Что нового принес январь в систему МСФО?

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 6 февраля 2020


По материалам: IFRS

29-30 января в Лондоне прошло первое в этом году заседание Совета по международным стандартам финансовой отчетности. Заместитель председателя IASB Сью Ллойд (Sue Lloyd) и член IASB Ник Андерсон (Nick Anderson) поделились его подробностями. Среди таковых, например – три интересных исследовательских проекта (дочерние предприятия, относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, целевые корректировки к стандарту IAS 37 “Резервы, условные обязательства и условные активы” и пенсионные вознаграждения, зависящие от доходности на активы). Деталями дальнейших обсуждений будущих поправок к IFRS 17 (с учетом полученных в прошлом году откликов) делится Сью Ллойд – однако мы их вновь пропустим, потому что буквально пару дней назад разместили по этой теме отдельный подробнейший материал. Также она расскажет о работе Совета по МСФО над проектом по реформе базовых ставок и проектом по теме объединения бизнеса под общим контролем. Обо всем этом и не только – прямо сейчас.


Исследования в работе Совета по МСФО имеют особое значение, поскольку, по большому счету, любой проект стартует именно с этого, а уже затем принимается решение о том, требуется ли разработка отдельного стандарта или доработка старого. “Обновления” по исследовательским программам доводятся до сведения членов Совета по МСФО каждые 3-4 месяца. Вот и в январе пришло время техническому персоналу ознакомить их с результатами проведенных исследований по трем важным темам и поинтересоваться насчет того, не нужна ли здесь уже работа со стандартами.

Дочерние предприятия категории малых и средних

Одна из таких тем – дочерние предприятия, относящиеся к категории МСП. Важно не путать этот проект с созвучным, который совсем о другом (речь там идет о пересмотре стандарта МСФО для малых и средних предприятий, и недавно ему был дан официальный старт). Основная задача этого проекта – позволить малым и средним дочерним предприятиям применять полные требования МСФО (как это делают материнские по отношению к ним организации), но при этом делать меньше раскрытий. Публичной отчетности они все равно не имеют, поэтому Совет по МСФО подумывает сегодня о том, чтобы разработать под них новый “стандарт”, своего рода вариацию “IFRS for SMEs” – с требованиями к признанию и измерению, как в оригинальных стандартах (за исключением тех, которые для малых и средних предприятий совсем неактуальны), зато с сокращенными раскрытиями. Применяться он будет добровольно дочерними предприятиями на МСФО, у которых нет публичной отчетности.

Как полагает Совет по МСФО, такой стандарт принес бы пользу как составителям отчетности, так и пользователям, поэтому прошедшее в январе заседание можно считать точкой перехода данного проекта из категории исследовательских в категорию рабочих. Совет определился с выбором одного из трех подходов к дальнейшей работе, а именно:

  • Не делать ничего до того момента, пока не состоится второй полноценный пересмотр стандарта “IFRS for SMEs”, тем более что проект уже, можно сказать, запущен в дело;
  • Не делать ничего, но лишь до того момента, пока свой стандарт с упрощенными раскрытиями для МСП не выпустит австралийский национальный разработчик AASB. Дело в том, что он-то свою работу по этой теме ведет уже давно и должен закончить гораздо быстрее, более того, именно он в значительной мере “вдохновил” IASB заняться этой темой;
  • Приступать к работе немедленно, анализируя требования в полной версии стандартов МСФО и подгоняя их под нужды МСП, далее разработать консультационный документ и выпустить его для публичного обсуждения. Пока неясно, будет ли это сначала дискуссионный документ, или же он сразу выйдет в форме предварительного варианта нового стандарта.

Выбор пал на последний третий вариант. Также IASB решил, что не нужно создавать под этот, вероятнее всего, масштабный проект отдельную консультативную группу (если совсем по-простому, оно того не стоит).

