Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь

Аналитические материалы со...

Автор:
Опубликовано: 15 Сентября 2005

  1. Нормативные правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Республике Беларусь.
  2. Лицензирование аудиторской деятельности.
  3. Проверка качества работы аудиторов.
  4. Взаимодействие органов банковского надзора и внешних аудиторов кредитных организаций.
  5. Внутренний аудит.

Республика Беларусь начала формировать свой институт аудита в августе 1992 г. В это время Правительство республики приняло постановление «Об организации Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь».
В ноябре 1994 г. вышел Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», регулирующий деятельность аудиторов и аудиторских организаций. В Законе было предусмотрено осуществление двух видов аудита: внутреннего и внешнего. На основании данного Закона Национальным банком Республики Беларусь были разработаны Положение о внешней аудиторской службе в банковской системе Республики Беларусь, Типовое положение по организации внутреннего аудита в банке и другие документы, в которых нашли свое отражение основы аудиторской деятельности, порядок ее лицензирования, контроля и пр.
В январе 2000 г. согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. № 30 функции Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь были возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, которое и ныне осуществляет лицензирование аудиторской деятельности, разработку методологии аудита, контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций и пр.
В настоящее время регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с:

  • Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 164-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь »Об аудиторской деятельности";
  • Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности»; постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. № 650 «Об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности»;
  • постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении правил аудиторской деятельности»;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности»;
  • постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 2 июля 2001 г. № 129 «Об утверждении Правил лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь»;
  • постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 175 « Об утверждении Инструкции по проведению тестирования кандидатов на получение свидетельства о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе».

Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает основные правила и порядок проведения; регулирует отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями.
Законом закреплены права Министерства финансов Республики Беларусь в области аудиторской деятельности.
Кроме того, в соответствии с Законом Национальный банк Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности определяет порядок осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях; разрабатывает методологию аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях; устанавливает контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности; устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности; осуществляет контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.
Руководствуясь Правилами лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 2 июля 2003 г. № 129 (далее – Правила), разработанными в соответствии с требованиями Закона «Об аудиторской деятельности», Национальный банк Республики Беларусь выдает аудиторским организациям и аудиторам – индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на проведение аудита, лицензию.
В соответствии с указанными Правилами аудиторские проверки банков осуществляются как аудиторскими организациями, так и аудиторами (индивидуальными предпринимателями), имеющими соответствующие лицензии.
Получить лицензию Национального банка Республики Беларусь могут лишь аудиторы (аудиторские организации), включенные в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
К тестированию и собеседованию допускаются:

  • аудиторы (индивидуальные предприниматели), имеющие высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы в банковской системе не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста по банковскому делу или специалиста аудиторской организации. При этом диплом должен быть выдан вузом, имеющим государственную аккредитацию;
  • аудиторские организации, в штате которых имеется не менее трех сотрудников, имеющих свидетельства Национального банка, включая руководителя.

До выдачи лицензии Центральная аттестационная комиссия Национального банка осуществляет оценку соответствия аудитора – индивидуального предпринимателя, аудиторов, включая руководителя, аудиторской организации квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам, осуществляющим аудиторскую деятельность в банковской системе (далее – квалификационные требования).
Оценка соответствия квалификационным требованиям осуществляется путем проведения собеседования на заседании Центральной аттестационной комиссии Национального банка. До проведения собеседования аудиторы проходят тестирование в Национальном банке на предмет знания законодательства Республики Беларусь, регулирующего аудиторскую деятельность. По результатам тестирования оформляется протокол, который передается в Центральную аттестационную комиссию Национального банка.
По результатам собеседования с учетом рассмотрения представленных документов Центральная аттестационная комиссия Национального банка принимает решение о выдаче аудиторам Свидетельства о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе. В ходе собеседования с кандидатами на получение свидетельства оцениваются их знание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность в банковской системе, банковского законодательства, прав и обязанностей аудитора, владение формами и методами осуществления аудиторской проверки банка, понимание аудиторами стоящих перед ними задач, рассматриваются другие вопросы, связанные с осуществлением аудиторской деятельности.
Свидетельство аудитору выдается сроком на пять лет. По истечении срока действия свидетельства аудитор считается не соответствующим квалификационным требованиям.
На заседании Центральной аттестационной комиссии Национального банка одновременно с решением о выдаче свидетельства принимается решение о выдаче лицензии аудитору – индивидуальному предпринимателю, аудиторской организации. Решение Центральной аттестационной комиссии Национального банка Республики Беларусь принимается по результатам проведения тайного голосования членов комиссии.
Лицензия выдается сроком на пять лет. По истечении срока действия лицензии производится ее продление или аннулирование. Датой выдачи лицензии является день принятия Центральной аттестационной комиссией Национального банка решения о ее выдаче или продлении срока действия.
Срок рассмотрения документов для получения лицензии не должен превышать одного месяца со дня поступления в Национальный банк заявления с приложением необходимых документов.
Основанием для отказа Национальным банком в выдаче лицензии являются:

  • несоответствие представленных документов требованиям законодательства или непредставление документов, предусмотренных Правилами ;
  • несоответствие аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя квалификационным требованиям;
  • обращение за получением лицензии аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя, в отношении которых было принято решение об аннулировании лицензии, до истечения пяти летнего срока со дня принятия такого решения;
  • наличие у аудитора – индивидуального предпринимателя или у аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации, судимости, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке;
  • обращение за получением лицензии лиц, занимавших со дня подачи заявления на получение лицензии по день принятия решения о ее выдаче должность, время работы на которой засчитывается в стаж службы в государственном аппарате;
  • отсутствие у аудиторской организации на момент получения лицензии трех аудиторов, включая руководителя, имеющих свидетельства Национального банка;
  • отрицательное решение Центральной аттестационной комиссии Национального банка по вопросу о выдаче аудитору – индивидуальному предпринимателю свидетельства;
  • другие случаи, предусмотренные актами законодательства.

Для продления срока действия лицензии аудиторы (аудиторские организации) за два месяца до окончания срока ее действия должны подать заявление в Национальный банк. К заявлению прилагаются документы, определенные Правилами. Срок действия лицензии продлевается на пять лет. Лицензия регистрируется в журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен подписью уполномоченного должностного лица и печатью Национального банка.
Приостановление действия лицензии производится при несоблюдении аудитором (аудиторской организацией) законодательства, получении претензий от контролирующих органов, заказчиков аудиторских услуг. Лицензии могут быть аннулированы на основании:

  • заявления об аннулировании лицензии или истечения срока ее действия;
  • обнаружения представления фиктивных документов;
  • неустранения в шестимесячный срок выявленных нарушений;
  • передачи третьим лицам конфиденциальной информации, полученной в ходе проверки, и др.

С учетом опыта, приобретенного в результате взаимодействия с международными финансовыми институтами, в том числе и по вопросам регулирования аудиторской деятельности, развития методологической базы аудита, а также с учетом опыта стран со сложившейся на протяжении многих лет системой аудита Национальным банком Республики Беларусь создается на качественно новом уровне система проверок деятельности аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей.
Особое внимание при проведении контрольных мероприятий уделяется качеству работы аудиторов, наличию у них внутренних стандартов, соблюдению ими правил (стандартов) аудиторской деятельности. Связано это в том числе и с повышением требований, предъявляемых самими пользователями аудиторских услуг.
Большое внимание в Законе уделено вопросам качества работы аудиторов. Предусматривается, что контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с установленными ими правилами внутреннего контроля качества оказываемых аудиторских услуг. Требования, предъявляемые к правилам внутреннего контроля качества оказываемых аудиторских услуг, регламентируются республиканскими правилами аудиторской деятельности, которых в настоящее время действует 35.
В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов или республиканских правил (стандартов) на виновных в таких нарушениях может быть в установленном порядке наложено взыскание, вплоть до аннулирования свидетельства, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе.

В современных условиях существует необходимость дальнейшего совершенствования системы регулирования банковской деятельности, банковского надзора и внешнего аудита в соответствии с международно признанными подходами. Основополагающая концепция взаимоотношений органов надзора с внешними аудиторами представлена в разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору Основных принципах эффективного банковского надзора и данных им Рекомендациях система внутреннего контроля в банках: основы организации.
Международной практикой подтверждается необходимость определения органами надзора качества управления кредитной организацией, в том числе посредством привлечения внешних аудиторов, в целях определения его соответствия характеру и объему деятельности банка. Необходимо отметить, что надзорные органы и внешние аудиторы в своей деятельности сталкиваются с одинаковыми проблемами, и их деятельность воспринимается как взаимодополняющая. Так, органы банковского надзора при осуществлении своей деятельности должны удостовериться, что документация в банке ведется в соответствии с принятой учетной политикой. Это позволяет реально оценить финансовое состояние банка, установить контроль за тем, чтобы банк регулярно публиковал финансовую отчетность, тем самым обеспечивая ее доступность.
Внешний аудит осуществляет контроль за правильностью отражения в бухгалтерском учете операций, проводимых банком, правильностью составления финансовой отчетности, которая не содержит существенных искажений и позволяет внешнему аудитору делать заключение по этой отчетности.
Стимулом к взаимодействию со стороны органов надзора является то, что они должны иметь возможность сопоставить собственные выводы о состоянии кредитной организации, сделанные по результатам дистанционного надзора и инспекционных проверок, с информацией, содержащейся в аудиторских заключениях.
При этом надзорные органы заинтересованы в том, чтобы аудиторы обладали соответствующим профессиональным опытом и компетентностью, были объективными и беспристрастными в своих оценках. В связи с этим в некоторых странах органы банковского надзора имеют установленные законом полномочия назначать внешних аудиторов. Национальному банку Республики Беларусь такого права не предоставлено.
В соответствии с правами, предоставленными Банковским кодексом Республики Беларусь, Национальный банк может выступать заказчиком на оказание аудиторскими организациями или аудиторами – индивидуальными предпринимателями аудиторских услуг по проверке деятельности банков на основании заключений структурных подразделений Национального банка с обоснованием необходимости привлечения внешних аудиторов.
Таким образом, сотрудничество специалистов банковского надзора с внешними аудиторами кредитных организаций будет способствовать оптимизации надзора и повышению качества исполнения каждым из субъектов банковской сферы своих функций.

