Что делать для решения проблем аудиторской деятельности?

Аналитические статьи, рейтинги
Источник: Журнал “АУДИТОР” №9-2016
Опубликовано: 12 октября 2016

В гостях у редакции: Анатолий Данилович Шеремет, д.э.н., профессор, Президент СРО аудиторов НП ААС

В преддверии дня рождения выдающегося ученого в области бухгалтерского учета и экономики, доктора экономических наук, профессора Анатолия Даниловича Шеремета, редакция журнала «АУДИТ» взяла у него интервью.

Анатолий Данилович - ученик основателя и заведующего Кафедры учета и экономического анализа экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Татура Сергея Кузьмича и единственный пока ученый, который 40 лет возглавлял эту кафедру. 

Фото:http://auditor-sro.org

Ред.: Анатолий Данилович, Вы один из первых, кто прокладывал путь российского аудита. Расскажите, как это было?

А.Д.: На этот вопрос мне не раз приходилось отвечать.

Год рождения российского аудита – 1987 (создание аудиторской фирмы «Инаудит» для аудита совместных предприятий). В 1989 г. была создана Ассоциация бухгалтеров СССР, президентом которой я был избран. В этом же году Московским университетом я был командирован вместе с преподавателем кафедры С.М. Шапигузовым на стажировку в университет Нью-Йорка, где нам удалось познакомиться с работой Международной Федерации бухгалтеров (IFAC) и завязать контакты с IFACкак президенту Ассоциации бухгалтеров СССР. После распада СССР эта ассоциация перерегистрировалась в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (АБиАС).

Благодаря связям с Международной Федерацией бухгалтеров (IFAC), с европейскими организациями профессиональных бухгалтеров и аудиторов, мы почувствовали необходимость развития независимого аудита и подготовки аудиторов. При поддержке руководителя Контрольно-ревизионного управления Минфина СССР Ю.А. Данилевского в АБиАС была организована подготовка аудиторов в ряде учебно-методических центров по программе, близкой к зарубежным образцам, но с учетом особенностей рыночной экономики России, а также прием экзамена на аттестат аудитора.

Эта работа продолжалась вплоть до известного Указа Президента РФ об аудиторской деятельности. Экзаменационная комиссия АБиАС выдала свыше 4 тысяч аттестатов аудиторов. После 1991 г. быстро росло количество аудиторских фирм, стали создаваться аудиторские объединения. Но первым объединением была Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество». С помощью АБиАС были созданы ассоциации бухгалтеров и аудиторов во всех республиках бывшего СССР. Президентами этих ассоциаций становились, как правило, кандидаты и доктора наук, подготовленные на кафедре учета и анализа хозяйственной деятельности МГУ, которой я заведовал с 1972 г.

Ред.: А сегодня что Вас связывает с аудитом?

А.Д.: Для меня как профессора главная задача – подготовка кадров. Сейчас вместе с профессором МГУ В.П. Суйцем работаю над седьмым изданием учебника «Аудит». Первое издание этой книги вышло в 1995 г. – это было первое учебное пособие по аудиту в России. Сегодня у меня есть и организационные обязанности, связанные с аудитом: Президент Аудиторской Ассоциации «Содружество», член Совета Единой аттестационной комиссии (ЕАК), руководитель Учебно-методического центра МГУ им. М.В. Ломоносова. Так что жизнь заполнена аудитом.

Ред.: Анатолий Данилович, расскажите, пожалуйста, какое у Вас отношение к Проекту Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации?

А.Д.: Во-первых, концепция нужна. В утвержденном сегодня виде – это констатация того, что существует в российском аудите, и намечены пути эволюционного развития того, что есть. Не хватает предложений по коренным преобразованиям аудита. Поэтому надо продолжить обсуждение концепции, что посуществу, уже и происходит в аудиторском сообществе.

Проблем развития аудита в России очень много. Это и применение Международных стандартов финансовой отчетности, аудита и бухгалтерского образования, и профессиональное развитие специалистов, занятых в аудиторской деятельности, и обеспечение реальной независимости субъектов аудиторской деятельности, и укрепление доверия бизнес-сообщества к профессии аудитора, и т.д.

Подробнее хотелось бы остановиться на одном направлении развития аудиторской профессии, связанном с сущностью аудита.

