повышения эффективности функционирования банковской системы, разработка новых методов организации внутреннего контроля и аудита и поддержание традиций ревизионной работы, адекватных новым реалиям стало весьма актуальным.
Правильно организованный внутренний контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности банка, но и принять меры к их устранению. Система внутреннего контроля может быть эффективной (или неэффективной) в зависимости от ее способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту банка от принимаемых им рисков. Изучение, анализ и оценка системы внутреннего контроля является необходимым и обязательным при осуществлении аудита, в том числе при разработке плана аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения и объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе.
Особое значение имеет качество организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в центральном банке, способность системы внутреннего контроля и ее обособленной составляющей превентивно выявлять и оперативно устранять рисковые ситуации, приводящие к неверным управленческим решениям или сбоям в работе центрального банка при выполнении им своих функций, поскольку возможный ущерб от реализации таких рисковых ситуаций может быть значительным не только для центрального банка как экономического субъекта, но и для банковской системы и национальной экономики в целом.
В силу того, что многие аспекты аудита во взаимосвязи с оценкой эффективности системы внутреннего контроля в ходе аудита еще недостаточно разработаны, возникает потребность в разработке методологической базы, раскрывающей важнейшие положения аудиторских стандартов применительно к практической деятельности банка в современных условиях, изучению и оценки системы его внутреннего контроля с точки зрения ее адекватности принимаемым рискам.
Современные условия деятельности характеризуются следующим:
– процессы глобализации, интеграции государств постсоветского пространства в мировую экономику формируют новые условия ведения экономической деятельности (динамичное изменение факторов внутренней и внешней среды организации), определяющие возможности как выживания, так и успешного ведения бизнеса в долгосрочной перспективе;
– болезнь «роста» банка, связанная с тем, что высшее руководство в условиях увеличения масштабов и сложности структуры организации уже не имеет возможности заниматься наряду со стратегическими вопросами еще и контролем текущей деятельности и передает полномочия по принятию решений на нижестоящие иерархические уровни управления организации, угроза утраты управляемости, когда система управления развивается медленнее, чем сама организация, как объект управления, процессы слияний и поглощений в банковской сфере, формирование банковских групп и банковских холдингов, когда организация управления в банке часто претерпевает кардинальные изменения;
– сохранение у значительной части менеджеров традиционных представлений о содержании внутреннего контроля, опирающихся на прошлый опыт взаимодействия с ревизорами, понимании содержания аудита исключительно в применении к проверке годовой финансовой отчетности, а также представлении о том, что внутренний аудит и внутренний контроль равнозначные понятия (синонимы);
– изменение характеристик кадрового потенциала современной организации, особенно это относится к банкам, где высокая доля умственного труда, ответственность за принимаемое решение и стрессовый характер работы и высокий уровень вознаграждения, обусловливают высокие взаимные требования как со стороны организации, так и со стороны работника, который все в большей мере становится самодостаточным и независимым в выборе как места работы, так и организации своей деятельности на рабочем месте;
– развитие банковских и информационных технологий, с одной стороны, в условиях многократного увеличения скорости устаревания объема новой информации требует, а, с другой стороны, в результате совершенствования программно-технических средств сбора, обработки исходных данных и формирования информации для принятия грамотных управленческих решений дает возможность применять принципиально новые подходы к организации и осуществлению деятельности экономическими субъектами.
Учитывая современные условия деятельности, претерпевают изменения роль и методы осуществления внутреннего аудита, как в коммерческих, так и центральных банках:
– смещаются акценты в деятельности внутренних аудиторов, которые все большее внимание обращают на предоставление руководству информации о проблемах в осуществлении функций объекта аудита и обеспечении им достижения целей деятельности банка;
– необходимость оперативного выявления и реагирования на проблемные ситуации требует мобильности и информированности служб внутреннего аудита, адекватной масштабам и рискованности деятельности банка;
– назрела необходимость перехода внутреннего аудита к клиент-ориентированным отношениям с руководством банка и аудируемых объектов, который должен приносить очевидную пользу как организации в целом (обеспечение руководства надежной информацией независимой службы внутреннего аудита о деятельности организации), так и ее составной части (оказание руководству объекта аудита помощи в решении проблем деятельности объекта аудита, выходящих за рамки полномочий руководства объекта аудита), и, следовательно, сглаживать исторически сложившийся конфликт интересов проверяемых и проверяющих;
– требуется повышение информированности высшего менеджмента и руководителей среднего звена управления о содержании внутреннего аудита, его обособленном положении в системе внутреннего контроля организации в целом с точки зрения, как высшего руководства организации, так и внешних аудиторов, органов надзора и финансового контроля; необходимость принятия высшим руководством банка на себя ответственности за организацию формирования и совершенствования эффективной системы внутреннего контроля и ответственности руководителей структурных единиц организации за создание и совершенствование элементов внутреннего контроля в сфере его ответственности, что обеспечит устранение главной причины неэффективности внутреннего контроля – нерегламентированность осуществления функции контроля в деятельности органов и служб управления, должностных лиц, нерациональное распределение обязанностей, полномочий и ответственности;
– необходимо использовать возможности повышения кадрового потенциала организации для развития внутреннего контроля и внутреннего аудита, опирающихся на современные программно-технические средства, позволяющие постепенно сужать сферу применения методов контактного аудита и расширять возможности для применения дистанционного аудита.