В современных условиях многие предприниматели научились защищать юридические лица, акции, недвижимое имущество от недружественных поглощений и рейдерских атак. Однако и рейдеры на месте не стоят. Сегодня они направляют свои усилия в малоизвестную и непонятную для непосвященных область – интеллектуальной собственности. Возможности рейдеров здесь достаточно широки, что обусловлено целым рядом факторов.
Во-первых, молодостью российского законодательства в данной области, когда по-настоящему серьезное правовое регулирование сферы интеллектуальной собственности началось лишь после 1991 года.
Во-вторых, российское законодательство базируется и связано с нормами международного права, например, Бернской конвенцией, Женевской конвенцией, которые, конечно, не предполагают отдельных статей, направленных на серьезную защиту прав авторов или правообладателей от рейдеров. Защита просто предполагает, что определенные статьи отечественного законодательства должны быть сформулированы так же, как в конвенциях, и их нельзя записать противоречащими конвенции (например, нельзя у автора отобрать право на искажение произведения). Конечно, с этой точки зрения отечественное законодательство также должно быть гармонизировано с международными актами.
В-третьих, многие предприниматели, являясь обладателями прав на результаты интеллектуальной деятельности, в полном объеме не осознают важность и ценность этих нематериальных активов, не предпринимая как простых мер по охране своих прав просто от незаконного использования, так и серьезных шагов по защите своих прав от рейдеров.
И, в-четвертых, захват прав на результаты интеллектуальной деятельности обусловлен отсутствием большого количества высококвалифицированных специалистов в области права интеллектуальной собственности.
Очень часто самым ценным активом компании являются именно исключительные права на результат интеллектуальной деятельности. В частности, это может быть патент на изобретение, исключительные права на популярный художественный фильм или исключительное право на товарный знак.
Такие способы захвата, как перехват управления над компанией, обладающей правами на результат интеллектуальной деятельности, подделка реестра акционеров, уходят в прошлое. Охотники за чужой собственностью используют более изощренные методы.
К сожалению, такие «новые технологии» не обошли и сферу интеллектуальной собственности.
Одним из самых распространенных способов захвата прав на объекты авторского права является «присвоение авторства», например, на литературный сценарий к кинематографическому произведению, дорогостоящую фотографию или ценный логотип.
Атакующая компания, как правило, на основе инсайдерской информации первоначально выясняет, откуда, к примеру, у продюсерской компании возникли права на ту или иную песню и в каком году.
Затем с подставным лицом задним числом заключается договор авторского заказа на создание произведения.
Обычно такой договор заключают более ранним числом, чем дата, когда права на произведение возникли у атакуемой компании.
После этого рейдеры используют разные схемы либо просто в суде предъявляют рассматриваемый договор авторского заказа с подставным автором, пытаясь доказать, что их произведение было создано ранее.
Либо применяют более изощренные методы, так хорошо обкатанные в захватах с недвижимостью. Например, заключают с подставным автором договор, в котором указывают, что имущественные права к правообладателю (рейдерской структуре) переходят с момента подписания между заказчиком и автором акта приема-передачи.
Затем автор якобы отказывается подписывать указанный акт, не объясняя причины отказа. На этом основании атакующая компания идет в суд с иском о признании за ней имущественных прав на данное произведение. Автор либо в суд не является, либо направляет отзыв, в котором соглашается с иском и не возражает против признания за будущим «правообладателем» имущественных прав.
Таким образом, атакующая компания имеет судебное решение, которым за ней признаны имущественные права на тот или иной результат интеллектуальной деятельности или произведение.
К сожалению, способов, позволяющих на сто процентов защитить права автора или правообладателя на принадлежащий ему результат интеллектуальной собственности, пока не существует в связи с несовершенством гражданского законодательства в России.
Тем не менее, полагаем, целесообразным дать несколько рекомендаций по защите имущественных прав.
Согласно действующему законодательству, например, имущественные и личные неимущественные права на объекты авторского права возникают с момента создания произведения, регистрация которого законом не предусмотрена.
Учитывая эту особенность, можно посоветовать следующие способы защиты имущественных и неимущественных прав на объекты авторского права или иные результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно ст. 85 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», нотариус вправе удостоверить время предъявления ему документа. Заинтересованное лицо, обращаясь к нотариусу, предъявляет в двух экземплярах необходимый для совершения нотариального действия документ (например, сценарий к фильму, описание изобретения, нотную партитуру).
Нотариус после подтверждения личности обратившегося лица на одном экземпляре ставит удостоверительную надпись и сшивает удостоверяемый документ, подтверждая, что на такую-то дату этот документ уже существовал, второй экземпляр остается у нотариуса в архиве.
Таким образом, в случае возникновения спора, например, об авторстве или о принадлежности имущественных прав реальный правообладатель всегда сможет доказать, что произведение создано автором, с которым он заключал договор авторского заказа, а факт существования документа на определенную дату подтвержден нотариусом. То есть истинный правообладатель может подтвердить фактическую дату, на которую результат интеллектуальной деятельности уже создан.
Еще одним действенным способом защиты от многих попыток незаконного захвата и присвоения имущественных прав на результаты интеллектуальной собственности является заключение правообладателем с дружественной компанией лицензионного договора.
Так, ст. 1235 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что по лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) – предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
Таким образом, обладатель исключительных прав, например, на особо ценный сценарий к фильму, являясь лицензиаром, передает все исключительные имущественные права на этот сценарий лицензиату (дружественной компании), указывая все способы использования этого сценария, передавая право использования данного произведения на весь срок действия имущественных прав на территории всего мира.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1236 Гражданского кодекса РФ, допускается предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).
Таким образом, единственным лицом, кроме самого лицензиара, которое может использовать произведение на законных основаниях, будет лицензиат.
Кроме того, согласно ч. 7 ст. 1235 Гражданского кодекса РФ, переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем.
С учетом этого отметим, что даже в случае атаки правообладателя, перехвата управления или незаконной смены единоличного исполнительного органа или состава участников (акционеров) дружественная компания (лицензиат) всегда сможет использовать переданное ей произведение в течение всего срока действия имущественных прав (1 От редакции. В этой ситуации возможен вариант, когда действия рейдера будут направлены сразу на две компании – лицензиара и лицензиата.
Но как мы понимаем, две компании с разными учредителями, особенно если одна из них оффшор, практически исключают одновременный выигрыш рейдера «на двух фронтах».).