В соответствии с принятым в декабре 2008 г. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выработки мнения о достоверности такой отчетности. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Инвесторы хотят быть уверены в том, что финансовые операции компании осмысленны и отчетность, представляемая общественности, достоверно отражает ее финансовое состояние.

Зачастую эти выводы делает не всегда достаточно грамотный акционер на основе публичной финансовой отчетности, а хотелось бы, чтобы этим занимался специалист, каковым является, по определению, аудитор, имеющий возможность анализировать данные как финансового, так и управленческого учета, и делать не как дополнительную услугу, за которую не каждый пользователь может заплатить, а в своем аудиторском заключении. Конечно, цена такого заключения возрастает, но эффект для развития экономики будет несомненный. Решение этой проблемы меняет понятие сущности аудита и компетентности аудитора. Но современное положение в рыночной экономике, когда как глобальный финансово-экономический, так и кризис в аудиторской деятельности еще далеко не закончились, делает эту проблему актуальной.

Итак, аудит, на мой взгляд, не должен ограничиваться только констатацией формального соответствия отчетности правилам ведения бухгалтерского учета, а должен анализировать данные учета в целях оценки эффективности бизнеса. Это, как я полагаю, будущее аудита, путь к повышению доверия общества к профессии аудитора и вместе с тем важное средство предотвращения скатывания экономики в пропасть очередного кризиса. В мировой практике много примеров, когда, при положительном заключении аудитора, следует банкротство.

Ред.: Недавно первый заместитель Центрального банка РФ Сергей Анатольевич Швецов заявил, что планируется введение дополнительной аттестации для тех аудиторов, которые проверяют банковскую сферу. Прокомментируйте, пожалуйста, как член комиссии по аттестации и повышению квалификации Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности эту проблему.

А.Д.: Эта проблема решена в стандартах образования профессиональных бухгалтеров и аудиторов, утвержденных Международной федерацией бухгалтеров.

Претендент, успешно сдавший квалификационные экзамены, получает единый квалификационный аттестат аудитора, дающий ему право осуществлять независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности любого аудируемого лица, независимо от того, к какой сфере экономической деятельности оно относится.

Однако в экономике каждой страны есть отдельные отрасли экономики, каждой из которых присущи свои особые условия хозяйствования, без знания которых аудитор не сможет профессионально-грамотно осуществить независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, функционирующего в одной из особых отраслей экономики.

Между тем, программа квалификационного экзамена на получение единого квалификационного аттестата аудитора содержит, во-первых, систему базовых знаний, необходимых для осуществления аудита аудируемых лиц, которые функционируют в типичных условиях хозяйствования, во-вторых, сведения об особенностях, которые присущи отдельным отраслям экономики, к которым в первую очередь относятся: кредитные организации, страховые организации, организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды и др.

Знание только особенностей, которые присущи хозяйственной деятельности организаций отдельных отраслей экономики, не позволяет аудитору профессионально грамотно провести независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, функционирующего в одной из отдельных отраслей экономики.

Таким образом, единый аттестат аудитора де-юре дает право проводить аудит во всех областях экономики, а де-факто только в тех областях экономики, которые раньше входили в сферу деятельности общего аудита.

Эта ситуация имеет место в любой стране. В регламентах Международной федерации бухгалтеров (IFAC) предлагается система мер для решения этого вопроса.

Это система повышения квалификации, которой посвящен Международный стандарт образования «Дополнительное профессиональное образование». В соответствии с этим стандартом Совет по аудиторской деятельности (САД) принял решение по разработке специальных программ дополнительного профессионального образования, обучение по которым предоставит аудитору, имеющему единый аттестат аудитора, углубленную специализацию, необходимую для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в особых отраслях и условиях.

Комиссия по аттестации и повышению квалификации аудиторов разрабатывает специальные программы дополнительного профессионального образования аудиторов, желающих получить специализацию:

а) «Банковский аудит»;

б) «Аудит страховых организаций»;

в) «Аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов».

Подготовлен проект модульной программы повышения квалификации на тему: «Банковский аудит» - 160 часов, который состоит из модулей: бухгалтерский учет в банках – 40 часов, финансовая отчетность – 32 часа, налоги – 8 часов, аудит – 40 часов и МСФО – 40 часов. В настоящее время идет обсуждение представленного проекта программы. Проект направлен в Центральный банк для доработки и согласования.

