Бухгалтеру подвластны почти все «сокровища» компании. У него есть доступ к деньгам, ценным бумагам, договорам. И всеми этими благами он теоретически может воспользоваться в своих целях. Однако Уголовный кодекс содержит наказание за злоупотребление служебными полномочиями. Выясним, докуда простираются границы бухгалтерских полномочий.
Бухгалтерский учет, налоговый учет, расчеты с банком – всю эту армию цифр возглавляет бухгалтер фирмы. Директору нужно вести переговоры, заключать договоры, подбирать персонал, планировать финансы. Поэтому в тонкости бухгалтерии ему вникать некогда. Идеальный вариант – подобрать на эту должность надежного человека, чтобы он хорошо знал учетное дело и «вкалывал» за пятерых. И на которого можно положиться в трудную минуту. Например, когда в компании настанет финансовый кризис и нужно будет принимать быстрые и правильные решения. Правильные с точки зрения сохранения денег директора или учредителя.
Правда если «правильные» решения идут вразрез с законными интересами государства, самой фирмы и ее сотрудников, то управленец, принимающий их, вероломно злоупотребляет своими полномочиями. А за это злодеяние могут и наказать. По статье 201 Уголовного кодекса.
Некоторые несознательные бухгалтеры не столько радеют за благополучие фирмы, сколько за пополнение своего собственного кармана. Они злоупотребляют своими полномочиями с выгодой для себя. Например, заключают договора, заведомо невыгодные для фирмы, или принимают решение выдать кредит сотруднику на «суперльготных» условиях (конечно, не «за спасибо»), умело скрывают хищение материальных ценностей.
За злоупотребление полномочиями могут наказать того, кто постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняет организационные, распорядительные или административно – хозяйственные обязанности (прим. 1 к ст. 201 УК). Как мы указывали ранее многие из этих функций входят в должностные обязанности бухгалтера. Так что он вполне подходит под объект инквизиторских притязаний статьи 201 Уголовного кодекса.
Наказание за злоупотребление полномочиями – штраф до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы (или другого дохода) провинившегося за период до восемнадцати месяцев. А можно и поработать – от 180 до 240 часов в лучшем случае и от одного года до двух лет – в худшем. Ну и самое неприятное – «злоупотребителя» могут арестовать на срок от трех до шести месяцев, или лишить свободы на срок до трех лет (ст. 201 УК).
Нужно обратить внимание на то, что наказать бухгалтера, в случае, когда затронуты интересы коммерческой фирмы, можно только по заявлению от лица «пострадавшей» организации либо с ее согласия. А вот, если вред причинен интересам государственных или муниципальных организаций, интересам граждан, то чьего либо согласия уже не требуется.
Совершение сделок против интересов компании или сотрудников фирмы, кроме возбуждения уголовного дела может повлечь и другие правовые последствия. Например, налоговые инспекторы могут подать иск в суд и признать сделки, которые не в чем не повинная фирма совершала руками «злоупотребляющего» управленца, недействительными (п.11 ст. 7 Закона «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1). А потом, все полученное по сделкам взыскать в доход государства.
Квартира вместо налогов
В отношении главного бухгалтера, которая была дочерью директора завода, было возбуждено уголовное дело за злоупотребление полномочиями. Следователи обнаружили, что при задолженности по налогам в несколько миллионов рублей, деньги завода были направлены на покупку квартиры для главного бухгалтера с условием, что в течение пяти лет она будет погашать ее стоимость из своей заработной платы.
Работники подождут
Директор с бухгалтером решили, что зарплата сотрудников может подождать. А пока нужно выделить материальную помощь первым лицам компании. Как выяснилось позже, средства были истрачены на отдых первых лиц и на приобретение личных автомобилей. Следователи решили, что бухгалтер злоупотребил своими полномочиями: вместо выплаты зарплаты в срок, как того требует Трудовой кодекс, он потратил деньги компании на приобретение личных благ. Причем, в этом случае, были затронуты и интересы компании, и интересы ее сотрудников.