Учет расходов на сертификацию собственной продукции

Российский бухучет

Автор:
Источник: Журнал "Новое в бухгалтерском учете и отчетности" №17-2008
Опубликовано: 20 Октября 2009

Порядок проведения сертификации продукции установлен Законом № 184 – ФЗ . Согласно ст . 2 данного Закона сертификация — это форма подтверждения соответствия объектов , в том числе продукции , требованиям технических регламентов , положениям стандартов , сводов правил или условиям договоров . Выполнение работ по сертификации возлагается на орган по сертификации — организацию или индивидуального предпринимателя , аккредитованных в установленном порядке для проведения таких работ . Подтверждение соответствия продукции оформляется сертификатом соответствия .

Законом предусмотрена обязательная и добровольная сертификация. В обязательном порядке сертификация проводится только в случаях, определенных техническим регламентом, и исключительно на соответствие объекта требованиям этого регламента. Технический регламент принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации на территории РФ, установлен также в Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация . Объекты, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии, входят в другой документ — Номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответст-вии 1 . Отметим, что обязательной сертификации может подлежать только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Если продукция получила сертификат соответствия или декларацию, то она маркируется знаком обращения на рынке.

Добровольное подтверждение соответствия производится по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для определения соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Продукция, прошедшая такую сертификацию, маркируется системами добровольной сертификации, например знаком «Гарантия качества», «Экологичный продукт» или «Стандарт».

Сертификация продукции проводится в целях:

  • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • обеспечения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках, создания условий для деятельности организаций на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Бухгалтерский учет

Расходы в бухгалтерском учете признаются в зависимости от их характера, условий ведения и направлений деятельности организации либо в составе расходов по обычным видам деятельности, либо в составе прочих расходов (п. 4 ПБУ 10/99 ). В частности, расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, признаются расходами по обычным видам деятельности. Расходы, которые по своему характеру не связаны с изготовлением и продажей продукции, признаются в составе прочих.

Очевидно, что расходы по сертификации должны признаваться расходами по обычным видам деятельности в составе себестоимости производимой продукции, так как подтверждают соответствие производимой продукции установленным для нее требованиям.

По общему правилу расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической оплаты (п. 18 ПБУ 10/99). В то же время затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Как правило, сертификат соответствия выдается на определенный период. Таким образом, расходы, связанные с его получением, признаются расходами будущих периодов и учитываются в себестоимости продукции в порядке, установленном в учетной политике. Расходы на сертификацию могут складываться:

  • из стоимости услуг органа по сертификации;
  • расходов на доставку образцов продукции в лабораторию и их хранение;
  • стоимости образцов готовой продукции, которые использовались для испытаний, если они утратили свои потребительские свойства и не могут быть реализованы в дальнейшем.

Рассмотрим на примере, как будут отражены в бухгалтерском учете операции по добровольной сертификации.

Пример 1. Организация в августе 2008 г . заключила с аккредитованным центром по сертификации договор на проведение добровольной сертификации своей продукции . Стоимость услуг сертификации по договору — 35 400 руб . ( в том числе НДС — 5400 руб .). Для проведения сертификации переданы образцы продукции , себестоимость которых составила 28 000 руб . Услуги оплачены в августе . По результатам сертификации организации был выдан сертификат соответствия сроком на три года — с 1 сентября 2008 г . по 31 августа 2011 г .

В бухгалтерском учете организации делаются следующие проводки :

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — К 51 «Расчетные счета» — 35 400 руб . — оплачены работы по сертификации продукции ( первичный документ — выписка банка по расчетному счету );

Д 97 «Расходы будущих периодов» — К 43 «Готовая продукция» — 28 000 руб . — списана себестоимость образцов продукции , переданных на сертификацию ( первичный документ — накладная );

Д 97 — К 60 — 30 000 руб . — отражена в составе расходов будущих периодов стоимость работ на проведение сертификации ( первичные документы — договор с центром по сертификации , акт о выполнении работ , сертификат соответствия );

Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — К 60 — 5400 руб . — отражен НДС по работам , связанным с проведением сертификации ( первичный документ — счет – фактура );

Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» — К 19 — 5400 руб . — принят к вычету НДС по работам , связанным с сертификацией ( первичный документ — счет – фактура );

ежемесячно в течение срока действия сертификата

Д 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы» ) — К 97 — 1611 руб . [(30 000 руб . + + 28 000 руб .) : 36 мес .] — отражены в составе себестоимости продукции расходы по сертификации ( первичный документ — бухгалтерская справка – расчет ).

