Технология составления свободного бюджета формирования бюджетных показателей

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 3 2003г
Опубликовано: 15 Сентября 2005

10-й этап. Расчет величины переменных коммерческих (сбытовых) расходов

Коммерческие (сбытовые) расходы предприятия делятся на постоянные, которые не зависят от объемов продаж, и переменные, динамика которых пропорциональна изменению величины отгрузки (продаж). На данном этапе бюджетного процесса составляется проект бюджета переменных коммерческих расходов (ПКР) с последующим их распределением по видам реализуемой продукции.

Планирование величины переменных коммерческих расходов, как правило, производится на основе определения плановой ставки начисления, привязанной к отдельным показателям объема продаж (базам начисления). Данный подход в части материальных ПКР был проиллюстрирован нами при описании 6_го этапа (см. табл. 9).

В качестве баз начисления обычно выбираются показатели генераторов затрат отдельных статей ПКР, т.е. тех аспектов сбытовой деятельности, которые определяют возникновение данной статьи коммерческих расходов. Так, для расходов по упаковке и сортировке готовой продукции базой начисления будет являться физический объем отгрузки (так как величина данной статьи ПКР определяется именно физическим показателем объема продаж). Для расходов же на прямую рекламу, направленных на увеличение выручки от реализации в целом, базой начисления будет стоимостной объем продаж (плановая выручка). Для транспортных расходов, зависящих от длительности рейсов машин, базой начисления будет планируемый километраж рейсов. Ставка начисления устанавливается исходя из ретроспективы (прошлых периодов) и с учетом запланированных мер по экономии затрат в части ПКР.

Пример бюджета переменных коммерческих расходов промышленного предприятия приведен в табл. 20.

После расчета плановой величины ПКР производится их распределение по видам продукции в соответствии с установленными базами и ставками распределения (табл. 21).

11-й этап. Расчет величины постоянных расходов

Постоянные расходы состоят из двух агрегированных статей (подбюджетов) – общехозяйственных расходов и общих (постоянных) коммерческих расходов. Основой составления бюджета постоянных расходов является сметное планирование в разрезе подразделений (служб) предприятия, контролирующих соответствующие расходы (табл. 22).

12-й этап. Калькуляция себестоимости реализации по видам продукции

Себестоимость реализации отдельных видов продукции калькулируется по полным переменным затратам, относящимся на данный вид продукции и включает в себя:

  • производственные расходы;
  • переменные коммерческие расходы.

Величина производственных расходов в себестоимости реализации рассчитывается методом средневзвешенной на основе баланса отгрузки:

Начальная величина запасов готовой материалов продукции + Выпуск – Отгрузка (продажи) = Конечная величина запасов готовой продукции

Расчет производственных затрат в себестоимости продаж на основе приведенной выше формулы показан в табл. 23.

Расчет себестоимости реализации (переменные затраты) по видам продукции по плану I квартала 2003 г. приведен в табл. 24.

13-й этап. Расчет конечных финансовых результатов

Общий алгоритм формирования показателей Отчета о прибылях и убытках представлен на рис. 4.

Таким образом, собственно на этапе 13-м в дополнение к ранее сформированным бюджетным показателям для составления Отчета о прибылях и убытках (результирующей формы операционного бюджета) прогнозируются:

  • доходы и расходы по прочей реализации (от продажи основных средств и материальных запасов, неосновной деятельности) и по внереализационным операциям (проценты к получению и уплате, возможные списания задолженности, уценка и дооценка финансовых активов и др.);
  • уплачиваемые предприятием налоги. Выделение в представленной блок-схеме налогов, включаемых в себестоимость и налога на прибыль обусловливается тем, что база налогообложения по налогу на прибыль (балансовая прибыль) определяется после расчета других видов налогов. Здесь следует отметить, что специфика расчета налоговых платежей (применение метода по оплате для ряда ключевых налогов, учет льгот и др.) определяют известную обособленность налогового планирования в части расчета баз налогообложения от бюджетных показателей доходов и расходов (себестоимости);
  • трансферты из чистой прибыли (проценты по кредитам, не включаемые в себестоимость; расходы на содержание социальной сферы; выплаты премиального характера персоналу предприятия; выплаты дивидендов акционерам и др.).

