Великий телекоммуникационный кризис
В условиях кризиса в телекоммуникационном секторе появляется реальная опасность того, что тон в этой индустрии вновь начнут задавать гигантские компании-монополисты, меньше всего заинтересованные в развитии новых технологий и в удовлетворении потребностей своих клиентов.
«В наши дни не может существовать иной экономики кроме общемировой экономики, иного Интернет кроме общемирового Интернет, и иной инфраструктуры кроме общемировой инфраструктуры», – так сказал известный проповедник новых информационных технологий Джордж Глайдер еще в феврале 2001 года. В тот раз он предсказал скорое начало борьбы между двумя телекоммуникационными компаниями, Global Crossing и 360networks, за звание лидера мировой телекоммуникационной индустрии. В то же время, по его мнению, им обеим хватило бы места на перспективном многомиллиардном рынке, и, таким образом, никто из его участников не оказался бы в проигрыше.
К сожалению, реальность оказалась несколько менее впечатляющей, чем прогнозы Глайдера: в течение последующего года обе упоминавшиеся компании были вынуждены объявить себя банкротами, наглядно демонстрируя, как быстро может меняться ситуация в индустрии high-tech. При этом, несмотря на уверения Глайдера, в ходе их краха кое-кто все же оказался в проигрыше. Речь идет о банках и акционерах, в свое время вложивших свои средства в ныне обесценившиеся акции телекоммуникационных компаниях, или выдавших им кредиты, получить которые сегодня уже нет никакой возможности.
В течение последних недель мы стали свидетелями полномасштабного падения фондовых рынков в США и в других странах мира, причем, в ряде случаев, цены на акции упали до уровня шестилетнего минимума. В подобных условиях уверения президента Буша в том, что на самом деле экономическая ситуация в США вполне устойчива, и что американские компании находятся в гораздо лучшей форме, чем можно судить исходя из недавних скандалов, выглядят весьма неубедительно. Хотя последние данные о состоянии мировой экономики пока не дают повода бить тревогу, инвесторам впору всерьез задуматься о возможности новой рецессии, причем не только в США, но и в других странах. При этом, в наибольшей степени текущие проблемы экономики ощущаются в той индустрии, которая стала центром большинства последних корпоративных скандалов: в телекоммуникационном секторе.
По своим последствиям крах телекоммуникационной индустрии может оказаться примерно в 10 раз более опасным, чем крах «электронного» бизнеса. Более того, рост и возможное падение акций телекоммуникационных компаний может претендовать на звание крупнейшего «мыльного пузыря» в истории мировой экономики. Общая величина тех долгов, которые успели на сегодняшний день наделать телекоммуникационные компании, составляет около $1 трлн. Когда выяснилось, что этих денег недостаточно для того, чтобы удержать их на плаву, телекоммуникационные компании были вынуждены прибегнуть к манипуляциям с отчетностью для того, чтобы скрыть от инвесторов масштабы своих проблем. Наиболее типичным примером подобного метода решения своих проблем может служить компания WorldCom, бухгалтера которой «ошибочно» записали расходы в размере $3.8 млрд по статье «вложения в капитальные активы». В настоящее время WorldCom стоит на грани банкротства. Если эта компания будет вынуждена объявить о своей финансовой несостоятельности, то ее банкротство станет крупнейшим в истории, превзойдя по масштабам даже скандально известный крах энергетического гиганта Enron.
Из всего вышесказанного можно заключить, что сегодня вопрос вывода телекоммуникационной индустрии из ее теперешнего кризиса имеет жизненно важное значение не только для финансовых рынков, но и для мировой экономики в целом. Для того, чтобы преодолеть текущие трудности, телекоммуникационному сектору придется пройти через долгие годы болезненной реорганизации, необходимой для того, чтобы справиться с чрезмерными мощностями, созданными за последние годы, а также произвести реструктуризацию огромных долгов, обременяющих эту индустрию. Разумеется, в ходе этого процесса ряд вчерашних фаворитов могут пополнить ряды банкротов.
Уже сегодня можно заключить, что в ходе процесса реструктуризации в наибольшей степени выиграют те компании, которые занимаются непосредственным обслуживанием конечных пользователей. В текущих условиях эти компании выглядят более предпочтительно, чем поставщики телекоммуникационных услуг, действующие на общегосударственном или региональном уровне. Как правило, клиенты отказываются от услуг таких провайдеров при первых же признаках того, что их положение ухудшилось. В то же время, как правило, у конечных пользователей нет возможности выбора локального оператора. В теории, государственные контролирующие органы должны заставлять местных монополистов «делиться» своими мощностями, позволяя им предоставлять пользователям услуги с помощью имеющейся инфраструктуры. Однако, на практике большинство компаний с легкостью обходят эти требования с помощью прорех в законодательстве.
В условиях, когда конкуренты, действующие на более высоком уровне, не могут разрешить свои многочисленные проблемы, местные монополисты начинают все больше напоминать телекоммуникационные компании прошлого, т.е. тех времен, когда эта отрасль жила по законам естественной монополии. В результате, некоторые экономисты могут сделать вывод об ошибочности проведенной в телекоммуникационном секторе либерализации, заявив, что концепция естественной монополии в этой области смогла на практике доказать свое право на жизнь.
На самом деле, подобный вывод ни в коем случае не может быть правильным. Либерализация рынка телекоммуникаций принесла огромные преимущества для потребителей. Появление конкурентов заставило прежних монополистов умерить свои аппетиты, сократить цены, начать предоставлять новые услуги и навсегда прекратить вести себя так, как будто окружающие обязаны им самим своим существованием. Для примера возьмем существенное сокращение за последние годы стоимости междугородных и международных телефонных звонков или повсеместное распространение мобильных телефонов: все это является прямым следствием появления конкуренции в телекоммуникационном секторе. Никто не станет спорить с тем, что одним из негативных эффектов недавнего «телекоммуникационного бума» стало создание чрезмерных сетевых мощностей, не подкрепленных адекватным спросом. Тем не менее, желание исправить этот недостаток не должно выливаться в возвращение прошлого, когда тон в индустрии задавали монополисты.
Проблема заключается в том, что в условиях кризиса, поразившего сегодня телекоммуникационную отрасль, именно бывшие монополии оказываются в наиболее предпочтительном положении. В краткосрочном периоде они вполне могут привлечь необходимые инвестиции для того, чтобы приобрести активы своих разорившихся конкурентов, тем самым подвигая индустрию в сторону дальнейшей консолидации. Хотя это даст телекоммуникационному сектору столь необходимую ему сегодня стабильность, с учетом долгосрочного развития индустрии было бы неправильно сегодня предоставлять бывшим монополиям какие-либо льготы, способные в будущем защитить их от конкурентов.
В противном случае, после завершения нынешнего телекоммуникационного кризиса в руках бывших монополий окажется слишком много силы, которая даст им возможность поднять цены и ограничить распространение инновационных технологий. Единственное, что может заставить гигантов связи учитывать в своем развитии интересы клиентов и новые разработки – это наличие жизнеспособных конкурентов. Хотя сегодня может быть сложно представить, каким образом эти потенциальные конкуренты смогут выйти на рынок, в будущем их появление можно считать неизбежным. И, после того, как эти фирмы появятся, государственные контролирующие органы должны будут проследить за тем, чтобы законодательная база обеспечивала бы им нормальные условия для работы.