Налоговый учет

Организация вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для проведения операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС (п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ). Указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ). Требования о списании стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) для принятия НДС к вычету Налоговый кодекс РФ не содержит. В данном случае выполненные работы по сертификации принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 97, следовательно, в этот момент у организации возникает право на вычет при наличии подтверждающих документов.

В целях налогообложения прибыли расходы на сертификацию независимо от того, проводилась она на добровольной или обязательной основе, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, налогоплательщик распределяет расходы самостоятельно.

Поскольку сертификат соответствия выдается на определенный срок и используется организацией при производстве и реализации продукции в течение этого срока, расходы на сертификацию следует распределять в течение срока действия сертификата. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 2 ноября 2006 г. № 03-03-02/268 и от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/4/96.

В подпункте 2 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержится каких-либо дополнительных условий для признания расходов на сертификацию. В то же время Минфин России считает, что в целях налогообложения прибыли, в частности, расходы на добровольную сертификацию учитываются, если такая экспертиза проводится в форме подтверждения в соответствии с Законом № 184-ФЗ (письма от 25 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/137, от 4 сентября 2006 г. № 03-03-04/4/143).

Обратите внимание, что по вопросу признания расходов при налогообложении прибыли есть противоположная точка зрения. Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию продукции организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. В обоснование такой позиции можно сослаться на подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, согласно которому расходы в виде средств на оплату сторонним организациям выполненных ими работ принимаются к налоговому учету на одну из следующих дат:

  • дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода.

В случае сертификации продукции между организацией и сертифицирующим органом заключается договор, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (ст. 25 Закона № 184-ФЗ). Следовательно, когда эти работы будут завершены и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и у организации появится право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы. Поэтому получение сертификата не подпадает под условия п. 1 ст. 272 НК РФ: сертификат не является договором, а договор на проведение сертификации выполняется органом по сертификации единовременно. Таким образом, расходы на проведение сертификации могут признаваться единовременно независимо от срока действия сертификата. Однако если организация спишет данные расходы единовременно, то, возможно, свою правоту ей придется отстаивать в суде.

Анализ судебной практики показывает, что суды не едины в своей позиции. Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 12 февраля 2007 г. по делу № А66-13850/2005 и от 22 марта 2006 г. по делу № А56-14268/2005 и ФАС Поволжского округа в Постановлении от 26 июля 2005 г. по делу № А72-6739/04-7/50 признают обоснованность распределения расходов на сертификацию в течение отчетных периодов, относящихся к сроку его действия. А вот ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 10 января 2007 г. по делу № А56-20957/2005, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 7 августа 2006 г. по делу № Ф04-4867/2006(25120-А46-33) и ФАС Уральского округа в Постановлении от 23, 16 августа 2005 г. по делу № Ф09-3476/05-С2 признают обоснованность единовременного признания расходов на сертификацию.

Если организация решает признавать затраты на сертификацию в целях налогообложения прибыли в составе расходов единовременно в момент их возникновения, образуются налогооблагаемые временные разницы ( п. 12 ПБУ 18/02), приводящие к появлению отложенного налогового обязательства, которое в дальнейшем, по мере признания в бухгалтерском учете расходов на сертификацию, будет погашаться.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. В соответствии с учетной политикой организации затраты на сертификацию отражаются в налоговом учете в составе расходов единовременно в момент их возникновения . В бухгалтерском учете организации 31 августа 2008 г . должна быть сделана запись :

Д 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — К 77 «Отложенные налоговые обязательства» — 13 533 руб . [(58 000 руб . – 1611 руб .) ? 24%] — отражено отложенное налоговое обязательство .