В проектах программы предусмотрены:

  • Углубление и актуализация знаний, проверяемых на квалификационном экзамене на получение аттестата аудитора;
  • Приобретение новых знаний и навыков, необходимых для проведения аудита во вновь возникших обстоятельствах (например – аудит финансовой отчетности организаций, составленной по МСФО);
  • Приобретение новых знаний, необходимых аудиторам – членам конкретного СРО аудиторов для проведения аудита бухгалтерской организации, бизнес-среде которой присущи отраслевые особенности (например – банки, страховые организации, организации добывающей промышленности и др.)

На мой взгляд, нет необходимости в дополнительной аттестации. Надо ускорить рассмотрение программы дополнительного повышения квалификации по банковскому аудиту и начать работу по повышению квалификации, в том числе и разработать меры более строгого контроля за качеством подготовки. При решениях о допуске к аудиту учитывать повышение квалификации по программам банковского аудита.

Ред.: Как Вы относитесь к такому явлению, как «дистанционный аудит»?

А.Д.: Понятия дистанционного аудита я не приемлю. А вот дистанционную форму подготовки к квалификационному экзамену на аттестат аудитора я приветствую. Во-первых, занятия ведут самые квалифицированные специалисты. Во-вторых, лекции можно слушать практически в любых уголках страны и ближнего зарубежья. В третьих, специального контроля не требуется, сдача экзамена в Единой аттестационной комиссии – вот форма контроля.

Считаю, смелее надо продвигать дистанционную форму повышения квалификации уже не как дополнительную к предусмотренной Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности», а как основную наряду с очной формой. Следует обобщить опыт контроля при дистанционной форме, имеющийся в ВУЗах и Учебно-методических центрах, аккредитованных СРО аудиторов.

Ред.: Анатолий Данилович, как Вы считаете, должны ли руководители аудиторских организаций нести персональную ответственность за уклонение от проверок ВККР?

А.Д.: Конечно, трудно представить ситуацию, чтобы такие уклонения от проверок не были связаны с решением руководителя.

Ред.: Уже много лет в России наблюдается снижение числа аудиторов, за счет того, что аудиторы выходят из профессии, а притока новых лиц нет. Анатолий Данилович, Вы, как заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, как оцениваете настроения студентов? Почему они не становятся аудиторами после окончания учебы?

А.Д.: Проблема воспроизводства аудиторов в России обострилась в последние годы. Сейчас (на начало 2016 г.) аттестованных аудиторов в стране 21,5 тыс., из них с единым аттестатом 3,5 тыс. За четыре года по данным отчетов Совета по аудиторской деятельности число аудиторов уменьшилось на 5,3 тыс. А получили аттестат аудитора всего 402 человека. Можно сказать, что «смертность» аудиторов превышает «рождаемость» в 13 раз. Это означает кризис в подготовке аудиторов.

Рассмотрим основные причины сложившейся ситуации.

Как мы знаем, на рынке аудиторских услуг сегодня наблюдается стагнация, которая привела к снижению престижа профессии аудитора.

Эта проблема характерна как для всего мира, так и особенно для РФ. В 2010 г. Еврокомиссия выпустила «зеленую бумагу» «Аудиторская политика: уроки кризиса», которая содержит результаты обсуждений о роли аудитора и аудиторской профессии, а также анализа структуры рынка аудита. Стагнация рынка аудита, а также спад престижа профессии в РФ привели к уменьшению числа лиц, желающих сдавать квалификационный экзамен.

Анализ этих вопросов позволил выявить четыре основных фактора, которые на это повлияли. Рассмотрим их и постараемся определить меры, как можно устранить их отрицательное воздействие на развитие нашего аудиторского сообщества.

Первый фактор. По мере развития рыночной экономики на рынке труда появилось много новых престижных профессий, в том числе и в области учетно-финансовых услуг. На этом фоне аудит стал одной из разных престижных профессий, а многообразие профессий породило конкуренцию между ними. При этом нельзя не отметить, что профессия аудитора требует в соответствии с законодательством РФ аттестации. Таким образом, выпускник вуза, чтобы получить аттестат аудитора, должен отработать установленный срок по учетно-аудиторской специальности, подготовиться и сдать квалификационный экзамен. А это трудная задача, и если престижную работу можно получить более легким путем, профессию аудитора не выберут.

Второй фактор. Поколения учетно-финансовых специалистов с большим стажем работы, которые в 1990-х – 2000-х гг. осознанно выбирали профессию аудитора, чтобы найти свое место в рыночной экономике, уже определились со своей работой.