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является нераспределенная (капитализируемая) прибыль, составляющая фонд накопления компании.

Отчет о прибылях и убытках в бюджетном планировании целесообразно составлять в двух вариантах:

  • сводном (с фиксацией агрегированных показателей доходов и расходов);
  • в разрезе видов продукции.

Отчет о прибылях и убытках в разрезе видов продукции строится по маржинальному принципу (принципу директ-костинг), когда выделяются выручка, переменные затраты и операционный (маржинальный) доход по отдельным видам продукции. Такой подход позволяет исчислять рентабельность отдельных производственных линий (продуктов), сопоставлять взаимоувязанные показатели переменных затрат и выручки в разрезе отдельных видов продукции (проводить так называемый анализ «затраты _ генераторы затрат»), что исключительно важно для текущего и перспективного планирования деятельности предприятия. Два варианта составления проекта отчета о прибылях и убытках (сводный и в разрезе видов продукции) приведены в табл. 25.

14-й этап. Расчет инвестиционных потребностей

Инвестиционные потребности предприятия включают в себя как текущие закупки оборудования для обеспечения производственной программы краткосрочного бюджетного периода (как правило, квартала), так и долгосрочные «переходящие» программы (проекты) капитального строительства, по длительности освоения средств и получения эффекта охватывающие ряд краткосрочных бюджетных периодов.

Именно поэтому для составления инвестиционной программы в рамках краткосрочного бюджетного периода на средних и крупных промышленных предприятиях целесообразно составлять долгосрочный (на год или более) инвестиционный «бюджет развития». Проект инвестиционного бюджета на краткосрочный бюджетный период (квартал) приведен в табл. 26.

Величина инвестиционных расходов по долгосрочным инвестиционным проектам (программам капитального строительства) на текущий бюджетный период определяется на основе смет по данным программам с учетом реального выполнения графика освоения средств на начало бюджетного периода.

В дополнение к проекту инвестиционного бюджета, характеризующему затратную часть планируемых инвестиционных вложений, в рамках инвестиционного планирования целесообразно составлять прогнозный баланс движения внеоборотных активов предприятия на текущий бюджетный период (табл. 27).

Отметим, что по балансу движения внеоборотных активов коррелируют строки «прихода» основных средств и «расхода» капитальных вложений и оборудования к установке в части ввода в эксплуатацию и завершения монтажа. Это вполне объяснимо, так как монтаж объектов незавершенного строительства означает «перевод» их в состав основных средств предприятия.

15-й этап. Расчет величины финансовых поступлений и расходов

Бюджет движения денежных средств (финансовый план) определяет величину и структуру денежных поступлений и расходов предприятия на текущий бюджетный период. Основой «приходной» части бюджета движения денежных средств промышленного предприятия, как правило, являются поступления от покупателей за реализованную продукцию (работы, услуги). Поэтому в рамках финансового планирования целесообразно составлять прогнозный баланс дебиторской задолженности и денежных поступлений по расчетам с покупателями и заказчиками (табл. 28).

«Расходная» часть бюджета движения денежных средств формируется на основе Отчета о прибылях и убытках (результирующей формы операционного бюджета) и проекта инвестиционного бюджета с учетом изменения остатка пассивных расчетов (кредиторской задолженности) по текущим и инвестиционным операциям. Помимо этого в «расходную» часть бюджета движения денежных средств включается погашение процентов и суммы основного долга по кредитам и займам предприятия в соответствии с условиями заключенных договоров.

Отметим, что уже первичный вариант бюджета движения денежных средств должен предусматривать такое соотношение денежных поступлений и расходов, при котором расчетный остаток денежных средств на конец периода был бы положительным. Проект бюджета движения денежных средств для промышленного предприятия показан в табл. 29.

