Долгосрочное восстановление госсектора после COVID-19

IPSAS - международные стандарты для госорганов
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 3 августа 2020



Статья представляет собой неформальное продолжение материала по итогам интервью профессиональной ассоциации Accountancy Europe со специалистом в сфере отчетности государственных и общественных организаций Томасом Мюллером-Маркесом Бергером (Thomes Müller-Marqués Berger). Сегодня акцент сделан больше на долгосрочных мерах противодействия - как преодолеть долгосрочные последствия COVID-19. Важную роль играют, конечно, надежные системы стандартов финансовой отчетности, обеспечивающие последовательность и сравнимость отчетности организаций данного сектора экономики. Томас Бергер также подчеркивает проблему связанного с кризисом недоинвестирования в общественный сектор экономики, а это важное условие для посткризисного восстановления и перехода к долгосрочному устойчивому развитию.


Фото: https://www.ifac.org

Напомним, что в прошлый раз основной темой стало сравнение реакции госсектора на кризис 2010 года и теперешний кризис. Как выяснилось, отличий между тем, что было тогда, и тем, что происходит сейчас, немало, и они принципиальные. В прошлый раз также были рассмотрены краткосрочные меры реагирования. Действия, ориентированные на нейтрализацию долгосрочных последствий - совсем иного рода. И конечно, профессиональные бухгалтеры сыграют в этом важнейшую роль.

По роду своей деятельности Томасу Бергеру часто приходится общаться с представителями госструктур из стран, где система финансовой отчетности еще находится на более ранних этапах своего развития, что создает дополнительные проблемы. Многие заявляют - мол, сейчас абсолютно не время для бухгалтерской реформы и внедрения передовых, основанных на методе начисления международных стандартов IPSAS (или их европейского “эквивалента” EPSAS, работа над которым идет уже много лет). Но это не совсем верно. С учетом прозрачности отчетности, которая в любом случае потребуется в будущем, правительствам просто придется при первой же возможности удвоить свои усилия по переходу на метод начисления на всех государственных уровнях, поэтому тот факт, что сейчас кризис и условия непростые - не оправдание, а скорее даже наоборот, уверен эксперт.

Более того, период восстановления хорош для проведения реформы еще и с той точки зрения, что предоставляет уникальный шанс на переоценку привычного мировоззрения и привычных подходов, уникальный шанс начать делать все иначе. И будет очень жаль, если правительства отдельных стран предпочтут этот шанс проигнорировать и просто вернуться к прежним моделям “business as usual”, как было до коронавируса (а так, как было до коронавируса, в любом случае уже не будет).

Есть две основные области, где системы отчетности на основе метода начисления (accrual accounting, см. подробный материал на эту тему от 29/02/2020 – GAAP.RU) вносят максимальный вклад в плане прозрачности и фискальной устойчивости, когда они так нужны (то есть прямо сейчас). Первая область - это управление госбюджетом. Правительства ряда стран сегодня продолжают инвестиционную деятельность, приобретая акции и облигации, а это значит, что на стороне активов накапливаются риски, которые нужно отслеживать. Резервы, сделанные под эти риски, сыграют важную роль во всех будущих решениях. С другой стороны, спровоцированный кризисом рост государственных расходов привел к существенному увеличению долга, что в конечном итоге может привести к отрицательной величине чистых активов. Чтобы не допустить этого, потребуются постоянные усилия государственных управляющих по возвращению ситуации обратно к долгосрочному устойчивому росту.

Вторая область, где также очень помогает метод начисления в основе государственной отчетности – это управление упомянутыми в прошлый раз ссудами и гарантиями по ссудам. Про них известно, что они не порождают проблемы немедленно, а потому являются привлекательным для государства инструментом. Однако давайте мыслить в долгосрочной перспективе: с учетом выросшего в кризисных условиях риска дефолта, условные обязательства (подлежащие раскрытию в примечаниях к отчетности) будут накапливаться, как и все прочие обязательства, которые вообще требуется отражать на балансе. А это можно увидеть лишь с методом начисления, и если его не применять, смещения в оценках фискальной политики могут оказаться очень существенными.

