Нормальное функционирование экономики государства, ее активный рост, социально-экономическая и политическая стабильность в стране невозможны без формирования так называемого «среднего класса». Создание необходимых для этого условий – важнейшая задача органов государственной и исполнительной власти. Ее выполнение не представляется возможным без построения максимально благоприятных условий для развития малого бизнеса, без создания простой и понятной, но в то же время эффективно действующей системы налогообложения.
Введение в действие с 1 января 2003 г. новой гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ – один из важнейших шагов по практической реализации указанной задачи.
Целью данной статьи является попытка проанализировать новый порядок применения упрощенной системы налогообложения, его особенности, а также выявить возможные трудности при его реализации на практике применительно к организациям и предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без лица (далее – предприниматели).
В соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса организации при переходе на упрощенную систему освобождаются от уплаты налога с продаж, НДС, ЕСН, налога на прибыль и налога на имущество, а предприниматели – от налога с продаж, НДС, ЕСН, налога на доходы физических лиц (в части дохода от предпринимательской деятельности) и налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Вместо указанных налогов организации и предприниматели уплачивают единый налог. Кроме того, у них остается обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также по выполнению обязанностей налоговых агентов. Все остальные налоги уплачиваются как организациями, так и предпринимателями в общем порядке.
Для перехода с очередного календарного года на упрощенную систему налогообложения необходимо представить в налоговую инспекцию заявление до 30 ноября года, предшествующего такому переходу. Однако если хозяйствующий субъект только создается, то подача заявления и соответственно применение упрощенной системы осуществляются одновременно с регистрацией в налоговом органе.
Перечень тех, кто не может применять упрощенную систему налогообложения определен в ст. 346.12 Налогового кодекса. К ним относятся организации и предприниматели: производители подакцизных товаров; переведенные на уплату единого налога на вмененный доход; занимающиеся игорным бизнесом; средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период составляет более 100 человек.
Кроме того, для организаций установлены дополнительные ограничения, заключающиеся в следующем:
наличие филиалов и представительств;
если доля участия других организаций составляет более 25% (кроме организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда – не менее 25%);
- если доход от реализации (без НДС и налога с продаж) за 9 месяцев года, предшествующего переходу на упрощенную систему, превышает 11 млн руб.;
- если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов,
- определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
Как видно, для организаций установлено больше ограничений, чем для предпринимателей.
Следует обратить внимание на то, что, согласно п. 4 ст. 346.13, как организации, так и предприниматели могут утратить право на применение упрощенной системы. Это происходит в том случае, если доход за налоговый (отчетный) период превысит 15 млн руб. или стоимость амортизируемого имущества – 100 млн руб.
Порядок определения – объекта налогообложения идентичен для обеих организационно-правовых форм: в качестве него могут быть выбраны либо доходы, либо доходы за вычетом расходов. При этом доходы и расходы признаются после их фактической оплаты, а выбранный объект налогообложения должен оставаться неизменным до конца года.
Порядок определения доходов регламентируется ст. 346.15 Налогового кодекса. При этом организации учитывают доходы от реализации (определяемые согласно ст. 249 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ), а также внереализационные доходы (определяемые в соответствии со ст. 250 гл. 25 НК РФ), а предприниматели – доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
Порядок исчисления расходов установлен ст. 346.16 Налогового кодекса. Данная статья содержит закрытый перечень затрат, на которые можно уменьшить доходы (всего установлено 23 вида расходов). При этом следует помнить, что в соответствии с п. 2 ст. 346.16 большинство расходов должно учитываться в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, а согласно п. 1 ст. 252 гл. 25 НК РФ расходы должны быть экономически оправданными и документально подтвержденными.
До начала 2003 г. оставался нерешенным важный вопрос, напрямую затрагивавший интересы большого числа организаций и предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность. Закрытый перечень, приведенный в ст. 346.16, не позволял учитывать в составе расходов стоимость товаров, приобретенных для последующей перепродажи. Кроме того, помня о невозможности изменять в течение года объект налогообложения, выбирать в качестве такового доходы, уменьшенные на величину расходов, было экономически невыгодным. Вступление в силу Федерального закона от 31.12.02 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» урегулировало данную ситуацию. Перечень расходов был дополнен подп. 23, разрешающим учитывать стоимость приобретаемых товаров в составе расходов налогоплательщика.
Важным является то, что подп. 23 предписывает учитывать эти расходы за минусом НДС. В тоже время подп. 22 п. 1 ст. 346.16, также введенный в текст закона, разрешает налогоплательщику уменьшать доходы на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Таким образом, стоимость товаров, предназначенных для перепродажи, будет учитываться в составе расходов на основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16, а сумма НДС, уплаченного при их приобретении, на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16.
