Выводы и предварительные рекомендации

Разработка стратегии...
Источник: ФКЦБ, апрель 2003 г.
Опубликовано: 20 Сентября 2010

Выводы и предварительные рекомендации

Международные стандарты финансовой отчетности созданы, чтобы готовить финансовые отчеты, которые могут использоваться широким кругом лиц, принимающих финансовые решения. МСФО сейчас используются (или в ближайшем будущем начнут использоваться) во многих странах и затрагивают различные аспекты:

  • являются или будут являться обязательной формой отчетности в законодательном порядке (например, для компаний, чьи акции котируются на биржах Кипра – в настоящее время, для всех компаний в Австралии – к 2005 году, для консолидируемой отчетности компаний, чьи акции котируются на биржах стран ЕС – к 2005 году);
  • являются альтернативной формой отчетности (например, для консолидируемой отчетности компаний, чьи акции котируются на биржах Германии, или всех компаний Австрии);
  • разрешены для иностранных резидентов (например, на Лондонской Фондовой Бирже);
  • используются как основа для создания национальных стандартов некоторых стран (например, Сингапура и Малайзии)

В некоторых странах, создание национальных стандартов будет полностью прекращено. Это произойдет в Греции в 2003 году и в Австралии в 2005. Вполне возможно, что то же самое произойдет в Великобритании к 2005 году. Краткое изложение юридического статуса МСФО в отдельных странах показано в таблице 26. Оно базируется на материалах раздела 3. Таблица включает 5 стран с самой развитой в мире экономикой и некоторые другие интересные страны, которые не вошли в этот доклад. Таблица содержит правила для компаний-резидентов, но не для компаний иностранного происхождения, внесенных в реестр фондовой биржи страны.

Глобальная система финансовой отчетности для консолидируемой отчетности компаний, чьи акции котируются на биржах, дает немало преимуществ. В некоторых странах, например, в Германии, Японии и России, переход на МСФО может также использоваться для трансформации отчетности к стандартам, более подходящим для рынка ценных бумаг. Если страна перешла на МСФО для одной цели, это создает преимущества для перехода для осуществления всех задач. Однако необходимо (i) избежать затруднения деятельности маленьких компаний, и (ii) установить стандартизированные взаимоотношения между МСФО и национальной фискальной системой. Этот доклад рассматривает связи между налогами и отчетностью и различия между национальными стандартами и МСФО, для нескольких основных стран. Мы также рассмотрели практические проблемы внедрения МСФО, включая всевозможные формы механизма принуждения.

Рекомендации для России, которые следуют из проведенного анализа, следующие:

  1. Обязательное утверждение МСФО для финансовой отчетности российских компаний, публично издающих ценные бумаги, станет подходящим ответом всемирному развитию. Выгоды России проявятся не только в приемлемости отчетности российских компаний иностранцами, но и в большей эффективности финансового рынка внутри страны.
  2. Непосредственным следствием внедрения МСФО для определенных российских компаний в 2004 году станет необходимость обучения МСФО бухгалтеров и аудиторов. Программы и тренинги должны быть внедрены немедленно.
  3. Необходимо издать детализированное руководство по МСФО но русском языке. Особенно тщательно необходимо проанализировать некоторые вопросы бухучета, такие как контрольная цена, бартер, связанные стороны, инфляционный учет. Вероятно, подробное руководство по многим аспектам МСФО имеет первостепенную важность. Бухгалтерские сообщества, которые будут разрабатывать руководства по МСФО, должны консультироваться с Правлением КМСФО, чтобы российские пособия по МСФО не шли в разрез с общемировыми. Будет полезно привлекать людей, работающих с Правлением КМСФО для создания пособий для России.
  4. МСФО будут эффективно работать, если будет создан необходимый механизм претворения их в жизнь. Вначале должен быть независимый аудит, затем необходимо создать систему контроля. Мы рекомендуем пересмотреть и привести в соответствие с общемировыми стандартами текущие институты, обеспечивающие, проводящие мониторинг и регулирующие независимость аудиторов, также необходимо пересмотреть границы ответственности российских аудиторов. Наши дальнейшие рекомендации сводятся к тому, что нужно усилить контроль за фондовым рынком со стороны регулирующих организаций. В своих действиях необходимо опираться на изложение действующих правил CESR.
  5. Также мы рекомендуем в ближайшем будущем начать применять принципы учета по МСФО в финансовых отчетах российских юридических лиц, входящих в группу компаний, чьи акции котируются на бирже. Постепенно их иностранные филиалы должны также будут прийти к этому. Мы верим, что эти действия упростят процедуры финансовой отчетности и улучшат ситуацию с системами информации для управления. Переход к МСФО повысит потребность в создании стандартизированной системы корректировки отчетности по МСФО для расчета налогооблагаемого дохода по российским стандартам.
  6. Раз МСФО используются для консолидированной и неконсолидированной отчетности зарегистрированных хозяйственных подразделений, то это создаст немало предпосылок для дальнейшего их внедрения в экономику страны. Иначе, бухгалтерам, аудиторам и другим лицам, имеющим дело с отчетностью, придется изучать два вида финансового учета. Однако распространению МСФО на малые компании должна предшествовать разработка специальной формы МСФО для малого бизнеса. Если Правление КМСФО не успеет сделать это вовремя, национальная версия Стандартов может быть создана, безусловно, в соответствии с принципами разработчиков стандартов в других странах (таких как, Совета по Финансовой Отчетности Великобритании или Института Дипломированных Бухгалтеров Новой Зеландии). Этот упрощенный набор стандартов должен быть согласован с требованиями Четвертой директивы ЕС, но этот документ имеет так много поправок (и новые постоянно добавляются), что он не может быть единственной основой для финансовой отчетности, особенно, когда это тесно связано с расчетом налогооблагаемой базы.
  7. Необходим также официально одобренный перевод МСФО, который был бы доступен для всех заинтересованных сторон.
—>

Предыдущая часть | ОглавлениеСледующая часть —>