Узконаправленные корректировки к IAS 37

Проект теперь переведен из исследовательских в категорию проектов, связанных с улучшением стандартов. Кроме того, было решено, что его охват должен ограничиваться лишь тремя вещами:

  1. Согласовать определения обязательств и относящихся к ним требований стандарта с “Концептуальными основами”;
  2. Прояснить, какие именно расходы включать при расчете величины резерва;
  3. Уточнить, нужно ли включать или, напротив, исключать собственный кредитный риск при измерении величины резерва.

Пенсионные вознаграждения, зависящие от доходности на активы

По третьему исследовательскому проекту по теме пенсионных вознаграждений, зависящих от доходности актива, также удалось немного продвинуться вперед. Применяя IAS 19 “Вознаграждения работникам”, компании используют определенные допущения относительно доходности на активы при оценке будущих выплат. Для приведения к текущей стоимости этих величин используются ставки дисконтирования. Однако при таком подходе приведенная стоимость может оказаться завышенной, следовательно – не очень полезной для инвесторов и других пользователей отчетности.

Есть идеи относительно того, как этот недостаток устранить с помощью новой модели, предполагающей верхнее ограничение доходности на активы, которые используются при измерении будущих выплат. Других изменений в IAS 19 вноситься при этом не будет. В следующий раз технические разработчики должны презентовать несколько иллюстративных примеров, чтобы наглядным образом показать различия результатов учета в соответствии с действующими требованиями и в соответствии с новой предложенной моделью, о которой пока известно немного, кроме ее рабочего названия – “capped” ultimate costs adjustment model”.

“IBOR”

Продолжаются обсуждения в рамках второй фазы проекта, призванного оказать людям помощь с изменением условий контрактов ввиду замены служащих ориентирами базовых ставок. Вторая фаза работы Совета по МСФО над этим проектом вращается вокруг фактического влияния изменения условий договоров на финансовую отчетность.

На январской встрече члены IASB обсудили взаимосвязь между результатами первой фазы, с которой работа была закончена в прошлом году (изменения внесли в стандарты IFRS 9, IAS 39 и IFRS 7), и принятыми до сих пор предварительными решениями в рамках текущей второй фазы. Совет изучает сегодня, в какие еще стандарты можно внести модификации. Для примера, возможна ситуация, когда у нас на руках договор аренды, имеющей привязку к LIBOR, но теперь там будет указана какая-то альтернативная базовая ставка. Совет по МСФО считает, что IFRS 16 также требует изменений по аналогии с теми, какие были предусмотрены недавно для финансовых инструментов.

Кроме того, участники заседания также обсудили возможные новые требования к раскрытию информации, которые могут теперь понадобиться в свете принятых по ходу второй фазы решений. Очевидно, что, помогая составителям отчетности с легким прохождением этой глобальной реформы, стоит подумать и о пользователях отчетности, которым необходима, соответственно, помощь с пониманием содержащейся в финансовой отчетности информации. Новые раскрытия, которые могут затронуть, в том числе, изменение подхода к управлению рисками у составителей отчетности вследствие замены контрактных условий, будут позднее выставлены на публичные обсуждения вместе с самими модификациями в стандартах.

Объединение бизнеса под общим контролем

Еще один исследовательский проект, продолжающийся уже не первый месяц и даже год, характеризующийся своими непростыми, но важными тонкостями. Одна из таких – модели измерения и их выбор. Когда-то Совет рассматривал возможность универсального подхода к измерению, позднее решил, что без нескольких прописанных вариантов не обойтись, но, в конце концов, решил остановиться на двух моделях.

Разработчики МСФО предварительно согласовали ранее, что когда организация-приобретатель не имеет контролирующей доли владения в объекте приобретения, следует использовать подход текущей/приведенной стоимости (так он называется в оригинале – “Current value approach”). Напротив, если в объекте приобретения у организации-приобретателя имеется контролирующий интерес, следует применять второй подход с рабочим названием “Predecessor approach” (или подход “Как у предшественника”, что при переводе на русский говорит и того меньше). Подход текущей стоимости подробно разбирался по ходу декабрьской встречи: он основан на прописанном в стандарте IFRS 3 “Объединение бизнеса” методе приобретения. Иначе говоря, если имеется контролирующий интерес, нужно просто использовать IFRS 3, несмотря на то, что объединение бизнеса под общим контролем является все же особым случаем, что ранее неоднократно подчеркивалось самими разработчиками. Правда, этот подход в рамках работы над данным проектом могут еще модифицировать, чтобы он обеспечивал более полезную информацию.

