Переход на МСФО – глобальная тенденция мировой экономики
До появления международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в мире существовали две модели учета – континентальная и англосаксонская. В последнее десятилетие ХХ века наметилось сближение этих во многом полярных учетных систем. Собственно говоря, и континентальная, и англосаксонская модели сегодня «дрейфуют» в сторону международных стандартов финансовой отчетности.
Непосредственно работу над МСФО начал Центр ООН по транснациональным корпорациям. Для развития глобальных экономических отношений был необходим универсальный язык общения. Позднее, в 1973 году в Лондоне был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). С 1983 года членами КМСФО стали все профессиональные организации – члены Международной федерации бухгалтеров. Цель КМСФО – унификация принципов бухгалтерского учета, используемых хозяйствующими субъектами во всем мире при составлении финансовой отчетности.
Примером, иллюстрирующим объективные тенденции использования финансовой отчетности, является деятельность западно-германского концерна «Даймлер Бенц», до определенных пор исправно получавшего кредиты в немецком Дойчебанке. Затем концерн вдруг стал котировать ценные бумаги на Нью-йоркской фондовой бирже. А на следующий год на этой же бирже появились ценные бумаги Nokia, а следом за ней еще дюжина крупнейших европейских концернов.
Результатом размещения знаменитым концерном «Даймлер Бенц», который по праву считается предметом национальной гордости, своих акций на Нью йоркской фондовой бирже стал невиданный скандал в прессе. Но никакие рассуждения о том, что крупнейший автоконцерн Германии «переметнулся за океан кормить янки», не заставили его руководителей изменить свое непопулярное, но вполне обоснованное с финансовой точки зрения решение.
Дело в том, что цена денег на фондовом рынке за океаном оказалась ниже, чем при долговом финансировании у себя дома. Для того чтобы бумаги «Даймлер Бенц» смогли попасть на биржи Нью Йорка и Чикаго, всю отчетность концерна пришлось приводить в соответствие с действующей в США системой учета GAAP, что повлекло за собой огромные расходы. Но руководство концерна сделало этот трудный шаг и, в конце концов, оказалось в выигрыше.
Этот момент можно принять за точку отсчета, с которой начался процесс активного перехода на международные стандарты финансовой отчетности. В первую очередь, в нем были заинтересованы крупнейшие англосаксонские и японские биржи (которые, кстати, тоже ведут учет по американским стандартам). Они быстро сообразили, что привлекать выгодных и крупных клиентов было бы куда легче, если бы все они вели учет по одной системе. И идеальной в их глазах, конечно, была американская GAAP.
Однако и при переходе на GAAP возникает совершенно оправданное сопротивление со стороны некоторых стран: ведь даже южный сосед США Мексика, страна, ни в коей мере не претендующая на мировое лидерство, приняв свои (а точнее взяв на 100% американские) стандарты, упорно называет их мексиканскими и ни за что не хочет признать, что это американские стандарты, которые просто переписаны по испански. Понятно, что здесь свою роль сыграли и национальная гордость, и нежелание задаром рекламировать американскую GAAP где либо за пределами США.
Поэтому Международная организация по регулированию деятельности бирж постановила, что с 2000 года все биржи примут за основу очень близкие к американским, но все же международные стандарты финансовой отчетности. С этого времени к котировке на всех мировых биржах будут допускаться бумаги только тех эмитентов, которые ведут свою отчетность по международным стандартам. Это решение поддержали и сами биржевики, и многонациональные корпорации, и объединение крупнейших аудиторских компаний (так называемая «Большая четверка»). Мотивы каждой из перечисленных финансовых структур очевидны. Если биржам выгодно перейти на единый стандарт, чтобы расширить рынок эмитентов, то транснациональные корпорации заинтересованы в унификации своей финансовой документации, а для аудиторов единый язык денег облегчает и упрощает проверку и консалтинг.
В совокупности эти сторонники перехода на международные стандарты контролируют такой капитал, который способен оказывать решающее влияние не только на промышленные, но и на политические круги и тем самым гарантировать успешное завершение глобальной финансовой реформы.
Иными словами, этот процесс «обречен на успех». Это процесс, к которому лучше присоединиться. И наши законодатели сначала принятием закона о бухгалтерском учете, а затем и постановлениями исполнительной власти ввели Россию в фарватер этого мирового процесса.