Сегодня аудитория претендентов на аттестат аудитора в УМЦ резко помолодела. В основном это вчерашние выпускники вузов. Чтобы они могли осознанно без воздействия извне выбрать профессию аудитора, очень сомнительно. Поэтому рассчитывать на спонтанный спрос, который имел место в 1990-е – 2000-е гг., сегодня нельзя. Необходима работа, направленная на формирование спроса на профессию аудитора.

Третий фактор. Удар по престижу профессии аудитора нанес экономический кризис 2008 г. и вызванные им законодательные меры, когда был повышен порог финансовых показателей для компаний, подлежащих обязательным проверкам.

В результате большое количество средних и малых аудиторских компаний лишились своих клиентов на аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и переориентировались на оказание других услуг, не требующих наличия квалификационного аттестата аудитора. Все это привело к резкому сужению рынка аудиторских услуг, требующих наличия квалификационного аттестата аудитора.

Возросшая между аудиторскими фирмами конкуренция на оставшихся клиентов обусловила многократное снижение доходов средних и малых аудиторских фирм и, как следствие, ограничила их расходы на вознаграждение аудиторов и оплату повышения их квалификации. Когда бухгалтер получает существенно более высокую зарплату, чем проверяющий его аудитор, о престиже профессии аудитора речи быть не может.

Четвертый фактор – затраты, связанные со сдачей квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. Во многих случаях расходы на подготовку к квалификационному экзамену и существенно возросшие расходы на сдачу квалификационного экзамена легли непосредственно на претендента на аттестат аудитора. Курс подготовки аудитора в УМЦ стоит до 49 тыс. руб. (УМЦ МоАП – 47 тыс. руб.; СТЕК – 49 тыс. руб.), стоимость прохождения компьютерного тестирования составляет 10 тыс. руб., стоимость прохождения квалификационного экзамена в части письменной работы составляет 20 тыс. руб. А ведь претендент, как правило, сдает экзамен не с первой попытки.

Отторжению от желания сдавать экзамены способствует и низкий уровень сдачи квалификационного экзамена в целом. Так, за прошедший год участвовали в квалификационном экзамене в части компьютерного тестирования 1034 претендента, из них сдали экзамен 260 человек (25%). А письменный экзамен сдали, а значит, получили аттестат в 2015 г. всего 160 человек.

Уменьшение числа лиц, желающих принять участие в квалификационном экзамене - фактор, который влияет также на качество и доступность предквалификационного обучения. Ведь образовательные учреждения работают на основе принципа самоокупаемости, а при незначительном числе учащихся качественное очное обучение становится нерентабельным.

Ред.: Как увеличить приток желающих сдать квалификационный экзамен?

А.Д.: Мне кажется, что начинать надо параллельно по нескольким направлениям.

Во-первых, уполномоченному федеральному органу и саморегулируемым организациям (СРО) аудиторов необходимо целенаправленно создавать дополнительные сегменты на рынке аудиторских услуг.

В настоящее время обязательность наличия квалификационного аттестата аудитора предполагается только при оказании услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. В последние годы востребованность данной услуги является стабильно ограниченной для крупных аудируемых субъектов и стабильно сокращающейся для средних и малых аудируемых субъектов (особенно после повышения стоимостных критериев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Резервы роста востребованности услуг аттестованных аудиторов, по нашему мнению, следует искать в выявлении аудиторских услуг, которые по своему характеру, содержанию и значимости должны оказываться исключительно специалистами, имеющими необходимый для квалификационного оказания услуг профессиональный уровень, наличие которого должно быть подтверждено результатами проведения квалификационных экзаменов.

Очевидным является тот факт, что к таким аудиторским услугам относятся услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, а также услуги по ведению налогового учета, исчислению налоговых обязательств и налоговой отчетности.

Востребованность оказания таких услуг независимыми организациями и специалистами возросла после вступления в силу с 1 января 2013 г. нового Закона о бухгалтерском учете, возлагающего обязанность по ведению бухгалтерского учета на всех хозяйствующих субъектов, включая малые предприятия. Именно небольшие хозяйствующие субъекты, как правило, экономически и организационно не могут себе позволить содержать в штате организации высококвалифицированных специалистов в сфере бухгалтерского и налогового учета, обеспечить необходимые технические, технологические и информационные ресурсы для формирования достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности. Именно они объективно вынуждены обращаться к специализированным организациям за оказанием услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению и представлению бухгалтерской и налоговой отчетности. И именно они, как правило, не имеют возможности адекватно оценить качество получаемых услуг в обозначенной сфере, уровень которых, как показывает сложившаяся практика, в большинстве случаев не выдерживает никакой критики, так как такие услуги в настоящее время оказывают действительно все, кому не лень.

