Февральские итоги работы Совета по МСФО

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 22 февраля 2021


По материалам: IFRS

На февральском заседании, прошедшем 16-17 февраля, члены Совета по МСФО успели обговорить следующие основные темы:

  • Финансовые инструменты с характеристиками капитала
  • PS 1 “Комментарии руководства”
  • Консультации по долгосрочным планам работы на следующие пять лет
  • “Инициатива по раскрытиям” - дочерние предприятия, относящиеся к категории малых и средних
  • Добывающие отрасли

Финансовые инструменты с характеристиками капитала

Дискуссионный документ с таким названием выходил в 2018 году, но лишь в конце прошлого года проект заметно продвинулся по направлению завершения, поскольку его из исследовательских перевели в последнюю категорию непосредственной разработки. Это значит, что работа над будущим стандартом если уже не идет, то должна вот-вот начаться.

В случае с данным конкретным проектом так оно, в принципе, и есть, потому что члены Совета по МСФО на прошлой неделе уже успели обсудить возможные изменения в предложенных в 2018 году требованиях к раскрытию информации, которые придется выполнять организациям-эмитентам финансовых инструментов. В частности, об очередности исполнения требований по финансовым инструментам в случае ликвидации, а также о потенциальном разводнении (“dilution”) прибыли. Принимать окончательные решения от членов IASB в этот раз не требовали, однако техническому персоналу было сказано продолжать изучать цели раскрытий и их охват.

Второй большой вопрос, который подняли по этой теме - это обязательства по финансовым инструментам, возникающие исключительно на этапе ликвидации. Здесь же затронули такие нюансы как возможная классификация таких инструментов и требования к представлению и раскрытию информации, способные адекватно решить все сложности с инструментами этой категории. Пока что Совет по МСФО пришел к предварительному заключению, что как-либо по-особому прописывать классификацию таких инструментов не стоит, однако можно, в самом деле, подумать над дополнительными требованиями к представлению и раскрытию информации. Именно эта тема будет затронута по ходу, вероятно, уже следующей мартовской встречи.

PS 1 “Комментарии руководства”

Пересмотренная версия одного из двух ныне действующих в системе МСФО руководств, PS 1 “Комментарии руководства”, медленно, но верно продвигается в сторону релиза. В недавно обновленных краткосрочных планах апрель уже указывается в качестве месяца вероятного выхода. Впрочем, кое-какие “хвосты” еще оставались, и как раз ими занимался на прошлой неделе Совет по МСФО, готовя документ к отправке на “бумагу”. В качестве примера можно назвать определение существенной информации.

По мнению IASB, существенная информация будет определяться по аналогии с тем, как это ключевое понятие подано в “Концептуальных основах МСФО”: если ее отсутствие в комментариях руководства, искажение, либо представление ее таким образом, что она оказывается скрытой другой информацией, может, согласно обоснованным ожиданиям, повлиять на решения инвесторов и кредиторов, то такую информацию следует считать существенной.

Связанный вопрос - могут ли быть обстоятельства, при которых определенная информация, раскрываемая в финансовой отчетности, должна также раскрываться в комментариях руководства? Понятно, что PS 1 было и останется добровольным по своей сути, но в обзорах более ранних прошлогодних встреч мы уже говорили, что если организации решают следовать руководству, они тем самым берут на себя определенные обязательства. И вот возникает любопытный вопрос: только что мы говорили об инвесторах и кредиторах, принимающих свои решения на основе изучения этих дополнительных менеджерских отчетов, а также, само собой, основных форм финансовой отчетности. Так может ли быть информация, которую нужно раскрывать и там, и там? Совет по МСФО допускает, что да, но никаких конкретных решений на этот счет пока не принял.

Наконец, перед тем как все будет завершено, осталось прояснить такие важные моменты, такие как официальный статус PS 1, предложенные требования и руководства по ключевым вопросам, а также заняться приложением к предварительной версии PS 1, которое поможет читателям лучше понимать долгосрочные перспективы организации, ее нематериальные активы (в частности деловые/клиентские отношения), политику в отношении охраны окружающей среды и в отношении социума. И снова от Совета по МСФО никто не требовал принятия решений. Любопытно, успеет ли он разобрать все эти вопросы на мартовской встрече, и не повлияет ли эта заминка с откладыванием выхода на май.

Консультации по долгосрочным планам работы на следующие пять лет

Члены Совета по МСФО обсудили, все ли готово к выпуску обращения за информацией, на основе отзывов на которое впоследствии можно будет определять спектр тем. В ходе совещания все пришли к выводу о выполнении всех необходимых процедур, оговоренных внутренним регламентом, поэтому публикации обращения ничего не мешает. Публичные консультации после выхода документа в следующем месяце продлятся 120 дней.

“Инициатива по раскрытиям” - дочерние предприятия, относящиеся к категории малых и средних

Так же как в предыдущем случае, все готово к выходу предварительной версии будущего стандарта, что было перепроверено на заседании, и с чем согласились все. По итогам заседания была дана “отмашка” начинать готовиться к написанию документа, только вот датой выхода в планах пока что значится второй полугодие, и никакой конкретики последнее обновление в планах не добавило.

Впрочем, это уже неплохо с учетом того, что только лишь в конце января было решено публиковать именно предварительный вариант стандарта, а не дискуссионный документ по нему. Вдвойне неплохо с учетом того, что одному из членов IASB предложения в их нынешнем виде не нравятся. Оказывается, что будущий стандарт на самом деле ограничит раскрытия, которые делали бы организации, применяя другие МСФО.

С учетом этого члены Совета по МСФО планируют несколько увеличить консультационный период, поскольку и пользователям, и составителям отчетности придется дать достаточно времени на анализ не только той информации, которая теперь будет раскрываться, но и, получается, той информации, которая раскрываться не будет. Кроме того, более продолжительный период (в 180 дней) потребуется респондентам на оценку адекватности раскрытий с учетом сопоставления действующих требований к признанию и измерению в полной версии МСФО и в “МСФО для МСП”.

Добывающие отрасли

Основными добывающими отраслями, куда направил в этот раз свое внимание Совет по МСФО, стала добыча нефти, газа и минералов - исходя из предположения, что в этих отраслях могут возникать специфические трудности с учетом, а раз так, нужно выработать для них особый подход. В качестве примеров таких специфических вопросов можно назвать следующие:

  • Жизненный цикл процесса добычи в нефтегазовой отрасли и в добыче минералов
  • Действия, осуществляемых на каждой фазе жизненного цикла добычи полезных ископаемых в этих отраслях
  • Какие уже известные сложности учета ассоциируются с каждой из фаз?
  • Почему они возникают?

Ответов на эти вопросы пока нет, и на данном этапе от членов IASB этого не просят. Более того, Совету по МСФО по-прежнему предстоит ключевое решение, которое так и не принято: будет ли он заменять МСФО (IFRS) 6 “Оценка и добыча полезных ископаемых” на новый стандарт, как это случилось, например, со страховым стандартом IFRS 4, или же просто проведет большое обновление. Это решение определит охват всего проекта, обсуждение которого продолжится на следующих встречах.

Теги: Совет по МСФО  IASB  финансовые инструменты с характеристиками капитала  комментарии руководства  “Инициатива по раскрытиям”  дискуссионный документы  требования к раскрытию  раскрытие информации  представление информации  МСФО  существенная информация  ф