По материалам: IFRS
В рамках этого небольшого вебинара технический директор Совета по международным стандартам финансовой отчетности Кумар Дасгупта (Kumar Dasgupta) приводит краткий обзор недавно опубликованного дискуссионного документа, в котором IASB изложил ключевой принцип отнесения финансовых инструментов к категориям долга или капитала, а также пожелания относительно дополнительных раскрытий. Это первый вебинар в запланированной серии - на которую, отметим со своей стороны, у международных разработчиков предостаточно времени, так как период представления комментариев закончится лишь в январе следующего года. По ходу следующих вебинаров запланированы аналогичные обзоры:
- предпочитаемого Советом по МСФО подхода к классификации непроизводных финансовых инструментов
- классификации производных (от собственного капитала организации) финансовых инструментов
- классификации сложных инструментов и соглашений об обратном выкупе
- представления инструментов капитала
- представления финансовых обязательств
Прежде чем переходить к предложенным в документе подходам, расскажем вкратце о предыстории проекта, его охвате и возможном влиянии. Это темы сегодняшней веб-презентации.
Интересный вопрос – насколько проект вообще вписывается в общий план работы Совета по МСФО? Как раз для того, чтобы ответить на него по данному проекту (впрочем, и любому другому проекту тоже), требуется провести первую (исследовательскую) стадию, которая позволит разработчикам понять, есть ли необходимость в замене какого-либо стандарта или разработке нового. По ходу исследований Совет определяет текущие сложности в какой-либо области, оценивает их серьезность (необходимы ли с его стороны активные действия), а также альтернативные подходы к решению выявленных проблем.
Данный проект по финансовым инструментам с характеристиками капитала действует по двум основным направлениям:
- Улучшает информацию по выпущенным организациями инструментам, содержащуюся в их финансовой отчетности, и
- Решает текущие сложности с применением IAS 32 “Финансовые инструменты: раскрытия”
Опубликованный дискуссионный документ посвящен уже выявленным Советом по МСФО сложностям и предназначен в первую очередь для получения дальнейшего отклика по подходу, который на данном этапе IASB предлагает в качестве решения этих сложностей. На основе полученного отклика далее будет приниматься решение о замене отдельных частей IAS 32 или, возможно, разработке дополнительного необязательного руководства – пока здесь абсолютной определенности нет.
Проект имеет очень большое значение для самого Совета и всех участников процесса подготовки отчетности. Различие обязательств и капитала оказывает существенное влияние на структуру отчета о финансовом положении организации и ее отчета о финансовых результатах (в самом деле, изменения в стоимости каких финансовых инструментов будут включаться в прибыли и убытки, будут определять очень многое). IAS 32 – это действующий ныне стандарт, определяющий классификацию финансовых инструментов в качестве обязательств или капитала. С учетом актуальных на сегодня проблем, то, как организация будет отражать свое финансовое состояние, окажет сильное влияние на ее восприятие пользователями отчетности.
Если говорить об охвате проекта, то здесь две основные области определяются ответами на следующие два вопроса:
- О каких транзакциях мы говорим?
- Каковы требования к учету этих транзакций?
Проект по финансовым инструментам с характеристиками капитала фокусирует свое основное внимание на классификации финансовых инструментов их эмитентами в качестве либо финансовых обязательств, либо капитала – сегодня все это оговаривает IAS 32. Кроме того, тот же проект посвящен представлению и раскрытию информации, включая дополнительные способы доведения информации о финансовых инструментах до конечных пользователей.
Чем проект не занимается, так это требованиями к признанию и измерению по IFRS 9, в частности, учетом финансовых активов. Стоит также отметить, что проект по IFRS 9 изначально был совместным с Американским Советом по стандартам финансовой отчетности (FASB), работа над которым велась в рамках конвергенции стандартов. К проекту “FICE” (как его часто обозначают для краткости – от “Financial Instruments with Characteristics of Equity”) FASB никакого отношения не имеет.
До того как приступить к работе, Совет внимательно выслушал высказанные ранее замечания и примечания по связанным проектам – в том числе по тому же IFRS 9, обновленному плану работы и “Концептуальным основам”. Также во внимание были приняты проблемы, с которыми ранее обращались в Комитет по Интерпретациям.
IAS 32 работал до сих пор в целом неплохо, однако все больше увеличивается популяция финансовых инструментов, которые порождают сложности с его применением в плане классификации составителями отчетности, а равным образом и с пониманием влияния этих сложных финансовых инструментов на финансовое положение и финансовые результаты организации. Продолжаются философские дебаты относительно базовой логики в разделении обязательств и капитала по IAS 32. Кроме того, уже давно со стороны инвесторов (особенно капитальных инвесторов) раздавались призывы расширить раскрытие информации об определенных характеристиках финансовых инструментов.
То, как организация классифицирует выпущенный финансовый инструмент, будет в конечном итоге влиять на то, как она показывает свое финансовое состояние и результаты, а также на оценку ее финансового состояния и результатов пользователями финансовой отчетности – например, путем расчета количественных показателей. Следовательно, все эти актуальные сложности с разделением на обязательства и капитал затрудняют потенциальным инвесторам сравнение компаний между собой.
На основе проведенного анализа Совет по МСФО выявил ряд конкретных проблем. Фундаментальной сложностью в различии обязательств и капитала является тот факт, что “бинарная” классификация способна показать лишь ограниченную информацию об организации. Многие сложности с практическим различием при подготовке отчетности коренятся в непонимании базовой логики IAS 32. Это привело к непоследовательности на практике и возникновению множества вопросов по финансовым инструментам, которые в требованиях стандарта прямо не оговорены.
В ответ Совет по МСФО, отталкиваясь от базовых принципов, разработал обоснованное и четкое разделение финансовых инструментов на капитал и обязательства, но при этом не меняя фундаментально исходов классификации по IAS 32. Кроме того, он улучшил раскрываемую информацию по характеристикам инструментов капитала и обязательств, которые одной только классификацией не отражались. Наконец, Совет улучшил общую последовательность, прозрачность и полноту требований к классификации, в частности, в отношении производных от собственного капитала инструментов.
Что в результате изменится, а что останется прежним? Как уже неоднократно подчеркивалось, в большинстве ситуаций IAS 32 работает нормально, поэтому разработчики международных стандартов постарались ограничить ненужные изменения классификации. Так, классификация обыкновенных акций и облигаций и других простых финансовых инструментов останется прежней.IASB разрешил проблемы, но сделал это таким образом, чтобы классификация на основе базовых принципов осуществлялась более понятно, а раскрытия и представление информации сделались более полными. Такой вариант разработчики предпочли дополнительным наборам поправок, поскольку многие поправки, что уже вносились в прошлом, по итогу приводили лишь к осложнениям.
В итоге инвесторы получат на руки более полезную информацию о выпускаемых компаниями сложных финансовых инструментах, а сами компании – более понятную логику их классификации. Кроме того, в будущем наверняка появятся новые виды сложных финансовых инструментов, к классификации которых компании будут лучше подготовлены.
Совет по МСФО постарался, чтобы изменения не затронули области, про которые известно точно, что с ними сейчас все в порядке – например, исключение по финансовым инструментам с правом обратной продажи в IAS 32 и Интерпретацию IFRIC 2 “Доли участников в кооперативных организациях и аналогичные инструменты”. Кроме того, он был очень осторожен с изменениями, которые будут иметь какие-то другие последствия, кроме последствий для, собственно, классификации.
Детальнее дискуссионный документ будет далее разбираться по ходу следующих веб-презентаций о Совета по МСФО. Продолжение следует…