Современный бухгалтер на “ты” с облачными технологиями, умеет управлять взаимоотношениями с клиентами и разбирается в системе планирования ресурсов предприятия.
Недавний отчет от компании Xero однозначен: 83% современных бухгалтеров уверены, что для них понимать технологии не менее важно, чем понимать, собственно, бухгалтерское дело. Британские консультанты в области финансового рекрутинга подтверждают, что сегодня работодатели ищут кандидатов с опытом обращения с информационными системами Microsoft NAV, Excel, Sage, CRM и ERP. Во многих случаях компании подыскивают себе финансовых директоров или финансовых контролеров, способных внедрить эти системы.
Есть мнение, что технологические изменения сегодня выдвигают более высокие требования к бухгалтерам/аудиторам в плане оказания качественных услуг их клиентам, но одновременно и облегчают им жизнь за счет автоматизации. Экономия времени позволяет уделять больше времени качеству клиентского обслуживания, что делает его ключевым фактором при выборе бухгалтера клиентом.
Консервативное представление о бухгалтерах и аудиторах как о бэкофисных сотрудниках с невысокой ролью социального взаимодействия безнадежно устарело. Многие, описывая этот стереотип, рисуют в воображении персону в темной комнате, вероятно, интроверта, склонившегося над ворохом бумаг со своей счетной машинкой. Конечно, ничего общего с современным бухгалтером это иметь не будет, ведь современный бухгалтер/аудитор обязан обладать навыками межличностного общения, чтобы эффективно доводить сложную финансовую информацию до своих клиентов. Чтобы качественно оказывать услуги, нужно знать не только что сообщить и когда сообщить, но и как это сделать. Для многих именно коммуникативные навыки сегодня означают разницу между хорошим специалистом и плохим.
Подрастающее молодое поколение бухгалтеров – это “поколение двухтысячных”, “поколение Y”, как его еще называют, молодые специалисты с предположительно очень хорошо развитыми техническими знаниями. Это, впрочем, не значит, что уже давно работающие в этой области бухгалтеры и аудиторы должны просто так поступиться им своим местом, ведь у них всегда есть возможность воспользоваться возможностями и также получить необходимые навыки работы с программным обеспечением. Повысить свою текущую стоимость, скажем так. Делать это следует с учетом шести ключевых трендов в бухгалтерской профессии, которые эксперты британской ассоциации AAT ожидают на наступивший 2017 год. Какие же это тренды?
1. “Облачная” отчетность
Теперь получить доступ к финансовым данным можно практических отовсюду, что дает как компаниям, так и работающим у них бухгалтерам и аудиторам колоссальную свободу. Это не только удобно, но это также относительно дешево и просто в использовании. Хотя в роли передовиков в области “облачной” отчетности чаще всего представляют Xero и Quickbooks, компаний, оказывающих этот тип услуг, на самом деле довольно много. Знать каждую деталь каждого программного продукта невозможно, да и не требуется, но важно хотя бы представлять основные преимущества основных из них, потому что решение, подходящее одному клиенту, может не подойти другому. Это тоже своего рода стратегия, новая стратегия лавирования между потребностями клиентов в стремлении их удержать - с одной стороны, и оптимизация использования программных продуктов в стремлении унифицировать все рабочие процессы – с другой.
2. Клиентов удержать станет сложнее, но проще найти
Это логически следует из предыдущего пункта. Облачные технологии позволяют теперь клиентам легко переключаться с одного бухгалтерского специалиста на другого. Это совсем не то, то было раньше, когда огромные объемы данных хранились на бумаге в толстых папках в шкафу, а чуть позже – на жестком диске. И в том, и в другом случае поиск нового бухгалтера представлял собой довольно-таки сложное мероприятие, что служило дополнительным удерживающим фактором. Теперь придется искать другие способы доказать свою незаменимость. Cо столь масштабной автоматизацией работы на чистый комплайенс придется подумать о расширении своего спектра консультативных услуг, но это тоже положительный сдвиг, ведь с новыми услугами в арсенале стает легче найти клиентов-потребителей этих услуг.
3. Начальные зарплаты возрастают
Оговоримся, что мы опираемся на материал от британских авторов, и там они действительно ожидают роста стартовых окладов молодых специалистов в области финансов и бухгалтерии – приблизительно на 3.7%, что меньше прошлогоднего прогноза в 4.7%, который стал рекордным, но все равно это второе по счету самое большое ожидаемое увеличение за все последнее десятилетие. Конечно, чтобы добиться от работодателей самых лучших зарплат, придется иметь весомый багаж технических знаний (о чем говорилось выше) и быть готовыми предъявить профессиональный сертификат: все это по-прежнему в силе. Помимо этого сегодняшние работодатели ищут людей с развитыми коммуникативными навыками (также уже обсуждали этот момент), что подразумевает, в том числе, свободную от жаргонизмов речь и способность быстро налаживать отношения с людьми.
4. Мобильные технологии
Недооценить важность мобильных бухгалтерских приложений стало практически невозможно. Все большее число специалистов, а также их клиентов использует в своей работе мобильные устройства. Ведение счетов, хранение документов, подтверждение расходов – все эти процессы стали намного более быстрыми и удобными. Приложения дают возможность мгновенного доступа к важной информации в любой ситуации – и когда вы в офисе, и когда вышли на обед. Довольно часто они интегрированы с облачными приложениями, что обеспечивает максимальную актуальность данных, где бы вы ни находились.
5. Ничтожность географического фактора
С облачными технологиями и обширным инструментарием хранения данных стало намного проще вести дела с клиентами, которые находятся даже очень далеко от вас. Географическое местоположение – больше не преграда в поиске новых клиентов (еще один фактор, облегчающий их поиск). Если вы по-прежнему подходите к поиску своих клиентов старыми методами, самое время переучиться, но сначала убедитесь, что у вас на руках имеется достаточно мощный инструментарий для удовлетворения всех потребностей резко выросшей клиентской базы.
6. Автоматизация
Неважно, работаете ли вы в организации или же обслуживаете своих собственных клиентов – наверняка вы давно заметили, что технологии помогают не думать о самых рутинных задачах. Автоматизированное ведение электронной документации позволяет свести к минимуму ручное введение данных, а то и полностью от него избавиться. Автоматизация была и остается пугающей перспективой, ведь так легко вообразить собственное сокращение по причине ненужности. На эту тему было сказано немало, и уже давно для многих очевидно, что на самом-то деле все наоборот: автоматизация – хорошая новость для бухгалтеров! Автоматизация освобождает время для задач, с которыми ни один компьютер справиться не в состоянии: налаживание отношений с клиентами, улучшение навыков межличностного общения, увеличение стоимости ваших услуг, в конце концов, для большей удовлетворенности клиентов и удержания их в течение по возможности более продолжительного периода времени.
Кроме того, более быстрая обработка данных делает возможной обновления в реальном времени, едва ли не “мгновенную” отчетность (получить доступ к которой клиенты смогут в любой момент времени с помощью облачных технологий). “Отчетность в реальном времени” – все еще звучит как фантастика для многих, а между тем – постепенно входит в нашу жизнь и становится реальностью.
Это не говоря уже о том, что автоматизация
нейтрализует риск, с которым даже самые образованные бухгалтеры никогда не были и не будут в состоянии справиться – человеческий фактор.
По материалам: Ассоциация бухгалтерских специалистов - Association of Accounting Technicians (AAT)