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности
Структура КМСФО
Единственной всемирной организацией, занимающейся разработкой международных стандартов финансового (бухгалтерского) учета, является Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC International Accounting Standards Committee). Комитет является независимым органом, цель которого состоит в унификации принципов бухгалтерского учета, используемых хозяйствующими субъектами при составлении финансовой отчетности во всем мире. Комитет был основан в 1973 году по соглашению между профессиональными бухгалтерскими организациями Австрии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. КМСФО это независимая частная организация, членами которой в настоящий момент являются 143 объединения бухгалтеров (включая 5 ассоциированных и 4 дочерних члена) из 104 стран мира общей численностью более двух млн человек.
Уставом КМСФО определены две главные цели:
- разработка и публикация международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при представлении финансовых отчетов; их продвижение для повсеместного принятия и соблюдения;
- работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с представлением финансовых отчетов.
В свою очередь, Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants IFAC), созданная в 1977 году, разрабатывает и публикует Международные стандарты аудита (International Auditing Standards).
Согласованные решения Комитета по международным стандартам финансовой отчетности привели к тому, что эта работа в последнее время приобретает все более важное значение. Комиссия по ценным бумагам (SEC) уже неоднократно применяла методы МСФО и использовала финансовую отчетность, составленную в соответствии с международными стандартами и предоставленную иностранными хозяйствующими субъектами и эмитентами. Токийская фондовая биржа делает то же самое.
Важную роль в разработке международных стандартов сыграло соглашение, заключенное в июле 1995 года между Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organisation of Securities Commissions) и КМСФО. Это соглашение помогло создать основу для формирования общих требований к бухгалтерской отчетности во всем мире.
Работа КМСФО финансируется за счет взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счет прибыли от публикаций стандартов. В 1999 году бюджет КМСФО составил около 3 млн долларов.
Структура Комитета включает 5 уровней:
- Правление Комитета (IASC Board);
- Консультативная группа (Consultative Group);
- Консультативный совет по стандартам (Advisory Council);
- Постоянный комитет по интерпретациям (Standing Interpretations Committee);
- Рабочая группа по вопросам стратегии (Strategy Working Party).
Правление КМСФО
Правление КМСФО главный орган управления Комитетом и представления международных стандартов финансовой отчетности. В Правление входят представители бухгалтерских организаций из 13 стран, которые назначаются Международной федерацией бухгалтеров IFAC. Сотрудничество Федерации и КМСФО началось в 1983 году, и в настоящее время в состав Комитета входят все организации члены IFAC. Помимо представителей стран, Правление назначает в свой состав до четырех организаций, занимающихся проблемами составления финансовой отчетности. Обычно делегация состоит из представителя промышленной организации и представителя организации, занимающейся разработкой национальных стандартов. По состоянию на 1 апреля 2004 года Правление включало 16 членов. Это бухгалтерские организации из Австралии, Канады, Франции, Германии, Индии и Шри Ланки, Японии, Малайзии, Мексики, Нидерландов, Южной Африки и Зимбабве, Великобритании, США, а также представители таких организаций, как Международный совет инвестиционных ассоциаций, Северная федерация общественных бухгалтеров, Федерация промышленных холдинговых компаний Швейцарии, Международная ассоциация институтов финансовых управляющих. Статус наблюдателей в Правлении (т.е. без права голоса) имеют: Европейская Комиссия, Совет по разработке финансовых учетных стандартов США, Международная организация комиссий по ценным бумагам, а также Китай.
Члены Правления избираются на 2,5 года с правом переизбрания. На практике Правление Комитета собирается на неделю 4-5 раз в год. Правление выбирает председателя и его заместителя.
Консультативная группа
Консультативная группа была основана в 1981 году и включает представителей международных организаций – разработчиков и пользователей финансовой отчетности; фондовых бирж; органов, регулирующих рынки ценных бумаг; межправительственных организаций. Члены консультативной группы регулярно встречаются с Правлением КМСФО для обсуждения вопросов новых проектов Комитета, рабочей программы и стратегии КМСФО. Группа играет важную роль в подготовке и принятии международных стандартов.
Сегодня членами Консультативной группы являются:
- Международная федерация ценных бумаг и финансов (Federation Internationale des Bourses de Valeurs – FIBV);
- Международная ассоциация развития бухгалтерского образования и исследований (International Association for Accounting Education and Research – IAAER);
- Международная банковская ассоциация (International Banking Association);
- Международная ассоциация адвокатов (International Bar Association – IBA);
- Международная торговая палата (International Chamber of Commerce – ICC);
- Международная конфедерация свободных профсоюзов (International Confederation of Free Trade Unions – ICFTU);
- Всемирная конфедерация труда (World Confederation of Labor);
- Международный комитет по стандартам оценки (International Valuation Standards Committee – IVSC);
- Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation – IFC);
- Всемирный банк (The World Bank). В качестве наблюдателей в Консультативную группу входят:
- Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board – FASB);
- Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (Organization for Economic Co operation and Development – OECD);
- Европейская комиссия (European Commission);
- Отделение ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям (United Nations Division on Transnational Corporations and Investment UNDICI).