Это первый аргумент в пользу того, чтобы внедрять отчетность на основе метода начисления прямо сейчас. Второй известный аргумент - это, конечно, применение качественных стандартов финансовой отчетности, которые признаются во всем мире. По этой причине лично Accountancy Europe (которую, разумеется, представляет сам Томас Бергер) уверена в необходимости глобального перехода госорганов европейских - и не только европейских, конечно - стран на международные стандарты финансовой отчетности для организаций общественного сектора, разработкой которых, как хорошо известно, занимается IPSASB. Стандарты обеспечивают максимально возможную сопоставимость отчетности организаций общественного и государственного сектора, а это сейчас не менее важно, чем ее прозрачность. В сегодняшних условиях государству жизненно необходимо финансирование, источником которого могут статьи частные инвесторы, открытые рынки, источники за рубежом. Им всем важно не просто взглянуть на отчетность, но и иметь возможность ее сравнивать.

Да что там говорить, если в эти времена огромное значение имеет даже то, как учитываются новые случаи заражения/смертей от COVID-19, из-за чего нельзя четко сопоставить эффективность противодействия пандемии в разных странах мира! И даже на таком, казало бы, высоком уровне, как Всемирная организация здравоохранения, спустя несколько месяцев после начала пандемии не удается согласовать единый для всех подход к учету случаев коронавируса. А если данные нельзя между собой сравнить, то и польза от них небольшая - этот момент, полагаем, смог в полной мере ощутить любой, кто отслеживал статистику, даже если к теме финансовой отчетности никакого отношения не имеет. Остается надеяться, что хотя бы в долгосрочном периоде ВОЗ все-таки придумает пути гармонизации.

Любопытно, что, по словам Томаса Бергера, реализуемый сегодня масштабный проект по внедрению стандартов EPSAS (которые основаны на международных IPSAS) также анализирует последствия COVID-19 для будущего европейской отчетности общественного сектора.

И последняя третья вещь (помимо внедрения метода начисления и перехода на международные стандарты IPSAS), которую можно рекомендовать государствам в плане долгосрочных мер в ответ на кризис - это, по мнению эксперта, улучшение систем и рабочих процессов в целом, как с позиции госслужащих, так и простых граждан. Ни для кого не секрет, что этот кризис наглядно показал недостаточное финансирование многих сфер в госсекторе. Как пример, выяснилось, что очень многие госограны до сих пор прочно привязаны к “бумажной” отчетности и построению работы именно на этой устаревшей уже, казалось бы, основе. Но с пандемией коронавируса многие госслужащие были отправлены на удаленный режим - и вот, пожалуйста, ситуация, высветившая всю уязвимость такой системы. Причем это проблема не только госслужащих, но и простых граждан, которые в период “локдауна” оказались очень зависимы от электронных систем доступа к государственным услугам, поэтому если в системах есть изъяны, они в таких условиях проявляют себя во всей красе.

Надо отметить, что ситуация с переходом на электронные системы отчетности очень неоднородная даже в ЕС. Многие страны, такие как Эстония, например, инициировали активную работу в этой области задолго до кризиса – отмечает эксперт. Любопытно будет посмотреть, как это поможет им с выходом из кризиса и возвратом на путь долгосрочного развития по сравнению с другими странами, которые не выделили достаточных инвестиций на цифровизацию. Мало кто поспорит с тем, что устаревшие системы надо оставлять в прошлом и двигаться вперед с рабочим IT-багажом в своем распоряжении. Момент для изменений настал.

Какова же роль во всем этом профессиональных бухгалтеров? Ведь один из ключевых аспектов восстановления - эффективность использования средств государством. Конечно, ответить на этот вопрос можно и очень кратко, причем суть его и так уже ясна, однако Томас Бергер предпочитает тему развить и выделить пять ключевых областей, где профессиональные бухгалтеры в общественном секторе могут принести максимальную пользу.