Общая концепция деятельности службы внутреннего аудита банка от 7 сентября 1996 г. № 27011/159, разработанная Национальным банком Республики Беларусь, определяет внутренний аудит как форму управленческого контроля, являющуюся частью организационной структуры банка. Согласно данному документу создание внутреннего аудита – задача каждого банка. Коммерческими интересами банка определяется необходимость располагать достоверной информацией о состоянии дел на различных участках банковской деятельности для поддержания устойчивой работы банка, соблюдения интересов учредителей, акционеров, клиентов. В силу этого внутренний аудит предполагает повседневное применение таких контрольных инструментов, которые предупреждают банковские риски, неправомерные действия и нарушения.

Методологические основы функционирования подразделений внутреннего аудита в банках нашей страны складываются из общеизвестных международных принципов и стандартов, а также множества рекомендаций и нормативных правовых актов Национального банка, Министерства финансов Республики Беларусь и некоторых государственных органов, регулирующих аудиторскую и банковскую деятельность в нашей стране. Многообразие нормативных правовых актов, регламентирующих аудиторскую деятельность в Республике Беларусь на сегодняшний день, и практически отсутствие их в вопросах регламентации работы внутреннего аудита не отрицают возможности использования некоторого элемента творчества в данном виде деятельности, что придает аудиту определенную самостоятельность, своеобразие и привлекательность.

Для организации работы подразделений внутреннего аудита Национальным банком разработано Типовое положение по организации внутреннего аудита в банке, от 5 октября 1998 г. № 23-09/440. Согласно данному документу под внутренним аудитом следует понимать проверку и оценку достаточности и эффективности организации внутреннего контроля функционирования всех подразделений банка, осуществляемую сотрудниками специализированного подразделения. Кроме данного типового положения разработаны Рекомендации по организации системы внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях (от 07.06.2004 № 23-14/64). В одной из глав этого документа даны рекомендации по организации службы внутреннего контроля в банке, в частности цели и сфера деятельности, принципы и методы, статус, подчиненность, обязанность, ответственность службы внутреннего контроля.

В зависимости от количества работающих в банке и структуры банка (наличие филиалов) в банках создаются департаменты, управления, отделы внутреннего аудита (далее – служба внутреннего аудита). Численность сотрудников службы внутреннего аудита в центральных банках стран СНГ различна и находится в пределах от 0,8 % к численности сотрудников проверяемых структурных подразделений, учреждений, предприятий и организаций – в Беларуси, Украине, России до 2,7 % в Армении при оптимальной численности внутренних аудиторов по международной практике 1,0 %. Служба внутреннего аудита Национального банка Республики Беларусь представлена Главным управлением внутреннего аудита и подразделениями внутреннего аудита в Главных управлениях Национального банка Республики Беларусь по областям, в которых работает по 2 аудитора.
В небольших банках Республики Беларусь созданы отделы внутреннего аудита (ЗАО «Абсолютбанк», ЗАО «Славнефтебанк»), в более крупных – управления или департаменты. В АСБ «Беларусбанк» имеется два департамента, в функции одного из которых входит проверка деятельности филиалов, в функции другого – проведение аудиторских проверок в структурных подразделениях банка.

Автор:

 

Все статьи цикла «Опыт построения и развития системы внутреннего банковского аудита и контроля в странах СНГ»

(состоит из 5 статей)

Минимальные требования по осуществлению внутреннего контроля и аудита в коммерческих банках Республики Армения (15 Сентября 2005)

Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь (15 Сентября 2005)

Роль и место внутреннего аудита в системе управления банком (15 Сентября 2005)

Опыт организации работы Службы внутреннего контроля ЗАО АКБ «ИНТЕРПРОМБАНК» (15 Сентября 2005)

Оценка эффективности работы внутреннего аудита в банках (15 Сентября 2005)