Такой представительный состав группы свидетельствует о признании, которое получили международные стандарты, и о стремлении международного бизнеса обеспечить единый подход к толкованию финансовой отчетности.
Консультативный совет по стандартам
Еще один орган КМСФО это – Консультативный (или Попечительский) совет по стандартам, созданный в 1995 году. В Консультативный совет входят самые известные специалисты, занимающие высокие посты в бухгалтерской профессии и бизнесе. Основной задачей Совета является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета КМСФО. Консультативный совет выполняет следующие функции:
- рассмотрение и комментирование стратегии и плана Правления с точки зрения их соответствия потребностям членов Комитета;
- подготовка годового отчета по эффективности деятельности Правления в процессе достижения его целей и исполнения обязанностей;
- содействие участию и одобрению работы КМСФО представителями бухгалтерской профессии, деловыми кругами, пользователями финансовой отчетности и другими заинтересованными лицами;
- поиск источников финансирования работы Комитета таким образом, чтобы это не влияло на независимость Комитета;
- рассмотрение бюджета и финансовой отчетности самого КМСФО.
Консультативный совет гарантирует независимость и объективность Правления в принятии решений по предложенным стандартам. Совет не участвует в самом процессе принятия решений и не стремится влиять на него. Сегодня в состав этого органа входят 11 членов на двухгодичной основе с правом переизбрания.
Постоянный комитет по интерпретации
В 1997 году Правление КМСФО одобрило создание Постоянного комитета по интерпретациям. В его задачи входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учета, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается совершенствованием практики учета в рамках международных стандартов и изучением новых обстоятельств, не нашедших отражения при разработке существующих стандартов. Постоянный комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, которые, собственно, и принимают те или иные интерпретации стандартов. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями без права голоса.
Совершенствование структуры КМСФО
Структура КМСФО постоянно совершенствуется. По замыслу Правления Комитета такое совершенствование должно стать важным шагом на пути превращения КМСФО в разработчика стандартов на глобальном уровне. Суть реформы состоит в превращении КМСФО в независимую организацию по типу фонда. Комитет будет состоять из двух главных органов: Доверенных лиц и Правления, а также из Постоянного комитета по интерпретациям, Консультативного совета по стандартам и Комитета по выдвижению кандидатур.
Комитет по выдвижению кандидатур необходим для выборов первой группы Доверенных лиц, и он будет включать 5-8 известных специалистов.
В состав Доверенных лиц войдут 19 лиц, имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности. Данный орган будет отвечать за выбор членов Правления, Комитета по интерпретациям и Консультативного совета. Доверенные лица будут контролировать финансовые потоки КМСФО, а также принимать решения о дальнейшей реорганизации структуры Комитета. Первоначально в состав Доверенных лиц войдут шесть представителей из Северной Америки, шесть из Европы, четыре – из Тихоокеанского региона и три из других регионов.
Вместо существующего Правления в его нынешнем составе должно появиться новое Правление, состоящее из 14 человек (из которых 12 будут работать на постоянной основе, а оставшиеся два – на неполной ставке). Предполагается, что для обеспечения должного баланса опыта минимум пять членов Правления должны иметь опыт работы в качестве практикующих аудиторов, три – опыт работы в области составления финансовой отчетности, три – опыт работы в качестве пользователей финансовой отчетности и по крайней мере один член Правления – опыт работы в высших учебных заведениях. Несколько членов Правления (но не более семи) будут поддерживать непосредственную связь с органами, устанавливающими национальные стандарты. Для принятия нового стандарта или его интерпретации необходимо будет получить одобрение со стороны 8 из 14 членов Правления.
С помощью нового Консультативного совета по стандартам все заинтересованные лица смогут представлять рекомендации по улучшению МСФО Правлению и Доверенным лицам.
Постоянный комитет по интерпретациям согласно проекту сохранит свою действующую структуру.
Данные изменения должны получить одобрение большинства из 143 членов Комитета. В случае если реорганизация пройдет успешно, то предлагаемая структура вступит в действие. Целью реформы является повышение эффективности и профессионализма КМСФО, при этом важно, что уже сейчас этот шаг вызывает положительные отклики со стороны ведущих специалистов в области бухгалтерского учета.
Процесс разработки МСФО
Для того чтобы обеспечить высокое качество стандартов, а следовательно их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов включает шесть последовательных этапов.