16-й этап. Составление прогнозного баланса на конец бюджетного периода

На основе проектов Отчета о прибылях и убытках (операционный бюджет), инвестиционного бюджета и бюджета движения денежных средств (финансовый бюджет), а также баланса на начало бюджетного периода строится проект баланса на конец бюджетного периода. Общие принципы расчета отдельных статей проекта баланса на конец бюджетного периода изображены в схеме на рис. 5.

Баланс на конец бюджетного периода строится на основе балансовых равенств по отдельным статьям актива и пассива по принципу:

Балансовый остаток на начало бюджетного периода + Плановый приход – Плановый расход = Плановый балансовый остаток на конец бюджетного периода

Пример динамического (прогнозного) баланса промышленного предприятия приводится в табл. 30.

17-й этап. Расчет величины первичного финансового дефицита

На основе прогнозного (динамического) баланса составляется проект отчета об изменении финансового состояния, являющийся второй «выходной» формой финансового бюджета (табл. 31). Отчет об изменении финансового состояния представляет собой сопоставление ликвидных (оборотных) активов предприятия и текущих пассивов (обязательств к востребованию) и рассчитанные на этой основе показатели изменения теку щей платежеспособности (ликвидности) компании.

Прогнозные коэффициенты финансового состояния на конец бюджетного периода сравниваются с финансовыми нормативами, устанавливаемыми предприятием. В экономической теории существует множество мнений на тему о том, какое значение коэффициентов ликвидности должно приниматься за оптимальное, а также за минимально допустимое. В реальности, однако, единственным постулатом является минимально допустимое значение коэффициента текущей ликвидности, равное 1 (при этом значении чистый оборотный капитал предприятия равен 0, т.е. оборотные активы полностью финансируются за счет краткосрочных обязательств). Если коэффициент текущей ликвидности компании меньше 1, то она является неплатежеспособной по своим текущим обязательствам. В остальном же финансовые нормативы устанавливаются самим предприятием исходя из индивидуальной, отраслевой и даже страновой специфики, а также опыта прошлых периодов.

На основе сопоставления финансовых нормативов с прогнозными значениями коэффициентов ликвидности на конец бюджетного периода определяется уровень первичного финансового дефицита (табл. 32).

Следует обратить внимание на то, что финансовый дефицит выражается не в абсолютном выражении, а виде отклонений репрезентативных финансовых коэффициентов. Дело в том, что существуют различные способы «выведения» показателей финансового состояния на нормативный уровень. Скажем, коэффициент текущей ликвидности может быть увеличен за счет сокращения целевого уровня (на конец бюджетного периода) краткосрочных обязательств, увеличения целевого балансового остатка оборотных активов либо в результате сочетания первого и второго подходов.

Таким образом, расчет финансового дефицита коэффициентным способом является основой выявления оптимальных путей поддержания должного уровня финансовой устойчивости компании в течение бюджетного периода и (с учетом указанной задачи) корректировки предварительного проекта сводного бюджета.

18-й этап. Корректировка бюджетных показателей сводного бюджета

При корректировке показателей сводного бюджета представляется нецелесообразным ставить задачу любой ценой достичь целевого уровня финансовых нормативов на конец бюджетного периода, даже если это сопряжено со снижением эффективности, уменьшением объема продаж и выпуска, сокращением инвестиций. Здесь следует учитывать динамику финансовых коэффициентов, а также отклонения от минимально допустимых значений. Скажем, по коэффициенту текущей ликвидности в предварительном порядке прогнозируется положительная динамика (с 1,22 на начало периода до 1,27 на конец периода) при том, что целевое значение коэффициента меньше финансового норматива (1,5). При этом важным представляется то обстоятельство, что «резерв прочности» по данному коэффициенту (отклонение от минимально допустимого уровня) достаточно велик (0,27). Следовательно, задача повышения целевого уровня текущей ликвидности является желательной, но не приоритетной. Если повышение текущей ликвидности сопряжено с большими издержками для текущей и инвестиционной производственной политики предприятия, то с ним можно повременить до следующих бюджетных периодов.

