В обсуждение недавней новости. Мы спросили представителей российских компаний, на что, по их мнению, будет влиять частота представления отчетности, и будет ли она влиять на что-либо вообще. В недавнем исследовании британцы пришли к выводу, что переход, скажем, от обязательной полугодовой к ежеквартальной отчетности на инвестиционные решения существенно не влияет. Вместе с тем они отметили увеличение точности аналитических прогнозов. А как обстоят дела в России (в зависимости от видов отчетности, которая может быть бухгалтерской, налоговой, статистической, управленческой и т.д.)? Влияет ли слишком частая подготовка на ориентированность менеджеров на краткосрочные цели?
Валентин Островский, директор стратегических проектов CAF Group:
Частые сроки предоставления регламентированной отчетности никаким образом не влияют на ориентированность менеджмента. Все решения управляющих, как правило, строятся на управленческой отчетности, которая собирается, в том числе, и по данным, используемым в регламентированной отчетности. Однако сроки подготовки управленческой отчетности в большинстве случаев короче: неделя, месяц, декада и так далее. Все зависит от специфики бизнеса и реальных потребностей менеджмента.Краткосрочная ориентация российского менеджмента в ряде случаев может быть связана только с высокой скоростью изменений экономической ситуации на тех рынках, на которых затруднена возможность среднесрочного и долгосрочного прогнозирования. В условиях постоянных изменений невозможно долгосрочное целеполагание, а значит, и менеджменту приходится полагаться только на быстрый результат. Но такие ситуации сегодня достаточно редки и в подавляющем большинстве менеджмент имеет возможность планирования сразу в нескольких временных горизонтах.
Сегодня короткие сроки представления регламентированной статистической и налоговой отчетности влияют в большей степени не на менеджмент, а на сотрудников финансовых и бухгалтерских служб, которые вынуждены больше времени уделять подготовке соответствующей документации. Такая нагрузка влечет для бизнеса дополнительные затраты и снижает эффективность работы компаний в России.
Мария Артемова, финансовый директор Berkshire Advisory Group:
На мой взгляд, частая публикация информации о статистической отчетности, показывающей именно краткосрочный финансовый результат компании, не имеет особого влияния на принятие каких-либо управленческих решений либо дополнительное инвестирование от внешних инвесторов и даже на стоимость акций. Важно учесть, что такая отчетность, показывающая только количественные данные без подготовленного глубокого анализа, не дает полноценных сведений о текущем финансовом состоянии компании.
Причина в том, что бизнес может быть подвержен таким факторам как сезонное влияние, долгосрочность выполняемых проектов, выпуск новых видов продукции, спад продаж (связанный с внутренней обстановкой в компании) и т.д. На самом деле вариантов очень много. В таких ситуациях краткосрочная отчетность компании может не в полной мере отражать картину текущего состояния бизнеса. Краткосрочная статистика может показать как серьезный отрицательный результат, так и умопомрачительный скачок (что мы часто видим на бирже в связи, например, с ожиданием начала продаж нового вида анонсированных смартфонов или ростом поставок топлива в осенне-зимний сезон). Фактически инвесторы “вводятся в заблуждение” краткосрочной ориентацией на информацию, отраженную в данной отчетности.
Но есть один плюс. Если компания в краткосрочном периоде показала снижение финансового результата, то менеджеры, для того чтобы дать пояснение к сложившейся ситуации, проведут дополнительную работу по изучению внешних и внутренних факторов, повлиявших на результаты. Такая работа позволяет понять, какие действия будут способствовать выравниванию ситуации в ближайший период и, вполне возможно, к росту показателей в дальнейшем, т.е. сотрудники подготовят не только количественную отчетность, но и качественную ее характеристику.
Если же компания показала отличный результат за краткосрочный период по причине, например, сезонности продаж, и она даст качественную характеристику своей отчетности, то и внешние пользователи, и управляющие могут сделать неправильный вывод и принять неверные управленческие решения. Такая ситуация характерна для любой публичной компании, включая российские. Речь, безусловно, не идет о случаях, когда отчетность искажена умышленно: ярким примером такого рода является ситуация с российскими банками, которые находятся под жестким контролем ЦБ и все же намеренно искажают статистику, что приводит к массовым отзывам лицензий.
Валентина Александрова, внутренний аудитор Acsour:
Чтобы ответить на данный вопрос, прежде всего нужно определить, о какой отчетности идет речь. Если имеется в виду налоговая и статистическая отчетность, представляемая компаниями в контролирующие органы, то она не влияет на решения, принимаемые собственниками бизнеса или менеджментом: у нее совершенно другая цель.
В нашей стране зачастую решения принимаются даже не на основании данных бухгалтерской отчетности, а на основании данных управленческой отчетности. Управленческая отчетность специально разработана под нужды бизнеса и отражает картину происходящего в компании в том разрезе, в котором она интересна собственнику или менеджменту. Данный вид отчетности, как правило, готовится на ежемесячной основе для представления наиболее актуальной информации о компании.
Однако я не могу согласиться с утверждением, что слишком частое представление отчетности ведет к краткосрочной ориентации управляющих: к этому приводят другие факторы, например, привязка схем вознаграждения топ-менеджмента к краткосрочным показателям, а также специфика российской деловой среды – частое изменение законодательства и экономической ситуации.
Зачастую в условиях российской действительности прогнозирование на срок более 3-5 лет лишено какого-либо смысла. Ситуация в стране меняется слишком стремительно, и потому именно годовой горизонт планирования является основным у большинства компаний.
На мой взгляд, частота предоставления отчетности в первую очередь влияет на рост административных расходов для бизнеса. С одной стороны, это позволяет компаниям делать более точные прогнозы и повышает скорость принятия управленческих решений. С другой стороны, для инвестиционных решений частота представления отчетности является далеко не самым значимым фактором.