Первый этап – формирование Подготовительного комитета. Комитет формируется Правлением из специалистов не менее чем из трех стран и возглавляется представителем Правления. В Подготовительные комитеты могут также входить представители других организаций, представленных в Правлении, Консультативной группе, а также эксперты в определенной области.
Второй этап – разработка проекта стандарта. Подготовительный комитет намечает план работы над проектом, затем тщательно изучает практику учета по данному вопросу в различных странах, в том числе различные методы учета, подходящие для различных условий. По итогам исследования Комитет представляет на рассмотрение для Правления КМСФО Общий план разработки проекта международного стандарта финансовой отчетности.
Третий этап – подготовка рабочего проекта положений стандарта. В ходе данного этапа, который обычно длится около четырех месяцев, Подготовительный комитет готовит Проект изложения принципов или другой дискуссионный документ. В нем формулируются основные принципы подготовки Проекта международного стандарта финансовой отчетности, а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. Все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определенных случаях еще до Проекта изложения принципов Правление может выносить вопрос на обсуждение.
Четвертый этап – утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. После рассмотрения всех замечаний по рабочему проекту положений Подготовительный комитет согласовывает его окончательный вариант и представляет на утверждение Правления.
Пятый этап – составление плана разработки международного стандарта. Подготовительный комитет составляет Проект международного стандарта финансовой отчетности, который после его одобрения двумя третями Правления обычно публикуется, и все стороны могут вносить в него замечания и предложения. Данный этап может продолжаться от одного до трех месяцев.
Шестой этап – подготовка проекта международного стандарта. Подготовительный комитет рассматривает все замечания и передает Проект на рассмотрение Правления. Для принятия и опубликования нового стандарта необходимо, по меньшей мере, 12 голосов членов Правления (из 16). В противном случае Правление может принять решение о проведении дополнительных консультаций и внесении необходимых изменений в Проект. На практике это требует составления нового Проекта стандарта.
Правление также может сформировать Подготовительный комитет для внесения корректировок в уже существующие стандарты или их замены на новые стандарты. В этом случае процедура внесения изменений в стандарт аналогична вышеуказанной за тем исключением, что Подготовительный комитет также разрабатывает Проект стандарта.
Следует отметить, что утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов КМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на четыре языка (немецкий, русский, французский и польский), идет работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены на более чем 30 языков мира.
Цели и задачи бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
Отчетность любого хозяйствующего субъекта, подготовленная по международным стандартам финансовой отчетности, содержит большой объем различной информации о его деятельности. Анализ отчетных данных позволяет получить четкое представление об общих направлениях деятельности, финансовом положении, а также об активах, обязательствах и перспективах развития субъекта.
Президиум стран ЕС придает большое значение унификации финансовой отчетности кредитных организаций. В документах Президиума отмечается необходимость ускорения формирования внутреннего рынка финансовых услуг и устанавливаются сроки для реализации планов мероприятий в сфере финансовых услуг и рискового капитала на период до 2005 года. Основными из этих документов являются План мероприятий в сфере финансовых услуг и Отчеты Комиссии по финансовым услугам и рисковому капиталу. В каждом документе предусматривается формирование емкого и ликвидного фондового рынка в интересах как эмитентов, так и инвесторов. При этом в качестве одной из приоритетных задач рассматривается необходимость обеспечения большей сопоставимости финансовой отчетности кредитных учреждений различных стран как одного из факторов стабильности европейского финансового рынка. Для выполнения поставленной задачи необходимы единые стандарты финансовой отчетности: прозрачные, понятные, обеспечивающие основу для соответствующей аудиторской проверки и возможность эффективного контроля за их соблюдением.
В настоящее время рынки ценных бумаг в странах – членах ЕС характеризуются резкими изменениями и все большей степенью интеграции в связи с новыми технологиями, глобализацией и введением единой валюты – евро. Быстрое развитие информационных технологий и средств связи, в частности электронных торговых площадок, приводит к изменению условий заключения сделок и способов распространения информации. Кроме того, меняется сама система составления финансовой отчетности. Представление финансовой отчетности в Интернете облегчает доступ инвесторов к экономической информации и является объективной предпосылкой для анализа и сопоставления этой информации. Инвесторы стремятся принимать решения, связанные с движением своих капиталов, на основе постоянно раскрываемой стандартизированной финансовой и нефинансовой информации. Финансовая отчетность играет важную роль в обеспечении прозрачности хозяйственной деятельности, предоставлении определенных гарантий инвесторам и достижении общей стабильности на рынке.
В заключение отметим, что МСФО, по сути, – обобщенная практика учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и европейской). Совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухгалтерского учета. Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчетности. Принципы подготовки и составления финансовой отчетности сформулированы в виде отдельного документа, который не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет уменьшаться.