Жизнь с НДС-счетами
Окончательно судьба НДС-счетов решится не раньше февраля. Но уже сейчас ясно, что незаконные схемы возмещения экспортного НДС сохранятся, а обналичка подорожает, но скорее всего не намного.
Отечественные фирмы рано или поздно вырабатывают иммунитет ко всем методам, с помощью которых государство пытается сделать серые схемы ведения бизнеса прозрачными. А «черный нал» – «белым» и налогооблагаемым.
«Нас какими-то НДС-счетами не проймешь, мы народ привычный, – пишет посетитель одного из юридических интернет-форумов. – Все, что не сможем засунуть в тень, переведем на упрощенку».
Кто-то решил раньше времени не суетиться, подождать принятия закона о введении НДС-счетов и только после этого рассуждать о том, как работать в новых условиях. Кто-то подумывает, не повысить ли цены на товары для компенсации своих потерь. Другие занялись поиском новых способов «налогового планирования».
Господа теоретики
В середине декабря в Москве прошла общероссийская конференция, посвященная законопроекту об НДС-счетах. В ней приняли участие представители Минэкономразвития, юридических фирм, судьи и даже чиновники из Болгарии, в которой НДС-счета уже работают.
Разговоров было много. Из всего многословия заслуживают внимания, пожалуй, несколько тезисов. Они подтверждают незаконность введения спецсчетов.
Сейчас фирма может в течение некоторого времени распоряжаться «входными» суммами НДС, поступившими на ее счет от покупателя. Новый законопроект ограничивает эту возможность. Банки будут следить за движением денег на спецсчете фирмы. Это явно противоречит статьям 845 и 848 Гражданского кодекса. В них четко указано, что банк не может запретить клиенту распоряжаться его счетом. Это возможно лишь в случае ареста счета или приостановлении операций по нему.
Заставляя открывать специальные счета для НДС, государство ограничивает право фирмы по своему усмотрению пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом. А оно, между прочим, закреплено в статье 35 Конституции.
Свободно распоряжаться той частью своего имущества, которую нужно заплатить в казну, фирма не может (постановление Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. № 20-П). Однако эту норму можно отнести лишь к сумме налога, которую нужно перечислить в бюджет, но никак не к НДС, предъявляемому продавцом покупателю. До конца налогового периода (месяца) у фирмы еще нет НДС, который нужно заплатить в бюджет.
Из денег, лежащих на спецсчете, нельзя выдать работникам зарплату или расплатиться с кредиторами. Ведь они могут попасть на расчетный счет фирмы только в случае ее ликвидации. И только после погашения долгов перед бюджетом. Между тем еще в 1997 году Конституционный Суд указал, что нельзя противопоставлять две обязанности фирмы – платить зарплату и платить налоги (постановление от 23 декабря 1997 г. № 21-П).
Требование перечислять налог со своего спецсчета на спецсчет контрагента при неденежных расчетах противоречит еще одному постановлению Конституционного Суда (от 30 января 2001 г. № 2-П). Дело в том, что какие-либо особенности уплаты налога не могут быть связаны с формами проведения расчетов между фирмами.
Безусловно, теоретические построения Минэкономразвития не лишены логики. Однако пригодятся они лишь для любителей побеседовать на досуге на юридические темы. Простым смертным придется открывать НДС-счета.
Профессионалы
Одной из декларируемых целей введения спецсчетов является борьба с фирмами-однодневками, которые участвуют в схемах лжеэкспорта и обналички. На практике эта цель вряд ли достижима. Надежды на то, что однодневки, исчезая, будут оставлять на своих спецсчетах накопленные ими суммы НДС, которые налоговики смогут впоследствии взыскать, по меньшей мере наивны.
Ни предприниматели, ни сами обнальщики не сомневаются в том, что после введения НДС-счетов деятельность фирм-однодневок не прекратится. Ясно и другое: тарифы на их услуги возрастут. Прорабатывая варианты «работы» со спецсчетами, обнальщики тихо радуются предстоящим переменам. «Я доволен планируемым введением НДС-счетов, – сообщил участник юридического интернет-форума, »профессионально« занимающийся обналичкой. – Государство, видимо, решило позаботиться и о нас.
Тарифы на обналичку однозначно вырастут. Количество занимающихся этим фирм уменьшится. Уйдут самые непрофессиональные, а это выгодно всем участникам рынка». К этому он прибавил, что наравне со своими коллегами обязательно будет заниматься обналичкой НДС-счетов: «Анализ законодательства о введении спецсчетов по НДС дает как минимум три основных способа их обналички, о которых распространяться пока не буду».
Любители
Несмотря на то что рынок «черного нала» становится все более профессиональным, доморощенные способы пока не утратили своей популярности. С одним из примеров того, чем заканчивается такая «самодеятельность», вы можете познакомиться на стр. 134.