По ходу январской встречи участники заседания обсудили оставшиеся аспекты применения второго подхода (“Как у предшественника”), в том числе измерение вознаграждения, уплачиваемого за приобретение бизнеса, и есть ли различие между вознаграждением и чистыми активами, которые должны будут признаваться как изменение капитала.

Кроме того, Совет также предварительно решил, что в случае с частными компаниями данный подход будет разрешен, только если все ее акционеры с неконтролирующими долями владения проинформированы о намерениях организации-приобретателя использовать данный подход и не имеют против этого возращений. И данный подход будет обязателен, если все акционеры с неконтролирующими долями владения являются связанными сторонами по отношению к организации-приобретателю.

На этой же январской встрече Совет приступил к рассмотрению возможности распространения обеих пунктов (разрешения и требования) на компании с акциями в публичном обращении – правда, пока не принял пока на этот счет решений. В дальнейших планах – работа над требованиями к раскрытию информации в рамках обоих подходов.

“Инициатива по раскрытиям

В рамках данного обширного проекта Совет продолжает изучать способы улучшения своей работы над требованиями к раскрытию информации в финансовой отчетности с прицелом на повышение полезности раскрытий для пользователей этой отчетности. Как уже, вероятно, известно нашим постоянным читателям, IASB решил запустить “пилотный” проект на примере ряда конкретных стандартов МСФО – в них разработчики возьмут прописанные сегодня требования к раскрытию информации и посмотрят, можно ли повысить их полезность.

В январе внимания IASB удостоился стандарт IAS 19 “Вознаграждения работникам”, по которому провели сравнительный анализ того, чего он требует сегодня, по сравнению с тем, чего будет требовать в плане раскрытий завтра. Существует большая вероятность, что в стандарт будут добавлены новые требования к раскрытию, в данном конкретном случае касающиеся ожидаемых будущих денежных потоков по пенсионным планам с фиксированными выплатами. Составителей отчетности также могут заставить объяснять в раскрытиях используемые методы и показывать там информацию, которую они, в принципе, могут раскрывать и сегодня, просто этого пока не требуется на обязательной основе. Примером таковой являются описания соглашений (с попечителями или управляющими пенсионного фонда) о финансировании, или политик, определяющих будущие поступления в пенсионный фонд.

В дальнейших планах – работа со стандартом по измерению справедливой стоимости (IFRS 13), где также рассмотрят возможность внесения дополнительных требований к раскрытию информации. Как обещает Сью Ллойд, уже в этом году эти дополнительные требования выставят на публичные обсуждения, чтобы у всех интересующихся данной темой была возможность высказать свое мнение, в какой мере дополнительные требования окажутся полезными.

“Вопросы внедрения” МСФО

По ходу январской встречи Совет также получил обновление информации по работе Комитета по Интерпретациям, который возглавляет Сью Ллойд. О последних результатах работы Комитета мы писали в конце декабря, поэтому подробно останавливаться здесь смысла нет. Одно из принятых в ноябре решений касалось определения срока аренды, что кому-то может показаться довольно скучным вопросом. А вот другой рассмотренный пример, по словам Сью Ллойд, служит контраргументом, доказывающим, что далеко не всегда Комитет по Интерпретациям занимается навевающими зевоту вещами. В том примере речь шла об учете поступлений от продажи игрока футбольной команды стороннему клубу. Подробнее – в уже размещенном в конце прошлого года материале.

Теги: МСФО  Совет по МСФО  Совет по международным стандартам финансовой отчетности  IASB  Сью Ллойд  Sue Lloyd  Ник Андерсон  Nick Anderson  малый и средний бизнес  IAS 37  пенсионные вознаграждения  IFRS 17  объединение бизнеса под общим контролем  малые и сре