По нашему мнению, учитывая общественную и социальную значимость информации, формируемой в системах бухгалтерского и налогового учета, которая обеспечивает реализацию конституционных прав граждан РФ на получение достоверной информации в сфере экономики и предпринимательства, услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, подготовке бухгалтерской и налоговой отчетности должны оказываться только специалистами, имеющими надлежащий уровень квалификации в этой сфере. В настоящее время такими специалистами могут быть признанными именно аттестованные аудиторы. А оказание аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета и составлению соответствующих видов отчетности должно быть отнесено законодательными актами к исключительной компетенции аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Во-вторых, СРО аудиторов должны актуализировать деятельность по формированию института ассистентов аудитора, что необходимо не только для привлечения лиц в профессию, но и для создания условий для тех, кто стремится получить двухлетний стаж работы в аудиторской организации.

В-третьих, ЕАК и СРО аудиторов должны организовать грамотную, разностороннюю, регулярно размещаемую в местах наличия потенциальных претендентов в профессию аудитора рекламу профессии и условий получения аттестата. Этап становления аудиторского сообщества, когда профессию аудитора осознанно выбирали лица, уже имеющие родственную специальность, завершен. Сегодня мы имеем дело с лицами, которые выбирают свой профессиональный путь в жизни, и грамотная, разносторонняя реклама должна стать для них ориентиром.

На этапе становления аудита Минфину РФ как уполномоченному федеральному органу, регулирующему аудиторскую деятельность, не приходилось давать поручение по разработке мер, направленных на увеличение притока лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, как это имеет сейчас.

Уже в 1990-е гг. существовали УМЦ по подготовке профессиональных бухгалтеров и аудиторов, аккредитованные при Минфине РФ. Подготовка слушателей к квалификационным экзаменам на получение аттестата аудитора приходила в УМЦ, как правило, с аншлагом.

Наплыв желающих заниматься аудиторской деятельностью держался примерно до 2005-2007 гг. Еще до экономического кризиса начал наступать спад желающих заниматься аудиторской деятельностью, который к 2011-2015 гг. стал уже критическим.

В четвертых, ЕАК надо совершенствовать систему и порядок проведения квалификационного экзамена. Здесь и организация начальной профессиональной подготовки, и совершенствование программы квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора в соответствии с международным стандартом образования МФБ №2 «Содержание профессиональных бухгалтерских программ», и переход от тестирования знаний к тестированию компетенций, и повышение прозрачности процедуры «входа в профессию», и внедрение модульной системы сдачи экзаменов.

Мне кажется, целесообразно Совету и дирекции ЕАК разработать план мероприятий, направленных на увеличение притока лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью и, в частности, на повышение прозрачности процедуры входа в профессию.

Ред.: Существуют ли в Аудиторской ассоциации «Содружество» программы по поддержке лиц, входящих в профессию?

А.Д.: На мой взгляд, наряду с ЕАК заботиться о входе в профессию должны СРО аудиторов. Эту обязанность они выполняют плохо. Одной из причин этого является сегодняшняя обстановка в аудиторском сообществе, связанная с введением новых критериев существования СРО аудиторов с 1 января 2017 г. В ААС создана Научно-методическая комиссия, одной из задач которой является подготовка учебных пособий для подготовки к сдаче квалификационного экзамена и для повышения квалификации аудиторов. Так изданы учебники «Бухгалтерский учет и анализ», «Финансы предприятий: менеджмент и анализ», «Аудит», «Международные стандарты финансовой отчетности», «Аудит бизнеса» и другие. По нашему предложению ЕАК рассматривает проект создания системы учебных пособий по всем разделам программы квалификационного экзамена.

Анатолий Данилович, большое спасибо за беседу!

Теги: аудиторская деятельность  Анатолий Данилович Шеремет  НП ААС  российский аудит  Международная Федерация бухгалтеров  IFAC  Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов «Содружество»  АБиАС  развитие аудита  профессия аудитора  аудит  аудируемое лицо  публичная фина