При желании схему мирного сосуществования малого бизнеса и НДС-счетов разработать можно и без «профессионалов». Однако в любом случае простой она не будет. Эту задачку решают сейчас посетители бухгалтерских интернет-форумов. Результаты рассуждений не впечатляют.
Многие почему-то концентрируют свое внимание на ситуациях, в которых можно будет перечислить поставщику деньги без НДС. Например, фирмам, которые работают по упрощенке или переведены на ЕНВД. Еще предлагают выдавать займы или перечислять взносы в благотворительные фонды. Все эти способы неэффективны. Из суммы НДС, поступающей вашей фирме вместе с выручкой, вам нечего будет вычитать, так как вы не перечисляли НДС своим поставщикам или подрядчикам. Вы просто разоритесь на этом налоге.
Важно не перечислить деньги без НДС, а обнулить спецсчет. К сожалению, на ум приходят лишь экспортные схемы. Почему к сожалению? Да за державу обидно.
Увы, спецсчета и электронные счета-фактуры, которые станут вторым этапом революционного переворота, не панацея от бюджетных дыр. Более того, государство потеряет миллионы. Часть из них через лжеэкспортеров попадет в теневую (и опять же не российскую) экономику.
Несмотря на то что схемы лжеэкспорта хорошо известны, законопроект о введении НДС-счетов не предусматривает сколько-нибудь серьезных мер для ликвидации этих схем. Наоборот, планируются большие послабления для экспортеров. Например, заявляя экспорт, в налоговую не нужно будет сдавать копии подтверждающих документов.
Еще один важный нюанс: в законопроекте сказано, что экспортер сможет выбирать, куда ему вернется НДС из бюджета – на расчетный счет или на спецсчет.
Экспортеры
Заявления профессиональных обнальщиков о значительном увеличении их расходов после 1 июля и рассказы о сложности обналички НДС-счетов не более чем рекламная акция.
Конечно, цепочка обнальщиков станет более длинной. Ведь заниматься ею смогут далеко не все фирмы. Скорее всего ими станут экспортеры.
Клиент, желающий получить «черный нал», обращается в фирму-однодневку. Она оформляет ему документы по фиктивной сделке на какие-либо услуги, работы или поставку товара. Затем с фирмой, которая занимается экспортными поставками, однодневка заключает договор, абсолютно не связанный с внешнеэкономической деятельностью. Экспортер выступает представителем однодневки и покупает для нее и за ее деньги какой-либо товар. Необходимую сумму однодневка перечисляет экспортеру на расчетный счет и на НДС-счет.
Фокус в том, что с 1 июля, получая возмещение НДС из бюджета на расчетный счет, экспортер будет вынужден часть денег перегонять на спецсчет для перечисления этого налога поставщикам. Эта операция станет ненужной при заключении «неэкспортного» договора с фирмой-однодневкой: деньги на спецсчет придут от нее.
Дальше экспортер-посредник со своего расчетного счета оплачивает «товар» на расчетный счет фирме, которая НДС не платит (работает по упрощенке или переведена на ЕНВД). Размер оплаты складывается из сумм, полученных от однодневки на расчетный счет и на спецсчет. Конечно, за минусом минимальной комиссии, указанной в договоре.
Упрощенец обналичивает деньги и выписывает документы по поставке, а экспортер-посредник и однодневка оформляют акт о полном выполнении услуг, в котором указана официальная сумма комиссии.
Эта схема будет жизнеспособной даже после введения электронных счетов-фактур. Однодневка вполне может сдавать налоговую отчетность и существовать, к примеру, не дольше квартала.
Минэкономразвития
Еще одна схема обналички в обход спецсчетов вырисовывается из доклада специалистов Минэкономразвития правительству (посмотреть доклад можно в интернете по адресу www.economy.gov.ru/merit/533.htm).
Если Белоруссия откажется от ввода НДС-счетов, то введение этой системы в России теряет смысл, пишут эксперты в докладе. Верное замечание. У нас с Белоруссией единое экономическое пространство – наша фирма работает с белорусской точно так же, как с отечественной.
Схема может выглядеть так. «Клиент» перечисляет деньги российской фирме, занимающейся обналичкой (скажем, за оказанные услуги, которых на самом деле никто не оказывал), и получает все необходимые документы. Фирма-обнальщик заключает посреднический договор с белорусской фирмой (например, поручает ей закупить товар) и перечисляет ей деньги с расчетного счета и НДС-счета. Белорусская фирма якобы закупает товар у российской фирмы, которая НДС не платит (работает по упрощенке или переведена на ЕНВД). То есть деньги, изначально находившиеся и на расчетном счете, и на НДС-счете «клиента», оказываются только на расчетном счете российской фирмы, которая НДС не платит. Обналичить их уже никаких проблем не составляет.
Подобные схемы нагляднее всех рассуждений о неконституционности системы НДС-счетов доказывают, что после ее введения мечта чиновников о повышении собираемости НДС реальностью не станет.