В нашем примере предварительное расчетное значение коэффициента абсолютной ликвидности на конец бюджетного периода находится в опасной близости от минимально допустимого, поэтому очевидна необходимость повышения его значения. В практической плоскости это означает, что предприятие может столкнуться с ситуацией нехватки средств на расчетном счете для оперативного обеспечения текущих финансовых платежей. Увеличение сальдо денежных поступлений-расходов на текущий период возможно либо за счет увеличения финансовых поступлений, либо за счет сокращения финансовых расходов, либо комбинированным способом, причем каждый из вариантов имеет побочные негативные последствия для текущей и долгосрочной эффективности предприятия. В табл. 33 приведен перечень альтернативных вариантов увеличения целевого показателя абсолютной ликвидности предприятия.

На основе тщательного изучения вариантов выбирается тот из них, который является наиболее сбалансированным в контексте следующих трех основных задач развития бизнеса предприятия:

  • обеспечение высокого уровня текущей эффективности;
  • соответствие долгосрочным планам (стратегии) развития бизнеса, в первую очередь в инвестиционной политике;
  • поддержание приемлемого уровня финансовой устойчивости (ликвидности).

Представляется, что в нашем примере оптимальным может быть вариант с дополнительным привлечением краткосрочных банковских кредитов в целях достижения значения коэффициента абсолютной ликвидности на конец бюджетного периода около 0,15. Заметим, что при сохранении стабильной величины текущих обязательств на конец периода (6 670 270 тыс. руб.) для выполнения указанной задачи необходимо дополнительное привлечение x руб. кредитов, причем (740 000 + x) / (6 670 270 + x) = 0,15, откуда x равно 306 518 руб.

В этом случае текущие обязательства на конец периода возрастут до 6 976 788 руб., что означает очень незначительное снижение целевого уровня текущей ликвидности (до 1,26), а коэффициент срочной ликвидности возрастет до 0,97. Другими словами, в течение бюджетного периода будет сохраняться относительно приемлемый уровень финансовой устойчивости и обеспечиваться рост финансовых показателей по сравнению с фактическими на начало периода, хотя значения коэффициентов ликвидности будут ниже нормативных. Также важным представляется то обстоятельство, что дополнительное кредитное привлечение не скажется существенно на снижении величины конечных финансовых результатов предприятия. Так, плановая величина процентов по кредитам составляет 125 000 руб. (см. табл. 29) при сумме основного долга в 3 200 000 руб. (см. табл. 30), т.е. ставка кредитования равна около 4% в квартал. Следовательно, дополнительное привлечение кредитов на 306 518 руб. вызовет увеличение процентных выплат предприятия на 12 260 руб. или 0,4% от запланированной чистой прибыли.

При корректировке показателей сводного бюджета происходит соответствующий пересмотр предварительных проектов подбюджетов (форм сводного бюджета). Так, при утверждении описанного выше варианта повышения уровня абсолютной ликвидности это повлияет на изменение следующих «выходных» форм:

  • бюджет движения денежных средств;
  • прогнозный баланс;
  • отчет об изменении финансового состояния.

При других вариантах сокращения первичного финансового дефицита перечень пересматриваемых «выходных» форм намного больше. Так, если бы оптимальным был признан вариант увеличения финансовых поступлений за счет роста объема продаж, то это обусловило бы пересчет всех форм операционного бюджета.

Корректировка бюджетных показателей на основе первичного и целевого уровня финансового дефицита является последней итерацией при составлении проекта сводного бюджета. Таким образом, на «выходе» проект сводного бюджета включает в себя:

  • прогнозный отчет о прибылях и убытках с «расшифровками» в виде отдельных бюджетных форм (по продажам, выпуску, себестоимости);
  • проект инвестиционного бюджета и прогнозный баланс движения внеоборотных активов;
  • проект бюджета движения денежных средств;
  • прогнозный динамический баланс предприятия за бюджетный период;
  • прогнозный отчет об изменении финансового состояния.

Окончание следует

Автор:

 

Все статьи цикла «Номер 3»

(состоит из 3 статей)

Технология составления свободного бюджета формирования бюджетных показателей (15 Сентября 2005)

Современное состояние этического регулирования аудита (15 Сентября 2005)

Банковская система России в преддверии введения системы страхования вкладов (15 Сентября 2005)