Итоги мартовских обсуждений в IPSASB

IPSAS - международные стандарты для госорганов
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 30 марта 2020


По материалам: IPSASB.org

Не только Совету по МСФО есть в чем отчитываться по итогам ежемесячных заседаний. Немало новостей, как выяснилось, принесла прошедшая в Абу-Даби встреча Международного совета по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора (IPSASB), о деталях которой рассказывает председатель этой организации Йен Карутерс (Ian Carruthers). С учетом опасности коронавируса, по примеру IASB ее также провели в основном в формате видеоконференции. Главные темы - реформа учета аренды, проекты по теме измерений и природных ресурсов, поправки к “Концептуальным основам” стандартов IPSAS.

Аренда

Стандарт по учету аренды в марте отметился принятием важного стратегического решения относительно того, как с ним будут дальше работать. IPSASB стоял натурально на распутье, рассматривая три возможных пути дальнейшего продвижения. Но сначала нам стоит напомнить, что в феврале 2018 года он выпускал для ознакомления предварительный вариант стандарта, обозначенный как “ED 46” (от “exposure draft”). Само собой, по нему давно были получены комментарии, которые внимательно рассмотрели и приняли во внимание. ED 46 предложил новую модель учета аренды, которая, вполне понятно, очень близка модели в IFRS 16 (поскольку конвергенция двух систем международных стандартов была и останется одной из главных задач для IPSAS), но все же внесла свою специфику общественного сектора, в частности, оговорив учет так называемой концессионной аренды* на условиях, отличающихся от рыночных. Кроме того, тут проводится различие учета у арендаторов и арендодателей, тогда как IFRS 16 оставил учет у арендодателей приблизительно тем же самым, будучи ориентированным в основном на арендаторов.

*Параграф 15 представленного в 2018 году возможного варианта будущего стандарта гласил, что и арендатор, и арендодатель решают вместе, осуществляют ли они аренду на рыночных условиях, или же на условиях ниже рыночных, проще говоря - льготных. В первом случае, если происходит передача права на использование актива на рыночных условиях, это будет считаться обменной операцией, а если на условиях ниже рыночных, то мы будем говорить о так называемой концессионной аренде, которая тогда может иметь как обменные, так и необменные составляющие. Для определения идентифицируемых обменных и необменных компонент придется ориентироваться на профессиональное суждение, а если провести такое различие по компонентам невозможно (бывает и такое, что аренда проводится за нулевое вознаграждение), тогда стороны будут считать, что у них необменная транзакция.

По словам Йена Каррутерса, довольно многие в ответных комментариях предложили отойти от IFRS 16 и пойти, что называется, своим путем там, где речь заходит об учете аренды у арендаторов. Правда, пока что IPSASB, даже рассматривая такую возможность, не может четко определить самой природы этого отклонения от принятого в МСФО подхода, и в частности - как дальше работать с концессионной арендой. Дальнейшие решения будут приниматься на основе фактов, которые уже помоги определиться в трех возможных путях развития, а именно:

  • Сворачивание проекта по теме аренды – то есть, по сути, возврат к прежней, но все еще действующей модели “риска и вознаграждения” в стандарте IPSAS 13;
  • Дальнейшая работа над проектом, но при этом с внесением изменений в требования к учету аренды у арендодателей. Это может оказаться близкая к IFRS 16 модель актива с правом пользования;
  • Дальнейшая работа, но при этом модель будет характеризоваться отклонением от требований международных стандартов финансовой отчетности (для частного сектора) и напоминать больше то, что было выставлено на обсуждение два года назад.

Каким же оказалось принятое по итогу стратегическое решение? Обсуждения сопровождались продуктивным обменом мнениями, практическим опытом и прочими формами обоснования, и по итогу решено было выбрать второй вариант - над проектом продолжат работать, по возможности придерживаясь максимальной схожести с IFRS 16. Это значит, что про ED 16, в принципе, можно забыть, потому что многое из предложенного там все равно не войдет в будущий стандарт. Решение это было непростым, - признается председатель Йен Каррутерс, - но пришлось принимать в расчет потребности ключевых групп стейкхолдеров.

А следующим этапом должен стать выход новой предварительной версии стандарта, который будет уже ближе к своему аналогу из МСФО для частного сектора. Пока неизвестно, когда примерно его ждать, поскольку техническим разработчикам только-только дали команду садиться за написание. Правда, концессионная форма аренды все равно будет рассмотрена, ведь это один из принципиальных вопросов для общественного сектора. И если с “традиционной” арендой проблем не возникнет, то перед началом написания требований к концессионной аренде Совет желает быть уверенным в том, что текущее определение не является излишне широким и неопределенным. Поэтому следующий вариант стандарта будет содержать лишь модель для учета традиционной, но не концессионной аренды, по которой IPSASB одновременно выпустит формальное приглашение поделиться информацией и помочь ему в дальнейшей работе.

Измерения

Проект по теме измерений в IPSAS стартовал в 2017 году. Его основная задача - пересмотреть требования к измерению, чтобы тем самым устранить расхождения между ними и подходом, который изложен в “Концептуальных основах” IPSAS. Что также немаловажно, в рамках данного проекта рассматривается возможность применения справедливой стоимости в международных стандартах финансовой отчетности для организаций общественного сектора, поскольку действующая версия “Концептуальных основ” вообще не оговаривает справедливую стоимость в качестве подходящего базиса для измерения активов и обязательств общественных организаций. Там же, где IPSAS оперируют этим термином, определение справедливой стоимости отличается от определения в IFRS 13.

Консультационный документ тут вышел в апреле прошлого года, и до середины октября по нему принимались замечания и идеи. По словам Йена Каррутерса, принятые ими до сих пор решения нашли сильную поддержку стейкхолдеров, а вот какие именно это решения - станет более понятно ближе к концу года, когда они планируют их представить единым набором в форме предварительного (“ED”) варианта будущего IPSAS по теме измерений, который оговорит новый подход к первоначальному и дальнейшему измерению активов и обязательств и связанным раскрытиям. Среди прочего, обещано новое детальное руководство по использованию исторической стоимости, стоимости замещения, стоимости исполнения обязательства (fulfillment cost) и, само собой, справедливой стоимости, с описанием обстоятельств, когда правомерно использовать ту или иную из них.

Концептуальные основы

Обновления в Концептуальных основах, что вполне понятно, очень тесно связано с предыдущим проектом по теме измерений и грядущей промежуточной версией стандарта. Вносить исправления сюда разработчики собираются в два этапа. “Первая фаза” будет соответствовать будущему ED по теме измерений, а “вторая фаза” - это, собственно, ответ Международного совета по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора на изменения “Концептуальных основ МСФО” пару лет назад. Однако вслепую перенимать их для общественного сектора нельзя, так как необходимо сначала убедиться, что они для него подходят – отмечает Йен Каррутерс.

Природные ресурсы

И последний по порядку, но не по важности – еще один проект по теме учета природных ресурсов. Проект был запущен в работу в феврале прошлого года - личный, хоть и нельзя сказать что решающий вклад IPSASB в решение проблемы изменения климата. Итогом работы здесь должны стать строгие требования к учету природных ресурсов, которые в сегодняшней системе IPSAS как таковые отсутствуют. Это большая проблема, поскольку, согласно данным МВФ за 2018 год, природные ресурсы составляли тогда в среднем 38% ВВП 31 государства, принявшего участие в опросе (см. “IMF Fiscal Monitor October 2018”).

На прошедшем в этом месяце совещании IPSASB принял решение продолжать работу над проектом, представив консультационный документ в качестве следующего шага, и лишь затем должен последовать предварительный вариант будущего стандарта. Однако о содержании “ED” на данный момент мало что можно сказать, поскольку в очень значительной степени оно будет зависеть от того, что люди скажут по теме учета природных ресурсов на основе изучения консультационного документа. Ян Каррутерс не озвучил пока даже ориентировочной даты его выхода.

А на этом пока все, продолжаем держать вас в курсе. Будьте дома и оставайтесь здоровы!

Теги: Совет по МСФО  Международный совет по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора  IPSASB  IASB  Йен Карутерс  Ian Carruthers  аренда  IPSAS 13  IFRS 16  концессионая аренда  Концептуальные основы  IPSAS  природные ресурсы  измерения  справ