С 1 июля 2009 года вступили в силу изменения 41-й статьи ФЗ № 94, хорошо известного как «закон о госзаказе». Преобразования коснулись проведения электронного аукциона в открытой форме — теперь онлайн-торги будут проходить в строгой конфиденциальности: конкуренты узнают друг о друге только по завершении аукциона.
Совсем скоро размещение заказа для государственных и муниципальных нужд в сети Интернет станет основным способом общения правительства и поставщиков, а стоимость интернет-лотов взлетит до миллиардов рублей. Сможет ли малый и средний бизнес не только участвовать в таких аукционах, но и получить свой «кусок пирога»?
Разговоры о том, что правительство «выведет» все госзаказы в интернет, идут давно. Проведение открытых аукционов на нескольких государственных электронных площадках мыслится как панацея от коррупции, сговора, ограничения конкуренции, отсутствия доступа к информации. Вступление в силу изменений 41-й статьи 94-го ФЗ обеспечивает полную конфиденциальность участия в аукционе.
Победитель не известен до последнего: уже по завершении конкурса он, проходя процедуру допуска, обязан будет предоставить на проверку лицензию и раскрыть истинное название компании. Так в идеале задумана процедура проведения электронных торгов, прописанная в поправках к федеральному закону о госзакупках.
Такие изменения должны исключить коррупционную составляющую, а также возможность сговора между участниками и обеспечить здоровую конкуренцию, считает глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев: «До завершения аукциона госзаказчик не будет знать об участниках торгов.
Теперь возможность ценового сговора на торгах резко ограничена. Это значительно снижает коррупционность размещения госзаказов. Заказчик получает ряд участников под номерами с ценой, предлагаемой претендентом на победу, и только потом он будет проверять все необходимые лицензии, остальные требования».
Схема участия в таком аукционе предельно проста, заверил Игорь Артемьев: «Предприниматель прямо со своего компьютера сможет принять участие в торгах. Зарегистрировался, разместил информацию, заверил ее электронно-цифровой подписью и может принимать участие в электронном аукционе. Одним из самых ожидаемых последствий действия этой системы является усиление конкуренции среди поставщиков».
Руководитель ФАС рассказал, что 2 июля уже прошли первые электронные торги, и в связи с этим предупредил об ожидаемом «страшном оре» среди чиновников: завтра-послезавтра до большинства из них дойдет смысл вступления в силу с 1 июля статьи 41. Невозможность сговора и коррупционных сделок действительно может повлечь за собой оживление конкуренции.
А конкурировать есть за что: Минэнерго сняло ограничение на стоимость интернет-лотов — сейчас онлайн можно получить госзаказ на миллиарды рублей. Теперь государство планирует резко ограничить количество информационных ресурсов для проведения электронных аукционов — чем выше стоимость лота, тем серьезнее должна быть информационная безопасность, считают в Минэнерго.
Комментируя ограниченное количество электронных площадок, начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаил Евраев пояснил: «Нет ничего страшнее неконтролируемых электронных площадок — мы не можем допустить, чтобы непонятно куда уходили контракты стоимостью миллиарды рублей.
На текущем этапе работа таких площадок будет находиться под постоянным контролем антимонопольного ведомства, и это возможно только при их ограниченном количестве».
Согласно существующим сейчас нормам до 20 процентов от всего объема заказа должны получать именно представители небольших компаний. Да и в антикризисной программе правительства говорится о том, что до 800 миллиардов бюджетных денег должны доставаться через конкурсы и аукционы, в том числе и электронные, малым предпринимателям.
Чтобы бизнесменам былое еще проще участвовать в аукционе, правительством принято решение о дроблении лотов для малого бизнеса на 15 млн. рублей. В министерстве уверены, что все принимаемые меры позволят малому бизнесу не только участвовать в аукционах, но и выигрывать их.
Об этом в интервью «Российской газете» заявила представитель Минэкономразвития Анна Катамадзе: «Шансы есть всегда. Малый бизнес сам должен стать активнее и поверить, что закон работает, а значит, можно участвовать в госзакупках и выиграть их.
При этом мы должны понимать, что всех жизненных ситуаций в законе не описать, например, не описать всех случаев «затачивания» требований под конкретный товар». Поэтому госзаказ — одна из немногих отраслей, где есть быстрая и короткая процедура обжалования действий недобросовестных заказчиков и поставщиков в ФАС. Она длится 5 дней и, что важно, предшествует подписанию контракта. Оспорить в суде подписанный контракт практически нереально.
В рамках же административного обжалования нарушающие чиновники не просто платят штрафы, но и обязаны восстановить в правах предпринимателей, например, провести аукцион повторно.
А 3 июля 2009 года Госдума одобрила в третьем чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), обеспечивающие дополнительную защиту предпринимателей, участвующих в торгах за госзаказ. В частности, предлагается установить административную ответственность за неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства.
«Недробление лотов в интересах малого бизнеса будет наказываться штрафом в размере 50 тыс. рублей», — утверждает Игорь Артемьев. «В условиях, когда получить кредиты малому бизнесу почти невозможно, а процентные ставки по ним слишком высоки, большое значение имеет расширение возможности участия представителей малого и среднего бизнеса в торгах», — полагает глава ФАС России.
Депутаты также поддержали идею ФАС России о дисквалификации на срок до трех лет должностных лиц хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющих таким положением.
«Указанная мера административной ответственности может применяться как альтернативная административному штрафу», — полагает Игорь Артемьев.
Дабы проверить, будут ли «работать» новые положения об электронных аукционах, глава ФАС обратился к членам общественной организации «ОПОРА РОССИИ» с просьбой провести до конца года «контрольные закупки». Предприниматели — члены организации должны будут принять участие в электронных торгах для выявления недостатков и технических ошибок в работе онлайн-площадок.
Контроль со стороны предпринимателей за работой существующих сейчас трех пилотных официальных площадок нужен чиновникам в предупредительных целях. Во-первых, оценить эффективность. А во-вторых, выявить возможные нарушения — «поймать на живца» тех, кто не соблюдает закон.
Кроме того, общественный контроль со стороны бизнеса необходим антимонопольщикам для того, чтобы как можно быстрее начинать форсировать решение правительства о создании в стране еще 5-7 аналогичных электронных госплощадок. «Больше пока не надо», — подчеркнул Артемьев.
Осенью, по словам руководителя ФАС, депутаты должны будут принять еще ряд норм, касающихся совершенствования закона о госзакупках.
Пока антимонопольщикам совместно с Минэкономразвития не удалось провести поправки в закон о привлечении госкорпораций и естественных монополий к обязательному предоставлению госзаказов для малых компаний, отметил Игорь Артемьев. «Я уверен, осенью нам удастся провести эту норму закона», — заверил чиновник.