Как будут разрабатываться национальные стандарты устойчивого развития

Расширенная корпоративная отчетность. Отчетность...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 14 сентября 2021


По материалам: IFAC

На днях Международная федерация бухгалтеров (IFAC) представила разъяснения, как будет в скором будущем осуществляться работа над стандартами отчетности устойчивого развития национальными разработчиками отдельных стран. По ее мнению, здесь будет использоваться тот же самый принцип “строительных блоков”, который IFAC даже отдельно разобрала в еще одних разъяснениях на эту тему несколько месяцев назад.

Речь идет о том, что базовым (“первым”) строительным блоком являются международные стандарты отчетности устойчивого развития, написанием которых займется ответственная за них организация ISSB. Национальные системы “устойчивых” стандартов каждой отдельной страны будут формироваться из него плюс дополнительного (“второго”) блока-надстройки, определяемого потребностями ключевых стейкхолдеров в каждом конкретном случае.

Первый базовый блок, за который ответственен скоро приступающий к своим обязанностям Совет по международным стандартам отчетности устойчивого развития (ISSB), должен обладать характеристикой универсальности, потому что его задача - подходить любой мировой юрисдикции. Эти стандарты обеспечат пользователей базовой информацией, которая, тем не менее, уже несет пользу для принятия деловых решений. Эта информация будет отражать собой влияние факторов устойчивости на организационную стоимость в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.

Сами по себе стандарты “Первого блока” добровольны в плане использования. Здесь аналогия с МСФО, которые тоже, в принципе, всегда были добровольными, но органы финансового регулирования каждой отдельной страны сами решают, с помощью каких действующих механизмов* осуществлять внедрение стандартов в национальную практику финансовой отчетности. То же самое будет справедливо и в отношении стандартов отчетности устойчивого развития, призванных отражать собой влияние факторов устойчивости. Требования национальных стандартов “Второго блока” уже обязательны, и разрабатываются они национальными регуляторами. При этом они не требуют того же самого, довольно сложного механизма внедрения в практику, о котором чуть ниже.

*Подразумеваются 2 основных типа механизма. Первый - это законодательная система, подводящая в стране несущие основы под корпоративную отчетность. В корпоративную отчетность, в свою очередь, входит “устойчивое” направление. Одновременно та же самая система законов дает национальным регуляторам "мандат" на использование в отчетной практике независимых стандартов, разработанных частной, к тому же иностранной организацией - такой как Совет по МСФО или теперь вот ISSB.

Второй тип механизма - это “ответственные органы”, национальные регуляторы. Довольно привычный вариант для многих стран. Ответственным органом может быть Минфин или другое министерство, которое отвечает за формирование системы отчетности на публичных рынках. В дополнение к этому, на национальном уровне может быть также “прикручена” независимая система надзора - организация, обеспечивающая соблюдение общественных интересов в разработке национальных стандартов и внедрении международных требований. Иногда, впрочем, функции надзора и разработки учетных стандартов совмещаются.

Национальный орган регулирования отдельно взятой страны может, в принципе, и напрямую перенимать разработанные ISSB стандарты в свое законодательство. С международными стандартами финансовой отчетности такое случается намного чаще, но вряд ли стоит ждать того же самого от менее специфических международных стандартов отчетности устойчивого развития. Если так, то отвечающая за внедрение организация – “ответственный орган”, которым может быть Минфин, организация, аналогичная Фонду НСФО в России, или специально созданный независимый разработчик национальных стандартов - обязан дать рекомендации относительно применения международного стандарта на местном уровне. В этом приветствуется активное участие местных стейкхолдеров, а разработка национальных стандартов отчетности устойчивого развития послужит при качественном обратном отклике задаче информирования ISSB относительно эффективности его собственной работы.

За полтора десятка лет в более чем 140 странах, внедривших у себя МСФО, уже давно выработались эффективные механизмы внедрения, однако IFAC допускает, что их же можно попробовать применять и в отношении новой международной системы стандартов (впрочем, это одна из двух равнозначных возможностей). Для примера, на территории ЕС, как известно, четкий механизм одобрения каждого нового/измененного МСФО подразумевает участие Европейской консультативной группы по финансовой отчетности: ЕFRAG изучает каждый стандарт по отдельности и дает свои рекомендации Европейской Комиссии. Она далее принимает решение о внедрении стандарта в европейскую практику, пусть даже это в большинстве случаев лишь формальность. Как будет данный механизм функционировать со стандартами от ISSB, если, как мы давно прекрасно знаем, разработкой собственных европейских стандартов отчетности устойчивого развития займется рабочая группа в составе той же самой EFRAG, и это, по логике выходит, будут уже стандарты “Второго блока” - предстоит выяснить. Полагаем, все довольно легко разрешится и здесь, но понаблюдать на первых порах будет интересно.

Сама Международная федерация бухгалтеров имеет свои мысли на предмет того, можно ли прямо использовать уже отлаженные механизмы по внедрению МСФО в национальные системы стандартов. Тут, как водится, может быть два варианта:

  1. Использовать новый механизм, и
  2. Использовать один и тот же механизм для внедрения МСФО и международных стандартов отчетности устойчивого развития.

Просто для примера, механизм, отдельный или единый для двух международных систем стандартов, может состоять из следующих основных этапов:

  • Отдельное (как по каждому стандарту, так и по всем вместе) признание стандартов ISSB в местной законодательной системе, регулирующей корпоративную отчетность бизнеса*;

*Признавать или нет международный стандарт от ISSB?

Есть три основных критерия, при выполнении которых может быть принято положительное решение на этот счет:

- Будет ли новое требование способствовать формированию более справедливого и эффективного публичного рынка?

- Принесут ли пользу действующей системе корпоративной отчетности новые/дополнительные требования к раскрытию информации, которые окажутся при этом последовательными, сопоставимыми и обязательными?

- Обеспечат ли новые стандарты правдивое и сбалансированное раскрытие данных по ключевым темам?

  • Внедрение стандартов ISSB в местную систему требований к корпоративной отчетности;
  • Подписание Меморандума о Взаимопонимании между Советом по международным стандартом отчетности устойчивого развития (ISSB) и местным органом регулирования и/или разработчиком национальных стандартов, согласно которому последний обязуется разрабатывать стандарты, идентичные международным;
  • Разработка дополнительных руководств с отсылками к наилучшим примерам из практики применения стандартов ISSB (в том случае, если местные стандарты отчетности устойчивого развития также будут оперировать базовыми принципами, но они при этом вполне могут оказаться и очень предписательными и содержать в себе четко сформулированные строгие правила);
  • Достижение со временем полной конвергенции национальных и международных требований.

Какой бы вариант ни был выбран, он в любом случае должен обеспечивать эффективный переход глобальных стандартов в национальные. Иначе говоря, в конечном итоге должны формировать собой единый монолит все те же два основных блока, где первый будет отвечать за обеспечение последовательной, сопоставимой, достоверной (с формальным механизмом обеспечения этой достоверности) базовой информацией по рынкам капитала, а второй блок - специфические для каждой юрисдикции требования к отчетности, учитывающие национальные особенности. Чтобы такое стало возможным, необходимо соблюдение еще ряда требований, скажем так, более высокого уровня:

  1. Официально озвученное руководством страны намерение перейти на требования ISSB (так же, как это делалось и делается в случае с международными стандартами финансовой отчетности);
  2. Официально действующая, четкая система регулирования и надзора, обеспечивающая правильность применения стандартов;
  3. Четко оговоренные категории организаций (национальных, зарубежных, общественно-значимых, частных, биржевых и т.д.), которым предписано либо просто разрешено применение стандартов от ISSB;
  4. Процесс внедрения и дальнейшего использования стандартов ISSB на национальном уровне должен быть прозрачен для международного сообщества - в противном случае нельзя будет сказать наверняка, следует ли руководство страны озвученному на первом шаге намерению;
  5. Система обеспечения уверенности (ограниченной или же разумной) в отношении отчетности устойчивого развития. Так или иначе, здесь должен применяться механизм, который будет подтверждать соответствие подготовленной отчетности требованиям стандартов ISSB.

Теги: стандарты устойчивого развития  Международная федерация бухгалтеров  IFAC  международные стандарты отчетности устойчивого развития  ISSB  Совет по международным стандартам отчетности устойчивого развития  факторы устойчивости  организационная стоимость  М