Также возможна ситуация, когда организация до окончания срока действия сертификата прекратит выпуск и реализацию продукции, на которую этот сертификат получен. В таком случае остаток расходов, учтенный на счете 97, в бухгалтерском учете подлежит единовременному признанию в составе прочих расходов (по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

Сумму вычета по НДС восстанавливать не нужно, поскольку такая операция не перечислена в п. 3 ст. 170 НК РФ. В целях налогообложения прибыли остаток непере-несенных расходов, как отвечающих изначально требованиям п. 1 ст. 252 Кодекса, организация может признать единовременно в периоде принятия решения о прекращении производства продукции как прочие обоснованные внереализационные расходы (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Если на складе есть остатки непроданной продукции, можно продолжать распределять затраты в составе расходов, связанных с продажей, в течение периода реализации товара (по данному вопросу см. также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2007 г. по делу № А56-33529/ 2006).

Последствия отказа в выдаче сертификата соответствия

На практике возможны ситуации, когда орган по сертификации по результатам проведенного исследования отказывает организации в получении сертификата соответствия. Однако расходы организацией уже произведены (например, переданы на исследование образцы продукции, оплачены услуги по проведению лабораторных исследований). В этом случае после получения отказа указанные расходы в целях бухгалтерского учета подлежат признанию в составе прочих расходов, не связанных с производством и реализацией продукции.

А для целей налогообложения применение вычета по НДС и признание произведенных расходов могут нести для организации существенные налоговые риски. Ведь если в выдаче сертификата отказано, то производство и реализация продукции становятся невозможными. В такой ситуации организация не может принять к вычету НДС, так как понесенные расходы оказываются не связанными с деятельностью, облагаемой НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Руководствуясь таким подходом, налоговые органы могут признать данные расходы не отвечающими требованиям ст. 252 НК РФ. Прямых письменных разъяснений официальных органов по данному вопросу нет. Но существует ряд ситуаций, когда фискальные органы не разрешают учитывать расходы при получении отрицательного результата, например оплату услуг по подбору кадров, расходы на оформление и выдачу виз, если командировки не состоялись (письмо Минфина России от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/2/134). Есть судебное решение, в котором указано, что, поскольку фактического использования результата оказанных услуг не было, признать данные расходы экономически обоснованными невозможно (Постановление ФАС ЗападноСибирского округа от 26 октября 2005 г. по делу № Ф04-7555/2005(16171-А45-40)).

До 2005 г. аналогичной позиции Минфин России придерживался и по расходам на участие в тендерах (письмо от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1), хотя с 2005 г. поменял свое мнение на противоположное (письма от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/109 и от 31 октября 2005 г. № 03-03-02/121). С ним солидарна и ФНС России (письмо от 18 ноября 2005 г. № ММ-6-02/961). Поэтому если организация хочет избежать налогового спора и величина затрат несущественна, то целесообразно не учитывать такие расходы в целях налогообложения прибыли и применения вычета по НДС.

Налогоплательщики, которые готовы отстаивать право на признание расходов и вычета по НДС, могут использовать следующие аргументы. В целях налогообложения прибыли организация не может учесть расходы, прямо поименованные в ст. 270 НК РФ, либо иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом понесены для ведения деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, направленные на получение доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Конституционный Суд РФ подтвердил, что расходами признаются затраты, которые изначально направлены на получение дохода. Организации имеют право уменьшать платежи по налогу на прибыль за счет расходов даже по убыточным сделкам, если эти операции имели своей целью получение дохода (Определения КС РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, № 366-О-П).

Статья 171 НК РФ не содержит прямого требования, чтобы результаты приобретенных работ (услуг) использовались в операциях, облагаемых НДС. Согласно указанной статье применение вычета возможно, если работы (услуги) приобретались для налогооблагаемых операций. Отрицательный результат не означает, что услуга не приобреталась для облагаемых операций. Заключая договор, организация имела намерение получить сертификат соответствия. Значит, налицо осуществление расходов, направленных на получение дохода, но не давших результата. Поэтому организация может принять НДС к вычету и уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы, связанные с проведением сертификационных работ. Но в этом случае не исключено, что свою позицию ей придется отстаивать в суде.

Автор: