Дистанционный аудит – новая реальность или неопределенное будущее?

Теория аудита,...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 9 Августа 2018

Не так давно, рассуждая о новой Стратегии Счетной палаты, ее руководитель Алексей Кудрин сделал особый упор на более активной интеграции передовых современных технологий в процедуры госуаудита и госконтроля. Мы поинтересовались у экспертов, насколько уже распространен дистанционный аудит в частном секторе российской экономики, и насколько он способен снизить до минимума личный контакт проверяющего с представителями проверяемых организаций. Мы также предложили высказываться насчет самой Стратегии развития Счетной палаты до 2024 года, которая была утверждена совсем недавно.

Евгений Полубояров, эксперт по кадровому аудиту, соучредитель компании Кадриум:

Уже примерно 3 года как мы используем технологию дистанционного кадрового аудита. Технология отлично зарекомендовала себя для проверки небольших, территориально труднодоступных компаний или при наличии строго ограниченного бюджета на проведение аудита.

Сам аудит проводится по аналогии с документарными проверками трудовой инспекции (или камеральными проверками налоговой - если с проверками ГИТ вы пока не сталкивались). Фактически результат проверки ничем не хуже, чем при выездном аудите. Из минусов - нужен будет сотрудник со стороны проверяемой компании, который будет взаимодействовать с аудитором и сможет отфотографировать или отсканировать все необходимые документы в соответствии с переданным списком и выложить их на файлообменник.

Безусловно, несмотря на схожие алгоритмы работы, аудит бухгалтерской и управленческой отчетности имеет свою специфику проведения, но, на мой взгляд, инициатива СП РФ вполне выполнима и несет положительные тенденции для бизнеса в целом.

Светлана Крапивенцева, руководитель практики МСФО КСК групп:

Г-н Кудрин ставит задачей внедрить в Счетной палате методы, которые давно и эффективно используются в аудите. Переход от традиционного аудита к риск-ориентированному требует значительной аналитической работы. Компьютерная обработка данных, удаленный доступ к любой информационной системе и электронный документооборот делают выезды просто бессмысленными. Даже налоговые органы от привычных документальных проверок перешли к автоматизированной системе контроля за уплатой налогов и анализу показателей.

Дистанционный аудит не означает минимальный контакт с клиентом. Наоборот, правильное интервьюирование, рабочие группы, запросы и электронная переписка дают больше материала для анализа, чем стеллажи типовых документов. Видеоконференцсвязь или система видеонаблюдения позволяют наблюдать за инвентаризацией, а чипирование, NFS и GPS-метки упрощают контроль за местонахождением передвижного оборудования (например, в больницах) или животных в сельхозпредприятиях.

Именно благодаря проверке надежности такой системы внутреннего контроля будет уверенность в достоверности отчетности. Сопоставление показателей компаний со средними по аналогичным и рынку в целом в прозрачной цифровой среде помогают выделить нестандартные отклонения в конкретном субъекте. 

Кунегина Анна Юрьевна, заместитель Генерального директора ООО “Нексиа Пачоли”:

Аудит – от латинского audio (слышать), audit (слушать)

                                                           Википедия

Не собираюсь комментировать далеко идущие планы руководства Счетной палаты: для этого нужно быть ближе знакомым с исходным материалом, состоянием материально-технической базы и методиками проверок этого учреждения. В силу обстоятельств меня больше интересуют перспективы дистанционного аудита финансовой отчетности, который проводится аудиторскими организациями в отношении своих клиентов.

Рискую прослыть ретроградом, но выскажусь по этому вопросу однозначно негативно. Когда делаются такие громкие заявления, то, на мой взгляд, совсем не учитываются те требования, которые предъявляются к аудиту финансовой и нефинансовой информации законодательством, и, в частности, стандартами аудита, действующими в Российской Федерации.

Так, согласно международным стандартам аудита, для проведения аудита следует изучить деятельность клиента и оценить риски существенного искажения отчетности. В частности, для этого выполняются процедуры, позволяющие рассмотреть системы внутреннего контроля за ведением учета и составлением отчетности, подлежащей аудиту. Бесспорно, тестирование компьютерных программ, используемых в аудируемой организации для учетных и контрольных функций, может проводиться дистанционно, хотя и здесь есть одно НО: что для клиента удобнее – предоставить ограниченный доступ к указанным программным средствам на территории самого предприятия или удаленно? И это только техническая сторона вопроса, а если еще подумать о вполне объяснимом желании клиента сохранить конфиденциальность… Ведь субъективно, несмотря ни на какие заверения и письменные свидетельства аудитора, душа у руководства будет спокойнее, если его информация не будет покидать родных стен (или родных серверов, в случае информации, хранящейся в электронной форме).

Одним из основных рисков существенного искажения в аудите признается риск недобросовестных действий, то есть действий руководства, сотрудников, собственников, совершенных преднамеренно с целью исказить отчетность, представить информацию в неверном, выгодном для себя свете. Для того чтобы оценить эти риски и противодействовать им, нужно личное участие аудитора, его общение с руководством и сотрудниками аудируемой организации. Удаленность аудитора от клиента в этом вопросе только поспособствует росту рисков недобросовестных действий, в то время как аудитор должен стремиться к обратному.

Еще одно требование – сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для формирования мнения аудитора о достоверности отчетности. Так вот, этот процесс связан не только с просмотром записей в учете и копий документов (что, конечно же, можно сделать, не выезжая в офис клиента), но и с наблюдением за инвентаризацией, с осмотром активов предприятия, чтобы убедиться в их физическом существовании. Я слышала об “оценщиках”, которые проводят оценку недвижимых объектов по фотографиям, но думаю, что нам не стоит брать с них пример.

И последнее требование стандартов, о котором хочу напомнить – это требование об информационном взаимодействии с высшим руководством, с надзорными органами клиента. Да, у нас давно уже есть и телефонная связь, и электронная почта, и другие технические возможности для общения, и никто не предлагает по любому вопросу добиваться личной встречи с “самым главным”. Но организовать и провести как минимум две-три очные встречи, чтобы убедиться, что наш собеседник не просто подписал договор, а понимает, что он получит в результате аудита, что он действительно уделяет должное внимание вопросам, связанным с составлением отчетности и придает этому соответствующие значение – на мой взгляд, необходимо.

Так что пока не будут изменены требования стандартов к процессу подготовки, планирования и проведения аудита, говорить о переходе на “дистанционный” аудит не имеет смысла. Конечно, аудиторы стараются строить свою работу так, чтобы не загружать ни себя, ни клиента лишними действиями, и там, где это возможно, работают с информацией удаленно, но это осуществимо не по всем процедурам. Поэтому не рекомендую организациям, выбирающим себе аудитора, “клевать” на такого червячка как “дистанционный” аудит: такой аудит неосуществим в условиях существующей нормативной базы и однозначно будет некачественным.

Ветеринар в особом загоне проводит искусственное осеменение коров.

Закончив, он идет к выходу, но его плотным кольцом обступают коровы.

Ветеринар: ну, ну, пошли! Что вам надо?

Корова: а поговорить?

Анекдот


Сергей Михайлович Колотов, аудитор, генеральный директор Аудиторской компании “ГРАД”.

При обсуждении вопросов перспективности дистанционного аудита необходимо различать государственный аудит (контроль) и аудит, проводимый в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности. Данные виды деятельности, несмотря на некоторое их сходство, имеют существенные различия, которые обуславливают в т.ч. приемлемость применения тех или иных методов получения доказательств, в т.ч. методов дистанционной проверки. Применение дистанционных методов в аудите и государственном контроле может позволить снизить затраты на осуществление контрольных мероприятий. Снижение затрат в данном случае происходит за счет уменьшения затрат времени на доступ к документам и иным аудиторским доказательствам, а также за счет исключения иных связанных с этим расходов, в т.ч. расходов на транспорт, командировочные и т.п. При этом оборотной стороной применения дистанционных методов является снижение эффективности контрольных мероприятий в силу наличия неотъемлемых ограничений дистанционных методов контроля.

К числу подобных ограничений, присущих дистанционным методам можно отнести:

  • ограниченные возможности по проверке подлинности документов и представленных сведений;
  • сложности в установлении реальности существования активов;
  • проблемы коммуникации;
  • более высокие требования к уровню знаний аудитора;
  • увеличение нагрузки на проверяемого субъекта;
  • технологические ограничения.

Ограниченные возможности по проверке подлинности документов и представленных сведений. Проведение как аудита, так и государственного контроля требует ознакомления с оригиналами документов, поскольку иные методы, в т.ч. ознакомление с электронными копиями документов, предоставляют менее надежные доказательства, ввиду легкости их подделки. Потенциально данную проблему может решить повсеместное внедрение электронного документооборота, поскольку в данном случае электронные документы защищены от подделки и несанкционированных изменений.

Сложности в установлении реальности существования активов. Существование активов, которое подтверждается личным присутствием аудитора при их инвентаризации, является важнейшей процедурой, позволяющей получить полную информацию о соответствии фактических обстоятельств отраженным в документах. Без проведения данной процедуры аудит частично теряет свою эффективность, о чем уведомляются пользователи аудиторских заключений (мнение с оговоркой). На текущий момент уже существуют методы, которые позволяют принимать участие в инвентаризации дистанционно, например, видеосвязь, но их эффективность все-таки ограничена, т.к. по видеосвязи сложно оценить характеристики товара. Проведение манипуляций с активами по видеосвязи затруднительно, даже пересчитать активы самостоятельно не получится – придется просить клиента сделать это еще раз под запись. Также необходимо отметить, что применение надлежащей видеосвязи в некоторых обстоятельствах может существенно увеличить затраты на данную процедуру.

Проблемы коммуникации. Взаимоотношения с клиентом имеют важное значение в аудите, и дистанционные методы не позволяют в полной мере создать взаимопонимание аудитора и клиента, которое требуется для достижения цели аудита.

Более высокие требования к уровню знаний аудитора. Дистанционный аудит на его текущем этапе менее развит, чем традиционные методы, и его применение имеет свою специфику. Для использования дистанционных методов нужны специалисты, в совершенстве владеющие традиционными методами, а также обладающие знаниями в части преодоления ограничений дистанционных методов.

Увеличение нагрузки на проверяемого субъекта. Дистанционные методы зачастую требуют от проверяемого субъекта больше действий, в частности, изготовления электронных копий документов для аудиторов, организации видеосвязи и т.п.

Технологические ограничения. Проведение дистанционного аудита не всегда возможно с точки зрения технологий, поскольку они требуют высококачественных каналов связи в месте деятельности проверяемого субъекта.

Ввиду вышеизложенного можно резюмировать, что применение дистанционных методов – это то направление, которое так или иначе будет развиваться, но ввиду наличия ограничений повсеместно отказываться от иных методов аудита и контроля преждевременно.

В отношении Стратегии развития СП РФ необходимо отметить, что данный документ носит декларативный характер и не конкретизирует конкретные действия, которые будут предприниматься по каждому направлению. При этом, анализируя содержание Стратегии, нельзя не отметить ее соответствие современным тенденциям и лучшим международным практикам, а также направленность на достижение целей без создания аналога “палочной системы”, которая могла бы сломать любое благое начинание.

Теги: кадровый аудит  проведение аудита  камеральные проверки  аудит бухгалтерской отчетности  Счетная палата  СП РФ  Алексей Кудрин  системы внутреннего контроля  достоверность отчетности  аудит финансовой отчетности  финансовая информация  нефинансовая информ