По материалам: CFO
Со вступлением в силу новых требований к признанию и учету выручки потребуется более сплоченная работа между командами, ответственными за ценообразование, и, собственно, бухгалтерами в компаниях.
Ориентировочно с 2007 года в мировой экономики наметился новый тренд – постепенный переход на новую, ориентированную на клиента, подписную модель экономики. Об основной сути можно догадаться по названию: клиент платит подписную цену, чтобы получить доступ к товару или услуге. “Пионерами” новой модели стали газеты и журналы, но сегодня она используется компаниями, работающими в самых разных отраслях. Среди самых громких имен на ум тотчас приходят “Amazon”, “Netflix”, “HBO”, “AXA”, и это, понятно, далеко не исчерпывающий список.
Использующие подписную модель компании используют этот ориентированный на клиента подход, чтобы дифференцировать свои товары и услуги от других, а самым успешным удается найти целый диапазон гибких цен и способов оплаты. Такие компании подходят к процессу ценообразования и предложения товаров/услуг точно так же, как они подходят к разработке своего продукта: для них это бесконечная эволюция, которая никогда не завершится на 100%.
Когда рынок создает давление, от отвечающих за ценообразование команд ожидают быстрой реакции, однако принятые по итогу решения практически всегда основываются на анализе числа подписчиков и перспектив роста… Получается, “больше клиентов = больше прибыли = все довольны”? Не всегда так. Все (а особенно бухгалтеры) бывают довольны, только когда все сходится. В 2018 году должны вступить в силу два новых стандарта по учету выручки – разумеется, мы говорим об IFRS 15 и ASC 606 в случае с американскими кодифицированными стандартами. Именно тогда большинству мировых компаний придется переоценить свои действующие подходы.
И там, и там главенствует основополагающий принцип: признавать выручку нужно только тогда, когда происходит фактическая передача товара или услуги клиенту, и в размере, пропорциональном части уже переданных товаров или услуг. Казалось бы, причем здесь ценообразование? А вот причем.
В современном мире, где стало возможным такое большое разнообразие моделей оплаты, новые правила учета значительно усложняют процесс признания выручки. Уже беглого взгляда на заголовки новостей финансовой тематики достаточно хотя бы для примерного представления: “Uber, Amazon и Microsoft готовятся к пересмотру своего учета”, “Amazon утверждает, что новые правила учета изменят для нее момент признания продаж”, “У Boeing и других крупных оборонных компаний особые сложности с новыми правилами для выручки”, и т.д.
Розничный гигант Amazon, для примера, реализует товары многими способами: через подписку, напрямую клиентам, через точки розничных продаж, с помощью подарочных карт… Новые правила учета потребуют различной интерпретации ценообразования и самих транзакций. Однако уже в июле этого года, сдавая комплект обязательной отчетности в SEC, компания указала на невозможность продолжения учета выручки сегодняшними методами. Особенно разительные перемены ждут электронные приспособления под брендом Amazon, которые реализуются через точки розничных продаж – так считают представители самой компании. Выручка здесь будет признаваться в момент продажи товара розничной сети, а не конечному клиенту.
Серьезные изменения ожидают учет невостребованных клиентами сумм на подарочных картах Amazon (тема учета подарочных карт по новым правилам, кстати, уже поднималась у нас, притом даже не раз). Компания собирается признавать эти суммы на протяжении ожидаемого периода использования карт клиентами, в ее случае – приблизительно в пределах девяти месяцев. Для сравнения, сегодня Amazon вообще не признает выручку, пока не истечет срок действия подарочной карты, либо сама возможность использования не станет очень маловероятной (где-то спустя два года после выпуска). На конец прошлого года общие обязательства Amazon по неиспользованным подарочным картам составляли $2.4 млрд.
И это лишь один из многочисленных примеров. Boeing также сообщила инвесторам и, соответственно, в Комиссию по ценным бумагам и биржам, что новые стандарты окажут существенное влияние на ее отчет о доходах и отчет о финансовом состоянии. General Motors оценила, что переход на новые правила способен снизить начальный баланс ее нераспределенной прибыли примерно на $1 миллиард.
Компании сегодня торопятся перейти на новый стандарт, поэтому самое время рассмотреть возможные проблемные ситуации и постараться избегать их в будущем. А сделать это лучше всего, бросив свежий взгляд на совместную работу бухгалтеров и команд по ценообразованию. Сейчас работать бок-о-бок им важно как никогда. Бухгалтерам необходимо четко понимать бизнес-мотивацию, лежащую в основе разных моделей ценообразования или реализации продукции, а ответственные за ценообразование люди должны осознавать влияние выручки на их решения. Без этого тесного сотрудничества финансовые команды столкнутся с настоящим кошмаром произвольного ценообразования и реализации продукции. Или того хуже: какие-то модели ценообразования могут быть отвергнуты финансовыми командами лишь на том основании, что у них нет возможности автоматизировать признание выручки для этих сценариев.
Мало причин сомневаться, что команды по ценообразованию несут на себе огромную ответственность в плане определения того, как вывести продукт на рынок и заставить бизнес расти. Но чтобы бизнес стал по-настоящему успешным, они должны принять в расчет все последствия решений о ценообразовании, причем еще до того, как принять их.