Первую область на самом деле следует относить скорее к краткосрочным действиям - а не долгосрочным, которым в основном посвящена эта презентация. Но все же именно профессиональные бухгалтеры должны отвечать за бюджетирование, чтобы тем самым обеспечивать основы для принятия деловых решений. Аспект финансирования имеет ключевое значение, ведь под любые объявленные государством меры антикризисной помощи нужно откуда-то привлекать деньги. Правильно структурировать госфинансы способны только специалисты своего дела.

Далее - многие страны отмечают важную консультативную роль, которую профессиональные бухгалтеры оказывают в выборе конкретных мер поддержки, их внедрении, а затем и подготовке отчетности по результатам этого. Далеко не любая мера подходит любой организации, и именно профессиональные бухгалтеры, благодаря своей способности оценить влияние мер государственной поддержки на будущую финансовую отчетность, обеспечивают базис для принятия правильных решений.

Третья важная область, где профессиональные бухгалтеры принесут пользу в текущих условиях - это разработка стандартов учета и дополнительных руководств. Об одном из таких руководств недавно писалось в новостях: речь идет о новом инструменте для оценки эффективности фискальной политики в условиях коронавируса, разработанном Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), Международным советом по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора (IPSASB) и Цюрихским университетом прикладных наук.

Отсюда логично следует четвертая область: в любой государственной структуре необходимо присутствие тех, кто внедряет руководства в учетные процессы и электронные системы учета. Именно здесь на плечи специалистов ложится ответственность за определение контрольных инструментов, показателей и процедур - то, что мы называем системой внутреннего контроля. Через это профессиональные бухгалтеры обеспечивают эффективность системы корпоративного управления в государственных структурах.

И последнее по важности, но не по значению: конечно же, именно профессиональные бухгалтеры стоят за подготовкой финансовой отчетности. Начинается все с госбюджета, далее идет анализ госрасходов - информация, очень важная не только для инвесторов, но и простых граждан, которые должны иметь представление о текущем финансовом положении (пожалуй, самый важный вклад профессиональных бухгалтеров в плане обеспечения прозрачности государственных финансов).

Напоследок, еще один важный аспект, который в сегодняшних условиях приобрел даже дополнительной актуальности. Пример многих государств показал, что в сложившихся условиях вопросы долгосрочного устойчивого развития (в частности, изменения климата) несколько отодвинулись на второй план. Интересно, какой вариант более вероятный в “постковидную” эру: страны все-таки вернутся к прежней программе охраны климата, или же будут больше продавливать модель “бизнес как обычно”? Как считает Томас Бергер, здесь направление движения примерно то же, что и в случае с бухгалтерской реформой, о которой говорилось выше (переход на метод начислений и внедрение IPSAS), поэтому одно в отрыве от другого вряд ли получится рассматривать.

Сам коронавирус, кстати, оказал положительное влияние на климат через сокращение углеродных выбросов, но это только краткосрочное влияние. Эксперт призывает правительства не путать это с долгосрочной тенденцией, и не отказываться от программ по защите окружающей среды, тем более что сейчас это особенно опасно: у бизнеса просто не хватает средств, чтобы продолжать инвестиции в новые, экологически безопасные технологии. Поэтому то сокращение выбросов, которые все наблюдали в последние месяцы, еще может отыграться ростом выбросов в будущем, если ничего не предпринять. Критически важно продолжать и далее выделять на экологические проекты необходимые средства даже сейчас, когда это стало непросто. В противном случае говорить ни о какой долгосрочной устойчивости не придется.

Приятно, что хотя бы Германия, откуда родом сам Томас Бергер, уже подтвердила, по его собственным словам, дальнейшую приверженность реализации программы “зеленой” энергетики (очевидно, речь здесь идет о “European Green Deal” GAAP.RU), и никакой кризис COVID-19 не стал оправданием для отказа от нее или хотя бы приостановки.

Теги: “European Green Deal”  COVID-19  госсектор  Accountancy Europe  стандарты финансовой отчетности  IPSAS  IPSASB  EPSAS  IFAC  Томас Бергер  общественный сектор экономики  долгосрочное развитие  устойчивое развитие  профессиональные бухгалтеры  госструктуры