Дополнительно в п. 1 ст. 346.13 было внесено положение, согласно которому налогоплательщики могут изменить выбранный объект налогообложения и после подачи заявления о переходе на упрощенную систему. Однако это надо было сделать с начала налогового периода. Учитывая тот факт, что Закон № 191_ФЗ был принят лишь 31 декабря 2002 г., данная «задержка», на наш взгляд, существенно уменьшила число желающих применять в 2003 г. упрощенную систему налогообложения. Говоря об особенностях определения базы налогообложения, следует отметить, что Налоговый кодекс предусматривает уплату еще одного налога – минимального. Он применяется к плательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы за минусом расходов. Порядок его применения одинаков для организаций и предпринимателей.
Минимальный налог (пример 1) уплачивается в случае, если сумма налога, исчисленного в общем порядке (15% от величины доходов, уменьшенных на сумму расходов), оказывается меньше 1% от величины доходов.
В соответствии со ст. 346.20 налоговые ставки различаются в зависимости от объекта налогообложения. Так, если объектом налогообложения выступают доходы, то применяется ставка в размере 6%, а если доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка 15%.
Сроки и порядок представления налоговых деклараций, а также уплаты авансовых платежей и окончательной суммы налога определены статьями 346.23 и 346.21 Налогового кодекса.
Согласно ст. 346.19 НК РФ отчетными периодами установлены: квартал, полугодие и 9 месяцев, а налоговым периодом – год.
По итогам отчетного периода (квартала) все категории плательщиков обязаны представить налоговые декларации, а также уплатить авансовые платежи. Срок подачи деклараций и уплаты платежей совпадает – не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Срок подачи деклараций по итогам налогового периода (года) различен для организаций и предпринимателей. Так, организации обязаны представить декларации до 31 марта следующего за истекшим года, а предприниматели – до 30 апреля. Уплачивается единый налог также до 31 марта всеми плательщиками.
Отметим, что, хотя п. 2 ст. 346.23 НК РФ установлено, что предприниматели должны представлять декларации по итогам года до 30 апреля следующего года, налог они должны уплатить до 31 марта. Это необходимо сделать ввиду того, что срок уплаты налога по итогам года установлен п. 7 ст. 346.21 НК РФ для всех налогоплательщиков, без специальных оговорок.
Кроме того, в п. 3 ст. 346.21 указано, что налогоплательщики, использующие в качестве объекта налогообложения доходы, могут уменьшить сумму налога (авансового платежа) на суммы уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом необходимо помнить, что взносы на пенсионное страхование могут уменьшить сумму налога (авансового платежа) не более чем на 50%, а в отношении пособий по нетрудоспособности такого ограничения нет.
В целях выбора наиболее оптимальной системы налогообложения (традиционной или упрощенной) произведем расчеты на конкретном числовом примере. Применительно к упрощенной системе налогообложения расчеты произведем для двух возможных объектов налогообложения.
Условия примера. Организация (предприниматель) осуществляет торговую деятельность. Единственным видом дохода являются доходы от продаж, расходы складываются из расходов на закупку товара для последующей перепродажи, на заработную плату сотрудникам и на оплату аренды помещения (табл. 1).
В соответствии с условиями, представленными в табл. 1, произведем исчисление налогов, подлежащих к уплате в случае применения общей системы налогообложения (табл. 2).
Произведенные расчеты свидетельствуют, что суммы налогов, уплачиваемые организациями и предпринимателями, при использовании общей системы налогообложения в целом сопоставимы. В то же время предприниматели должны уплатить налогов примерно на 2,5 тыс. руб. больше. Далее рассчитаем суммы налогов при применении упрощенной системы налогообложения при использовании обоих разрешенных объектов налогообложения (табл. 3).
Результаты сравнения применения общей и упрощенной систем налогообложения проиллюстрированы на рис. 1.
Таблица 1
Исходные данные для расчета налогов, руб.
Таблица 2
Расчет суммы уплачиваемых налогов при общей системе налогообложения, руб
Произведенные расчеты свидетельствуют, что суммы налогов, уплачиваемых организацией и предпринимателями, при использовании общей системы налогообложения в целом сопоставимы. В то же время предприниматели должны уплатить налогов примерно на 2,5 тыс. руб. больше. Далее рассчитываем суммы налогов при применении упрощенной системы налогообложения при использовании обоих разрешенных объектов (табл 3.)
Таблица 3
Расчет суммы уплачиваемых налогов при упрощенной системе налогообложения, руб
Как видно, суммы единого налога различаются довольно -таки значительно6 при использовании в качестве объекта налогообложения величины доходов сумма налогов меньше примерно на 8,2 тыс руб. Сравним эффективность применения налоговых систем (табл 4).
Как видно, применение упрощенной системы налогообложения позволяет снизить налоговое бремя. Это происходит при выборе обоих разрешенных объектов налогообложения, однако максимальной эффективности в данном случае можно достичь, используя в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В заключение хотелось бы выразить надежду, что новый порядок применения упрощенной системы налогообложения вызовет меньше разногласий и судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.